Судебный акт
О понуждении администрации обустроить площадки для сбора ТКО
Документ от 14.01.2025, опубликован на сайте 20.01.2025 под номером 116679, 2-я гражданская, о признании бездействия по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления незаконным, возложении обязанности по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0009-01-2024-000653-40                                                                                                                                                                                                                                                                            

Судья Жучкова Ю.П.                                           Дело № 33а –165/2025 (33а – 6016/2024)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                  14 января 2025  года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела  в открытом  судебном заседании апелляционную  жалобу администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 сентября 2024 года по  делу № 2а-1-427/2024, по которому постановлено:

административное исковое заявление прокурора Карсунского района Ульяновской области, удовлетворить.

Признать  бездействие администрации муниципального  образования «Карсунский район» Ульяновской области по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов по адресам: *** твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с требованиями пункта 3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п. 4.4. Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П, незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области в течение 7 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам: *** твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с требованиями пункта 3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п. 4.4. Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А.,  пояснения прокурора            Стерлядевой Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Карсунского района Ульяновской области обратился в суд с  административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки в соответствии с установленными требованиями.

Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенных прокуратурой Карсунского района Ульяновской области  мероприятий в сфере надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения в деятельности административного ответчика.

Так, в нарушение требований действующего законодательства специальные площадки в местах накопления твердых коммунальных отходов на территории            ***,  определенные   по   адресам***, не имеют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие, с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, a также ограждений, обеспечивающих предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Собственником указанных контейнерных площадок является администрация МО «Карсунский район» Ульяновской области. Невыполнение требований закона нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и может повлечь негативные последствия для граждан в виде заражения окружающей местности вредными веществами.

Просил суд признать бездействие администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных   отходов   по    адресам: ***, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в соответствии с требованиями пункта 3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п. 4.4 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П, незаконным; обязать администрацию   МО «Карсунский район» Ульяновской области оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенные по вышеуказанным адресам твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с вышеуказанными нормами.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование жалобы указывает о том, что суду представлены доказательства того, что администрация предпринимает меры по оборудованию площадок  ТКО, в отношении площадки ТКО по *** представлен договор на выполнение работ  сроком до 01.11.2024, что свидетельствует об отсутствии бездействия, однако  судом данный факт оставлен без внимания.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пункт 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относит, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Также в силу п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

При этом накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.п.. 1, 3, 4 ст.13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21) на территориях сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).

Как следует из материалов дела, на основании обращения граждан, проживающих в *** (л.д.27), прокуратурой района в деятельности администрации МО «Карсунский район» по соблюдению законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

В ходе прокурорской проверки установлено, что постановлением Главы администрации МО «Карсунский район Ульяновской области от *** утвержден  реестр мест размещения контейнерных площадок для временного хранения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области, которым определены, в том числе, места размещения контейнеров для сбора, накопления и вывоза твердых коммунальных отходов по адресам: *** (л.д. 8-9).

Расположенные по указанным адресам специальные площадки не имеют твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, a также ограждений, обеспечивающих предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что не соответствует пункту 3 раздела 2 Санитарных правил (л.д. 10).

Согласно п.1 Устава МО «Карсунский район», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области 16.11.2006 №95, Карсунский район является муниципальным образованием, наделенным статусом муниципального района. Официальное название которого муниципальное образование «Карсунский район» Ульяновской области.

В соответствии со ст. 4 Устава муниципального образования «Карсунский район»  Ульяновской области  в состав Карсунского района входят следующие муниципальные образования: Карсунское городское поселение, в состав которого входят населенные пункты, в том числе деревня Пески.

Как следует из п. 4.1 Устава МО «Карсунский район» Ульяновской области администрация Карсунского района исполняет полномочия администрации муниципального образования Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области в полном объеме.

Как следует из Устава муниципального образования Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области, принятого решением Совета депутатов МО Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области от 25.12.2019 №64,  к полномочиям администрации поселения, исполняемые администрацией муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок)  накопления твердых коммунальных отходов (пункты  52,53 статьи 37 Устава).

Установив вышеуказанные обстоятельства, верно оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, правильно применив нормы материального права к рассматриваемым правоотношениям, проанализировав положения Устава          МО «Карсунский район» Ульяновской области, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по оборудованию контейнерных площадок в *** лежит на администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области, в связи с чем удовлетворил административный иск прокурора.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Выводы суда подробно мотивированы в решении, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которым судом дана объективная правовая оценка, и оснований для признания их незаконными не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, имело место бездействие административного ответчика, поскольку Реестр площадок для сбора ТКО был утвержден еще в 2020 году, в апреле 2024 года имело место обращение граждан к прокурору, а договор, на который ссылается заявитель жалобы, заключен в мае 2024 года, до настоящего времени площадки не оборудованы в соответствии с санитарными требованиями.

Кроме того, из представленных административным ответчиком заявки на оказание услуг №*** от ***, запроса о предоставлении субсидий от ***, договора №*** от ***, локального сметного расчета, ведомости не следует, что контейнерные площадки оборудованы в соответствии с нормами СанПин. При этом согласно заявке администрация МО «Карсунский район» Ульяновской области просила выполнить услуги по устройству  контейнерных площадок  по двум адресам, один из которых не является  предметом рассмотрения по настоящему делу.

Срок исполнения установлен судом с учетом принципа разумности и, по мнению судебной коллегии, является достаточным для выполнения возложенной судом обязанности.

Фактически доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; они являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 16.01.2025