Судебный акт
Об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду зем.участка
Документ от 28.01.2025, опубликован на сайте 06.02.2025 под номером 116965, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности рассмотреть обращение (№6087) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-005427-13                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Судья Царапкина К.С.                                               Дело №33а-305/2025 (33а-6180/2024)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                             28 января 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского  районного  суда  города Ульяновска от 29 августа 2024 года по делу № 2а–4052/2024, по которому постановлено:

административный иск Мартиросяна Семена Сергеевича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть обращение о предварительном согласовании предоставления земельного участка без учета оснований, указанных в отказе – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от *** № *** об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность повторно рассмотреть обращение Мартиросяна Семена Сергеевича от *** о предварительном согласовании предоставления земельного участка без учета оснований отказа от *** № ***.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя    Мартиросяна С.С. – Токарева А.С., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Мартиросян С.С. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть обращение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Требования мотивированы тем, что истец обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, сроком на 3 года, расположенного по адресу: ***.

Рассмотрев заявление административного истца, Министерство приняло решение от *** №*** об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Отказ обусловлен тем, что земельный участок расположен на территории элемента планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы). Кроме того, земельный участок расположен в границах ***.

Просил суд признать отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженный в письме № *** от ***, незаконным; обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области повторно рассмотреть обращение Мартиросяна С.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка без учета оснований, указанных в письме № *** от ***.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, администрация города Ульяновска, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области, ППК «Роскадастр» (филиал по Ульяновской области), Министерство транспорта Ульяновской области, Федеральное агентство воздушного транспорта РФ, Министерство транспорта РФ.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее по тексту Министерство) не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает о том, что в суде первой инстанции было установлено, что в соответствии с проектом планировки территории Засвияжского района МО «город Ульяновск» спорный земельный участок расположен на территории общего пользования. Согласно ст. 13 Правил землепользования застройки муниципального образования «город Ульяновск», земельный участок расположен в территориальной зоне Р 2 – зоне зеленых насаждений общего пользования. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предоставлен, если он является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается уполномоченным органом при наличии хотя бы одного из оснований, в частности, пп. 1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Отказ Министерства не нарушает права административного истца по предоставлению ему земельного участка в указанном месте и сделан с учетом норм законодательства и обстоятельств дела. Установленные ограничения использования земельного участка не допускают его использования в соответствии с целями, указанными административным истцом. Отмечает, что позиция Министерства подтверждается судебной практикой.

В судебное заседание кроме представителя административного истца другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ  суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно Закону Ульяновской области от 03.07.2015 №85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», Положением утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/557-П, с 01.01.2019 Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Муниципального образования «город Ульяновск». Такие полномочия переданы в настоящее время Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, 09.07.2024 Мартиросян С.С. обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство) с заявлением (вх.34833) о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером ***, площадью 1000 кв.м, в аренду без поведения торгов (пп.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ) для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 3 года, расположенного по адресу: ***. К заявлению была приложена схема испрашиваемого земельного участка, согласно которой образуемый земельный участок расположен в зоне *** «зона застройки индивидуальными жилыми домами, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.30-31).        

По результатам рассмотрения указанного заявления Министерством принято решение от *** №*** об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании  п.12 ст.85, пп.4 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ (л.д.27).

В обоснование отказа указано, что согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83, земельный участок расположен в функциональной зоне «территория общественных центров с сопутствующей жилой застройкой» и на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций. По ст.13 «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от 10.08.2021 №1166 (далее - Правила), земельный участок расположен в территориальной зоне Р2 - зона зеленых насаждений общего пользования. По ст.15 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды» Правил земельный участок находится в границах ***.  В соответствии с проектом планировки территории Засвияжского района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденным постановлением мэрии города Ульяновска от 07.07.2009 № 5293, земельный участок расположен на территории общего пользования (улицы, дороги, проезды, площади, бульвары, территории линейных объектов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предоставлен, если он является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.

Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что указанное в п.п. 4 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ основание для отказа Мартиросяну С.С.  в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка в кадастровом квартале ***, площадью 1000 кв.м, местоположение: *** с целью предоставления земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), в ходе судебного разбирательства не установлено, а указанные в оспариваемом решении основания не могли служить препятствием в предоставлении земельного участка.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они противоречат материалам дела и фактическим обстоятельствам.

Так, в силу п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.

Так, согласно пп. 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является ее несоответствие утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Согласно пункту 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п.12 ст. 85 ЗК РФ).

В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно пп.3 п.1 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусматривает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Как видно из фрагмента карты градостроительного зонирования, предоставленного по запросу суда апелляционной инстанции, согласно ст.13 «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне *** - зона зеленых насаждений общего пользования, а не зоне ***, как указано в приложенной к заявлению административного истца схеме.

Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» предусмотрено, что зона *** выделена для сохранения и обустройства озелененных пространств, при их активном использовании с возможностью строго ограниченного строительства объектов капитального строительства. При этом ни в основных видах разрешенного использования, ни в условно разрешенных видах использования не указан вид использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

Данные Правила являются действующим нормативно-правовым актом на территории муниципального образования – город Ульяновск, в установленном законом порядке не оспорены и не отменены.

Согласно проекту планировки территории Засвияжского района г.Ульяновск, утвержденному постановлением мэра г.Ульяновска от 07.07.2009 №5293, спорный земельный участок расположен на территории общего пользования (улицы, дороги, проезды, площади, бульвары, территории линейных объектов.

Выводы суда о том, что в данном случае нахождение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне *** не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований Мартиросяна С.С., основаны на ошибочном толковании приведенных выше норм материального права.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского  районного  суда  города Ульяновска от 29 августа 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Мартиросяна Семена Сергеевича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть обращение отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.02.2025.