Судебный акт
Предоставление мер социальной поддержки
Документ от 14.01.2025, опубликован на сайте 03.02.2025 под номером 116901, 2-я гражданская, об установлении права на получение и взыскании социальной выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-004883-93

Судья Анциферова Н.Л.                                    Дело № 33-159/2025 (№ 33-5998/2024)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            14 января 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г., 

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы   Министерства социального развития Ульяновской области, областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от  5 сентября 2024 года по гражданскому делу № 2-3762/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования Тумановской Марии Валентиновны к Министерству социального развития Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о предоставлении и выплате социальных выплат удовлетворить.

Обязать Министерство социального развития Ульяновской области, областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области принять решение о назначении и предоставлении Тумановской Марии Валентиновне меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно в соответствии со ст. 13.7 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области».

Обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» произвести Тумановской Марии Валентиновне социальную выплату в размере                 250 000 руб.

Обязать Министерство социального развития Ульяновской области заключить с Тумановской Марией Валентиновной социальный контракт в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № ***  «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области».

Обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» произвести Тумановской Марии Валентиновне социальную выплату в размере                    344 596 руб.

Взыскать с Министерства социального развития Ульяновской области в пользу Тумановской Марии Валентиновны государственную пошлину в размере 300 руб.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения представителя Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В.,  поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Тумановской М.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Тумановская М.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Ульяновской области о предоставлении и выплате социальных выплат.

В обоснование заявленных требований указала, что 07.03.2024 обратилась в Отделение по Засвияжскому району ОГКУСЗН Ульяновской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты, являющейся формой мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставленного ее многодетной семье земельного участка. В предоставлении данной меры социальной поддержки ей было отказано, поскольку приобретаемая квартира не оформлена в ее собственность. Ей были даны разъяснения, что выплата носит компенсационный характер и для того, чтобы получить право на нее нужно сначала понести расходы на приобретение жилья, а затем обратиться за выплатой.

Но право собственности она сможет зарегистрировать после того, как полностью выполнит обязательство по оплате его стоимости согласно договору купли-продажи. Большую часть денежных средств она уже внесла в счет приобретения квартиры, что подтверждается распиской продавца.

07.05.2024 были внесены изменения в пункт 3.1 постановления Правительства Ульяновской области от 25.03.2022 № 137-П, согласно которым социальная выплата предоставляется в размере предстоящих (понесенных) расходов заявителя на цели, указанные в пунктах 1-7 части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», но не более 250 000 руб.    

После этого она вновь подала пакет документов о назначении социальной выплаты взамен земельного участка, предоставленного многодетным семьям, приложив в том числе расписку о получении денежных средств продавцом. Но вновь получила отказ Министерства социального развития Ульяновской области в предоставлении меры социальной поддержки по аналогичным основаниям, который считает неправомерным.

Также полагает, что Министерство социального развития Ульяновской области необоснованно отказало ей в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта по причине превышения среднедушевого дохода ее семьи.

В доход ее семьи были учтены пособия на детей до 17 лет в размере одного прожиточного минимума на каждого ребенка, выплата из средств материнского капитала в размере одного прожиточного минимума на ребенка, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в минимальном его размере, доход ее супруга, а также все социальные льготы и социальная помощь от государства, которые по закону положены ее многодетной семье: льгота по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50%; компенсация за детский сад; бесплатное питание ребенка в общеобразовательной организации; социальная выплата на обеспечение учащихся в общеобразовательной организации школьной одеждой спортивной формой на весь период обучения.

Считает, что включение в размер дохода семьи мер социальной поддержки при назначении последующей меры социальной противоречит закону.

Просила установить право на получение социальной выплаты взамен земельного участка, обязать Министерство социального развития Ульяновской области выплатить 250 000 руб. взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, выплатить социальную выплату на основании социального контракта на предпринимательскую деятельность в сумме 344 596 руб., взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области (далее – ОГКУСЗН Ульяновской области), Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее – УОГКУСЗН «ЕОЦСВ»), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области), Тумановский В.В.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что судом неправильно определены  обстоятельства, имеющие значение для дела.

