Судебный акт
Оспаривание в части генерального плана города Ульяновска
Документ от 20.12.2024, опубликован на сайте 17.01.2025 под номером 116676, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                       73OS0000-01-2024-000285-94

Дело № 3а-247/2024

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

20 декабря 2024 года                                                                     г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

при прокурорах Стерлядевой Е.В., Вязьмине А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                         № 3а-247/2024 по административному исковому заявлению Харсекина Ильи Геннадьевича о признании недействующим в части Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы                             от 27 июня 2007 года  № 83,

установил:

 

Решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 утвержден Генеральный план города Ульяновска.

Харсекин И.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части Генерального плана города Ульяновска.

Требования мотивированы следующим образом.

Харсекин И.Г. в 2023 году обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предоставлении ему на праве аренды для целей индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***. 22 марта 2023 года ему было отказано со ссылкой на то, что по информации, полученной в порядке межведомственного взаимодействия от Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны, согласно Схеме природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана города Ульяновска. Ему было разъяснено, что в соответствии с пунктом 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения жилой застройки. По сведениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, на данный земельный участок не накладывают ограничения санитарно-защитные зоны предприятий, в Единый государственный реестр недвижимости сведения об установлении такой зоны не внесены, смежные земельный участки переданы в собственность по результатам торгов, вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка  установлен как: под строительство индивидуальных жилых домов. В связи с этим считает, что текстовая часть Генерального плана города Ульяновска находится в противоречии с утвержденными картографическими материалами в указанной части. Полагает, что имеет место неопределенность правовой нормы. Указывает, что  органом местного самоуправления в нарушение требований закона допущено вмешательство в компетенцию органов государственной власти в сфере санитарно-эпидемиологического надзора по установлению границ санитарно-защитной зоны.

Указывает, что отображение санитарно-защитной зоны на Схеме природных и техногенных планировочных ограничений в границах земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***, противоречит требованиям статьи 19 Конституции Российской Федерации, статей 1, 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 статьи 16 от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», требованиям статей 42, 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222.

Этим нарушаются его права на получение в аренду указанного земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства.

Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области письменно уведомило Харсекина И.Г. о том, что на основании его обращения планируется внести изменения в градостроительную документацию *** в части прекращения существования санитарно-защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером: ***. Вместе с тем, до настоящего времени это не произведено. 

В связи с этим административный истец просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план города Ульяновска, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83, в части отображения санитарно-защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***.

Административный истец Харсекин И.Г. в судебное заседание не явился, извещен. Просит о рассмотрении административного дела в свое отсутствие, на административном иске настаивает.

Представитель административного ответчика Ульяновской Городской Думы по доверенности Глебова Е.В. в судебном заседании с административным иском не согласилась. Просила учесть также письменные возражения на иск. Пояснила, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят с соблюдением процедуры, при необходимом кворуме, в рамках полномочий Ульяновской Городской Думы, решение опубликовано в установленном порядке. Материалы по обоснованию Генерального плана в силу закона не подлежат опубликованию. В оспариваемой части в него не вносились изменения с момента его принятия. С 1 января 2023 года к полномочиям Министерства имущественных отношений и архитектуры отнесены утверждение генерального плана муниципального образования «город Ульяновск»  и внесение в него изменений. Генеральный план, являясь документом долгосрочного планирования, определяет назначение территорий, исходя из планов развития территории города в целом, и может не соответствовать ее фактическому использованию. Согласно основному чертежу Генерального плана города Ульяновска земельный участок с кадастровым номером: *** расположен на территории коттеджной и усадебной застройки. Вблизи от него находится территория коммунально-складских предприятий и организаций населенных пунктов пригородной зоны. Генеральный план не устанавливает  санитарно-защитные зоны к объектам, а отображает на картах установленные в предусмотренном законом порядке санитарно-защитные зоны, в частности на Схеме природных и техногенных планировочных ограничений. Проект документа и документы к проекту подготовила администрация города Ульяновска. Анализ и разработка документации произведены подрядной организацией. Проект прошел все стадии согласования, правовую экспертизу, в установленном порядке проведены публичные слушания. Не располагает данными о том, кем и когда установлена санитарно-защитная зона, отображенная на Схеме природных и техногенных планировочных ограничений в границах земельного участка с кадастровым номером: ***. Полагает, что административным истцом избран неверный способ защиты, так как его права нарушены неправомерным отказом конкретного Министерства о предоставлении земельного участка в аренду. Считает, что права административного истца оспариваемым в части нормативным правовым актом не нарушены, так как такое отображение санитарно-защитной зоны на карте Генерального плана не препятствует использованию указанного земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования и его получению в установленном порядке. Кроме того, считает, что административный истец не входит в круг субъектов, которые вправе оспорить генеральный план в судебном порядке, исходя из положений части 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области по доверенности Платонова Ю.Н. в судебном заседании с административным иском не согласилась. Просила учесть также письменные возражения на иск. Сообщила, что в оспариваемой части нормативный правовой акт действует без изменений с момента принятия. В настоящее время полномочия по внесению изменений в генеральный план переданы  законом Министерству. Харсекин И.Г. обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о предоставлении ему на праве аренды для целей индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***. 22 марта 2023 года ему было отказано, поскольку по информации, полученной в порядке межведомственного взаимодействия от Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны, согласно Схеме природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана города Ульяновска. Это зона от объекта сельскохозяйственного и коммунального назначения, который предположительно  существовал на момент утверждения Генерального плана.  Информации о том, от какого именно объекта была установлена,  - не имеется. Участок представляет собой поле, равно как и соседние участки. При выходе на место не установлено наличие какого-либо объекта, от которого могла быть установлена санитарно-защитная зона, предприятий на той территории не имеется. По информации местных жителей, там когда-то располагались колхозные коровники. Их не имеется, скорее всего, давно. Схема природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана города Ульяновска входит в число материалов по обоснованию Генерального плана, является частью Генерального плана. Этим документом сотрудники Министерства руководствуются в своей деятельности. В соответствии с основным чертежом Генерального плана в действующей редакции спорный земельный участок в границах санитарно-защитной зоны не находится. Земельный участок с кадастровым номером: *** никому не передан, входит в число земель, собственность на которые не разграничена и которыми вправе распоряжаться Министерство. По заявлению Харсекина И.Г. Комиссией по рассмотрению предложений по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» 01.06.2023 рассмотрен вопрос о внесении  предложений по внесению изменений в Генеральный план города Ульяновска в целях исключения санитарно-защитной зоны для строительства индивидуальных жилых домов, в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером: ***. Истец уведомлен о том, что его мнение учтено. В настоящее время изменения не внесены, проект проходит необходимые согласования, это длительная процедура, выполняется объемная работа, которая продлится примерно до лета 2025 года. В проекте планируется отображение санитарно-защитной зоны в границах указанного земельного участка от третьего пояса водозабора и аэродрома. Полагает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты, он имел возможность оспорить отказ Министерства в предоставлении земельного участка, чем не воспользовался. Повторно по вопросу предоставления земельного участка Харсекин И.Г. в Министерство не обращался. Подтверждает, что часть расположенных рядом со спорным земельных участков предоставлены в собственность. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости и публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером: *** находится в границах зон с особыми условиями использования территории (третья, четвертая, шестая подзоны),  в связи с аэродромом, иных сведений об ограничениях нет. Эти зоны в Генеральном плане города не отображены, истец относительно них требования не заявляет. Считает, что административный истец не входит в круг субъектов, которые вправе оспорить генеральный план в судебном порядке, исходя из положений части 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и производство по делу должно быть прекращено. 

Представитель заинтересованных лиц администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска по доверенностям Бодунова Т.В. участвовала в судебном заседании до перерыва. В удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явки представителя судом отказано, исходя из уважительности доводов, приведенных в обоснование ходатайства представителя юридических лиц. Судом также учтено, что ранее данный участник принимала участие в течение всего судебного разбирательства (в том числе, до объявления перерыва в судебном заседании), давала пояснения, заявляла ходатайства, участвовала в исследовании доказательств, реализовывала иные процессуальные права.