Отмечено, что решением Министерства социального развития Ульяновской области в соответствии с Правилами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Ульяновской области, утвержденными постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2023 № 729-П, Тумановской М.В. обоснованно было отказано в государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты в связи с превышением размера среднедушевого дохода ее семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ульяновской области. С учетом постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода семьи суд необоснованно исключил компенсацию ЖКХ в размере 11 543 руб. 47 коп. и школьную форму стоимостью 500 руб. 01 коп., так как данные выплаты относятся к выплатам компенсационного характера и входят в перечень видов доходов, учитываемых при расчетах среднедушевого дохода семьи. Совокупный доход семьи Тумановской М.В. за один месяц (14 038 руб. 43 коп.) превысил установленный размер среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ульяновской области на 2024 год (13 753 руб.).

Также в жалобе указано, что Министерством социального развития Ульяновской области было обоснованно отказано в предоставлении Тумановской М.В. социальной выплаты, являющейся формой социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно, на основании подпункта 1 пункта 13 постановления Правительства Ульяновской области от 25.03.2022 № 137-П, поскольку необходимые документы представлены не в полном объеме, в частности, отсутствовали сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о регистрации права собственности Тумановской М.В. на приобретенную квартиру.  В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации Тумановская М.В. должна зарегистрировать право собственности на недвижимость в установленном законом порядке и для получения денежной компенсации взамен земельного участка представить установленный перечень документов, в том числе договор купли-продажи квартиры с отметкой о государственной регистрации перехода права и выписку из ЕГРН о государственной регистрации права на квартиру.

В апелляционной жалобе ОГКУСЗН Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также с неправильным толкованием подлежащего применению к спорным отношениям действующего законодательства.

В апелляционной жалобе выражено несогласие с выводами суда о необъективности причины отказа в предоставлении Тумановской М.В. социальной выплаты – отсутствии сведений о регистрации права на недвижимое имущество в ЕГРН, поскольку на основании представленных документов невозможно было достоверно установить, имеет ли истец право распоряжаться объектом недвижимости, в отношении которого предусмотрена мера социальной поддержки. Решение об отказе в предоставлении Тумановской М.В. меры социальной поддержки было принято на законных основаниях в соответствии с подпунктом 1 пункта 13 постановления Правительства Ульяновской области от 25.03.2022 № 13-П.

Также в жалобе указано, что при расчете среднедушевого дохода семьи  Тумановской М.В. судом необоснованно исключены компенсационные выплаты, поскольку это противоречит пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2023 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», в котором указано, что выплаты компенсационного характера должны учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи. 

В возражениях на апелляционную жалобу Тумановская М.В., указывая на законность и обоснованность принятого судом решения, просит оставить его без изменения.

Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Тумановская М.В. с 12.02.2021 состоит в зарегистрированном браке с ***, от брака имеют троих несовершеннолетних детей: ***, *** года рождения, ***, *** года рождения, ***, *** года рождения (т. 2 л.д. 25-27, 28).

Тумановская М.В. и члены ее семьи зарегистрированы и проживают по адресу: *** (т. 2 л.д. 6).  Данная квартира на праве общей долевой собственности принадлежит *** (1/2 доля), *** (1/4 доля), *** (1/4 доли)      (т. 1 л.д. 165-169).

Тумановской М.В. с 16.07.2020 принадлежит транспортное средство Пежо 4008, государственный регистрационный номер ***, за *** транспортные средства не зарегистрированы (т. 2 л.д. 72).

*** и *** в собственности жилых помещений не имеют (т. 1 л.д. 163, 164).

Согласно справке от 09.08.2024 № *** о состоянии расчетов (доходов) по налогу на профессиональный доход за 2024 год доход *** составил 341 800 руб. (т. 2 л.д. 33).

Тумановская М.В. работает ***, в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет (т. 2 л.д. 219-220).

28.04.2024 Тумановская М.В. обратилась с заявлением в *** об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области от 28.05.2024 №*** Тумановской М.В. отказано в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (т. 1 л.д. 138-140).

ОГКУСЗН Ульяновской области Тумановской М.В. направлено уведомление об отказе в представлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с пп. 1 п. 32 Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2023 № 729-П «Об утверждении Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Ульяновской области», в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ульяновской области (т. 1 л.д. 137). 

Согласно представленному ответчиком расчету среднедушевого дохода семьи и величины прожиточного минимума, исходя из пяти членов семьи, совокупный доход семьи за 3 месяца не должен превышать 206 295 руб. 00 коп. (т. 2 л.д. 145), при этом расчет среднедушевого дохода семьи истца произведен с учетом следующего:  компенсация ЖКХ (декабрь, январь, февраль) – 11 543 руб. 47 коп.; горячее питание (декабрь, январь, февраль) – 2331 руб. 84 коп.; пособие на детей до 1,5 лет (декабрь, январь, февраль) – 26 410 руб. 18 коп.; ЕДВ до 3 лет из материнского капитала (декабрь, январь, февраль) – 25 830 руб.; школьная форма (декабрь, январь, февраль) – 500 руб. 01 коп.; пособие на детей от 0 до 17 лет (декабрь, январь, февраль) – 119 721 руб. 00 коп.; доход супруга (декабрь, январь, февраль) – 24 240 руб., а всего 210 576 руб. 50 коп. Исходя из этого учтен совокупный доход семьи за один месяц  в размере 70 192 руб. 17 коп. (210 576 руб. 50 коп. / 5 человек) и среднедушевой доход семьи – 14 038 руб. 43 коп., который превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Ульяновской области на 2024 год (13 753 руб.).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком при определении дохода семьи Тумановской М.В. необоснованно включены в расчет ежемесячное пособие на питание ребенка в государственной или муниципальной образовательной организации, школьная форма и компенсация ЖКХ, при исключении которых совокупный доход семьи истца за три месяца составит 196 201 руб. 18 коп., соответственно среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Ульяновской области, в связи с чем Тумановская М.В. относится к категории лиц, имеющих право на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (далее – Федеральный закон «О государственной социальной помощи»).

Статьей 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Согласно частям 1 и 1.1 статьи 8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Правила оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной настоящим Федеральным законом, в том числе примерный перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанной государственной социальной помощи, и форма заявления о ее назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2023 № 1931 «Об оказании субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной федеральным законом «О государственной социальной помощи» к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая следующие мероприятия: а) мероприятие по поиску работы; б) мероприятие по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; в) мероприятие по ведению личного подсобного хозяйства; г) иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи», в целях удовлетворения текущих потребностей семьи, одиноко проживающего гражданина в приобретении товаров и услуг в соответствии с подпунктом «г» пункта 10 настоящих Правил. В рамках указанных мероприятий в приоритетном порядке социальный контракт заключается с гражданами, проживающими в семьях с детьми. Социальный контракт, направленный на реализацию указанных мероприятий, заключается с одним и тем же гражданином (с одной и той же семьей) не чаще одного раза в год со дня окончания срока действия предыдущего социального контракта.

Согласно пункту 1.1 статьи 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» субъекты Российской Федерации, оказывающие государственную социальную помощь на основании социального контракта на условиях софинансирования из федерального бюджета, издают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие условия и порядок назначения указанной государственной социальной помощи с учетом правил, предусмотренных частью 1.1 статьи 8.1 настоящего Федерального закона.

Отношения, связанные с определением размера, условий, порядка назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой (совокупный) доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Ульяновской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», регулируются Законом Ульяновской области от 31.08.2013 № 160-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи» (далее – Закон Ульяновской области от 31.08.2013 № 160-ЗО).

Статьей 3 Закона Ульяновской области от 31.08.2013 № 160-ЗО предусмотрено, что оказываемая за счет средств областного бюджета Ульяновской области государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается и выплачивается (предоставляется) по решению исполнительного органа Ульяновской области, осуществляющего государственное управление в сфере социальной защиты населения, на условиях и в порядке, установленных Правительством Ульяновской области с учетом положений статей 5 - 5.3, 6.13 и 8 - 10 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2023 № 729-П утверждены Правила оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Ульяновской области (далее – Правила                      № 729-П).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 729-П право на государственную социальную помощь на основании социального контракта в соответствии с настоящими Правилами имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Ульяновской области, величина среднедушевого дохода членов семей которых (совокупного дохода в случае одинокого проживания граждан по независящим от них причинам, перечень которых определен в приложении № 2 к постановлению Правительства Ульяновской области «Об утверждении Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Ульяновской области»), не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Ульяновской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» по состоянию на дату обращения за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - граждане).

Согласно пункту 9 Правил № 729-П в целях обеспечения реализации мероприятия, указанного в подпункте 2 пункта 3 настоящих Правил, государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в виде денежной выплаты в размере, не превышающем 350 000 рублей, единовременно или по частям в зависимости от этапа исполнения программы социальной адаптации, одобренной межведомственной комиссией при условии соблюдения требований Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Основанием для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в силу подпункта 1 пункта 32 Правил № 729-П является превышение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ульяновской области.

Судом первой инстанции при расчете среднедушевого дохода семьи Тумановской М.В. обоснованно со ссылкой на положения статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановления администрации г. Ульяновска от 25.06.2013 № 2739 «Об утверждении Порядков предоставления мер социальной поддержки граждан, постоянно или преимущественно проживающих в муниципальном образовании «город Ульяновск», имеющих детей», постановление Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи»  исключены ежемесячное пособие на питание ребенка в государственной или муниципальной образовательной организации в размере 2331 руб. 84 коп., школьная форма в размере 500 руб. 01 коп. и компенсация ЖКХ в размере  11 543 руб. 47 коп., поскольку в силу постановления Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и в натуральной форме.

Из приведенного выше правового регулирования следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что по независящим от членов семьи причинам их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума.

Таким образом, совокупный доход истца в расчетном периоде составляет                     196 201 руб. 18 коп. (26 410 руб. 18 коп. +  25 830 руб. + 119 721 руб. 00 коп. +                 24 240 руб.), совокупный доход семьи за один месяц составляет 65 400 руб. 39 коп. (196 201 руб. 18 коп. / 3), среднедушевой доход семьи – 13 080 руб. 08 коп.                      (65 400 руб. 39 коп. / 5 человек), который не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Ульяновской области на 2024 год (13 753 руб.). Следовательно, Тумановская М.В. имеет право на государственную социальную помощь на основании социального контракта в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2023 № 729-П «Об утверждении Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Ульяновской области», требования Тумановской М.В. в части предоставления социальной выплаты на основании социального контракта на предпринимательскую деятельность обоснованно признаны судом подлежащими удовлетворению.

С учетом вышеизложенного, доводы апелляционных жалоб ответчиков об обратном судебной коллегией признаются несостоятельными. 

Ссылка суда первой инстанции на постановление Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» на правильность решения не влияет, поэтому основанием к его отмене в указанной части не является.

Разрешая требования Тумановской М.В. относительно необоснованно отказа в назначении и предоставлении ей социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно, суд первой инстанции также пришел к выводу об их удовлетворении.

С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам дела не противоречат и сомнений в законности не вызывают.

Поскольку семья Тумановской М.В. является многодетной, она имеет право на постановку в очередь на получение земельного участка.

06.03.2024 Тумановская М.В. обратилась в Отделение по Засвияжскому району ОГКУСЗН Ульяновской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно, в которой просила предоставить ей социальную выплату на приобретение квартиры по договору купли‑продажи от 05.03.2024.

В частности, 05.03.2024 между *** (продавцом) и Тумановской М.В., ***, действующими за себя и как законные представители *** (покупателями), был заключен договор купли-продажи квартиры, предметом которого является изменение супругами установленного законом режима общей совместной собственности и установление режима общей долевой собственности на приобретаемую в результате настоящего договора квартиру по адресу: ***    (по 1/5 доле каждому) (т. 2 л.д. 16-21).

Согласно пункту 6 договора квартира оценивается участниками договора и продается за 2 000 000 руб., из которых: сумма 1 700 000 руб. будет выплачена наличными деньгами, под расписку о получении средств продавцом; сумма 50 000 руб. будет использована их средств государственного сертификата на именной капитал «Семья»; сумма 250 000 руб. согласно утвержденным правилам предоставления социальной выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно (многодетным семьям) на уплату цены договора купли-продажи жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно расписке от 05.03.2024 *** получил от Тумановской М.В. наличные денежные средства в размере 1 300 000 руб. в качестве задатка за продаваемую им квартиру по адресу: ***                   (т. 2 л.д. 22).

21.03.2024 ОГКУСЗН Ульяновской области уведомило Тумановскую М.В. об отказе в предоставлении выплаты на основании пп. 1 п. 13 постановления Правительства Ульяновской области от 25.03.2022 № 137-П, в связи с непредставлением документов, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 5-10 пункта 4 Правил, либо представление их не в полном объеме (т. 1 л.д. 119).

27.05.2024 Тумановская М.В. повторно оформила заявление на социальную выплату на уплату первоначального взноса и (или) на полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу), предоставленному в целях строительства индивидуального жилого дома или садового дома, а равно земельного участка, на котором расположены указанные дома.

29.05.2024 ОГКУСЗН Ульяновской области уведомило Тумановскую М.В. об отказе в предоставлении выплаты на основании пп. 1 п. 13 постановления Правительства Ульяновской области от 25.03.2022 № 137-П, в связи с непредставлением документов, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 5-10 пункта 4 Правил, либо представление их не в полном объеме, а именно по причине отсутствия сведений о регистрации права на недвижимое имущество в ЕГРН (т. 1 л.д. 15).

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13.3 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО) земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), и предельные размеры которых установлены частью 3 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются в собственность бесплатно проживающему на территории Ульяновской области гражданину Российской Федерации, имеющему трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с гражданином и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования, реализуемым общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования, имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и государственную аккредитацию образовательной деятельности по реализуемым ею образовательным программам, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проходящих военную службу по призыву, либо осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и более детьми в возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, для индивидуального жилищного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома, или ведения садоводства для собственных нужд.

Статьей 13.7 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что гражданам, соответствующим требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 13.3 настоящего Закона, и состоящим в соответствии со статьей 13.4 настоящего Закона на учете в качестве лиц, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно с их согласия осуществляется мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в форме социальной выплаты (далее - социальная выплата): 1) на уплату цены договора купли-продажи жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации; 2) на уплату цены договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, либо на уплату цены договора уступки права требования по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение; 3) на уплату цены договора купли-продажи земельного участка для индивидуального жилищного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома, или ведения садоводства для собственных нужд; 4) на оплату товаров (работ, услуг), необходимых для завершения строительства объектов индивидуального жилищного строительства либо садового дома, права на которые как на объекты, строительство которых не завершено, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 5) на уплату цены договора купли-продажи индивидуального жилого дома или садового дома и земельного участка, на котором расположены указанные дома; 6) на уплату первоначального взноса и (или) на полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу), предоставленному в целях приобретения в собственность жилого помещения в многоквартирном доме; 7) на уплату первоначального взноса и (или) на полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу), предоставленному в целях строительства индивидуального жилого дома или садового дома, приобретения индивидуального жилого дома или садового дома, а равно земельного участка, на котором расположены указанные дома.

Согласно части 2 статьи 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО социальная выплата с учетом условий, предусмотренных абзацем первым части 1 настоящей статьи, осуществляется в случае наличия одновременно совокупности следующих дополнительных условий: 1) местом нахождения объектов недвижимости, указанных в части 1 настоящей статьи, должна являться территория Ульяновской области; 2) гражданин, соответствующий требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 13.3 настоящего Закона, и состоящий в соответствии со статьей 13.4 настоящего Закона на учете в качестве лица, имеющего право на получение земельных участков в собственность бесплатно, а также все совершеннолетние члены его семьи должны дать согласие на оформление права долевой собственности на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи и находящиеся на территории Ульяновской области, в равных долях между ними.

Методика расчета размера социальной выплаты устанавливается Правительством Ульяновской области (часть 3 статьи 13.7 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО).

Правила осуществления социальной выплаты, включающие в том числе перечень документов (копий документов) или содержащихся в таких документах (копиях документов) сведений, необходимых для принятия решения о ее назначении, перечень оснований для принятия решений об отказе в осуществлении социальной выплаты, о приостановлении и (или) о прекращении ее осуществления, а также порядок принятия указанных решений утверждаются Правительством Ульяновской области (часть 4 статьи 13.7 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО).

Частью 5 статьи 13.7 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО установлено, что со дня, следующего за днем получения социальной выплаты гражданами, соответствующими требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 13.3 данного Закона, и состоящими в соответствии со статьей 13.4 этого Закона на учете в качестве лиц, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно, указанные граждане снимаются с такого учета и утрачивают указанное право.

Порядок осуществления социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, отдельным категориям граждан, в соответствии с Законом Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» установлен Правилами осуществления социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Ульяновской области от 25.03.2022 № 137-П (далее – Правила № 137-П)

Согласно пункту 2 Правил № 137-П социальная выплата может быть направлена на цели, указанные в части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области».

Пунктом 3.1 Правил № 137-П, в редакции от 07.05.2024, действующей на момент спорных правоотношений, установлено, что социальная выплата предоставляется в размере предстоящих (понесенных) расходов заявителя на цели, указанные в пунктах 1 - 7 части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», но не более 250 000 рублей.

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил решение о предоставлении социальной выплаты принимает Министерство социального развития Ульяновской области (далее - уполномоченный орган) на основании заявления на получение социальной выплаты, составленного по форме, установленной уполномоченным органом (далее - заявление), и представленного в уполномоченный орган заявителем или его представителем, а также сведений, содержащихся в том числе: 1) в документе, удостоверяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя, а также всех совершеннолетних членов семьи заявителя; 2) в документах, подтверждающих постановку заявителя на учет в соответствии со статьей 13.4 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» в качестве лица, имеющего право на получение земельного участка в собственность бесплатно; 3) в документе, содержащем согласие заявителя, а также всех совершеннолетних членов его семьи на оформление права долевой собственности на объекты недвижимости, указанные в части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», и находящиеся на территории Ульяновской области, в равных долях между ними; 4) в выписке из Единого государственного реестра недвижимости; 5) в договоре купли-продажи - в случае использования социальной выплаты в целях, указанных в пунктах 1, 3 и 5 части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области»; 6) в договоре участия в долевом строительстве либо договоре уступки права требования по договору участия в долевом строительстве, прошедших государственную регистрацию в установленном законодательством Российской Федерации порядке - в случае использования социальной выплаты в целях, указанных в пункте 2 части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области»; 7) в кредитном договоре (договоре займа) на приобретение (строительство) жилого помещения, а также в договоре об ипотеке, прошедшем государственную регистрацию в установленном законодательством Российской Федерации порядке (если кредитным договором (договором займа) предусмотрено его заключение) - в случае использования социальной выплаты в целях, указанных в пунктах 6 или 7 части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области»; 8) в иных документах, подтверждающих предстоящие (понесенные) расходы заявителя в целях, указанных в пунктах 1 - 7 части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области»; 10) в документе, удостоверяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации личность представителя заявителя, и нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей его полномочия, - в случае представления заявления представителем заявителя.

В силу подпункта 1 пункта 13 Правил № 137-П основанием для принятия решения об отказе в осуществлении социальной выплаты является представление заявителем (его представителем) документов (копий документов), указанных в подпунктах 1, 3, 5 - 8 и 10 пункта 4 настоящих Правил, не в полном объеме.

Таким образом, с учетом приведенных норм права, вопреки доводам апелляционных жалоб, на основании совокупности собранных и исследованных доказательств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ Тумановской М.В. в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению  жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным  категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно, по причине отсутствия сведений о регистрации права на недвижимое имущество в ЕГРН является неправомерным.

Отклоняя доводы апелляционных жалоб Министерства социального развития Ульяновской области и ОГКУСЗН Ульяновской области о том, что Тумановская М.В. должна была зарегистрировать право собственности на приобретаемую квартиру и в подтверждение этому приложить к заявлению выписку из ЕГРН, судебной коллегией учитывается, что данное требование отсутствует в Правилах осуществления социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Ульяновской области от 25.03.2022 № 137-П. Кроме того, из буквального толкования пункта 3.1 указанных Правил следует, что социальная выплата может быть предоставлена не только в размере понесенных расходов заявителя на уплату цены договора купли-продажи жилого помещения, но и в размере предстоящих расходов на указанные цели.

Министерство социального развития Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной и демографической политики Российской Федерации, в полномочия которого входят, в том числе организация и контроль за правильностью назначения, определения и перерасчета размеров, а также осуществления государственных выплат, целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых Министерству на эти цели; установление порядка регистрации и организации ведения регионального регистра лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки; предоставления меры государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через государственные организации социального обслуживания, государственные организации социальной защиты населения, в данном случае через областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что Тумановская М.В. имеет право на социальную выплату в размере 250 000 руб., является правильным.

В целом доводы апелляционных жалоб ответчиков повторяют их позицию в суде первой инстанции, основаны на субъективной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств и выводов суда не опровергают.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалоб Министерства социального развития Ульяновской области и областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от                                          5 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства социального развития Ульяновской области, областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 января 2025 года