В судебном заседании представитель заинтересованных лиц администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска по доверенностям Бодунова Т.В., пояснившая, что позиция этих двух участников аналогичная, полагала административный иск не подлежащим удовлетворению. Просила учесть письменные отзывы на иск. Пояснила, что земельный участок с кадастровым номером: *** расположен в границах санитарно-защитной зоны, согласно Схеме природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана города Ульяновска. Эта информация была направлена на запрос Министерства имущественных отношений и архитектуры по рассмотрению обращения Харсекина И.Г. В соответствии с основным чертежом Генерального плана участок расположен в пределах функциональной зоны коттеджной и усадебной застройки. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» земельный участок расположен в территориальной зоне *** (зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы) и  в границах ***. Ограничения в связи с приаэродромной территорией не препятствуют предоставлению земельного участка.  В соответствии с проектом планировки территории *** данный земельный участок расположен на территории элемента планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы). Полагает, что санитарно-защитная зона отображена на Схеме природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана города Ульяновска, так как согласно чертежу основного плана Генерального плана, вблизи спорного участка отображена функциональная зона коммунально-складских предприятий и организаций населенных пунктов пригородной зоны. Схема природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана города Ульяновска является составной частью Генерального плана как материалы по его обоснованию, имеет статус нормативного правового акта, обязательна к применению. Ею руководствуются в своей деятельности должностные лица, рассматривая обращения граждан, выполняя иные должностные обязанности. Санитарно-защитная зона отображена в целях защиты населения от возможного вредного воздействия от объектов, размещение которых предполагалось на территории коммунально-складских предприятий и организаций. Фактически такие объекты не располагаются на данной территории. Проект санитарно-защитной зоны не разрабатывался. При визуальном осмотре территории какой-либо объект сельскохозяйственного и коммунального назначения пригородной зоны не обнаружен. Данных об этом объекте, о его характеристиках, местоположении не имеется. Разрешение на его строительство  не выдавалось, на публичной кадастровой карте данный объект не отображен. По результатам опроса местных жителей можно предположить, что на смежном земельном участке с кадастровым номером: ***, ранее располагались коровники. На кадастровом учете данные объекты не состоят, в наличии их нет. Полагает, что санитарно-защитная зона в границах спорного участка на момент принятия Генерального плана была отображена в связи с совокупностью двух обстоятельств: наличие условного обозначения объекта сельскохозяйственного и коммунального назначения пригородной зоны и наличие вблизи участка  функциональной зоны коммунально-складских предприятий и организаций населенных пунктов пригородной зоны.  Полагает, что административный истец не обосновал, какому правовому акту с большей юридической силой противоречит Генеральный план в оспариваемой части. Считает, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты, не воспользовавшись правом на оспаривание отказа в предоставлении земельного участка, на повторное обращение в Министерство. Считает, что административный истец не входит в круг субъектов, которые вправе оспорить генеральный план в судебном порядке, исходя из положений части 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее по тексту также Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области), Публично-правовой компании «Роскадастр» в судебное заседание не явились, извещены. Просят о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение оставляют на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, заинтересованное лицо Шаповалов А.Г. в судебное заседание не явились, извещены.

Прокурор Стерлядева Е.В. в заключении полагала административный иск  подлежащим удовлетворению.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также КАС РФ), мнения участников процесса, прокурора,  суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Положения части 6 указанной статьи устанавливают, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

На основании части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Во исполнение части 8  статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Во исполнение части 4 статьи 7  Федерального закона от  6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16  Федерального закона от                 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого истцом нормативного положения, утверждение генеральных планов муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения  муниципального, городского округа.

Согласно части 1 статьи 24 ГрК РФ (в редакции на дату принятия оспариваемого акта) генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии со статьей 1 Устава муниципального образования (далее также МО) «город Ульяновск», утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 года № 119, муниципальное образование                          «город Ульяновск» является городским округом. 

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Устава МО «Город Ульяновск» Городская Дума является представительным органом города Ульяновска. Городская Дума состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Количественный состав Городской Думы - 40 депутатов.

На дату принятия оспариваемого нормативного правового акта действовал Устав муниципального образования «город Ульяновск», утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 № 202.

В соответствии со статьей 1 Устава МО «город Ульяновск» от 2005 года муниципальное образование «город Ульяновск» является городским округом. 

В силу положений частей 1, 2 статьи 23 этого Устава Городская Дума является представительным органом местного самоуправления города Ульяновска. Городская Дума состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Количественный состав Городской Думы - 35 депутатов.

Городская Дума является правомочной при условии избрания не менее двух третьих от установленного настоящим Уставом числа депутатов. Заседание Ульяновской Городской Думы правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от избранного числа депутатов.

В пункте 26 статьи 3 Устава от 2005 года было установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 18 декабря 2014 года              № 210-ЗО «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», Положением о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П),  данное Министерство с 1 января 2023 года осуществляет полномочия по утверждению генерального плана муниципального образования «город Ульяновск»  и внесению в него изменений.

Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Ульяновской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Ульяновска. Решения Ульяновской Городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования «город Ульяновск», принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Ульяновской Городской Думы, если иное не установлено законодательством (часть 1 статьи 29 Устава 2005 года).

Частью 5 статьи 29 Устава 2005 года устанавливалось, что нормативные правовые акты Городской Думы вступают в силу одновременно на всей территории города Ульяновска по истечении 30 дней после дня их официального опубликования (обнародования) в газете «Ульяновск сегодня», если самим нормативным правовым актом не установлено иное.

В действующем Уставе муниципального образования «город Ульяновск» аналогичные положения также содержатся в части 5 статьи 29 Устава.

Установлено, что 27 июня 2007 года  Ульяновской Городской Думой было принято решение № 83 «Об утверждении Генерального плана города Ульяновска».

Данное решение административным истцом не оспаривается.

Представленными материалами подтверждается, что решение было принято на заседании, где присутствовало 25 депутатов при избранном количестве 35 депутатов. Проголосовали «за» все 25 депутатов единогласно.  Из протокола заседания Думы от 17.06.2007 № 62 следует, что проект генерального плана утвержден с приложениями (т.1, л.д. 168-171).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ                                          (в соответствующей редакции), которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Обязательными приложениями к проектам генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).

Представленными в материалы дела документами подтверждается соблюдение данных нормативных требований при принятии оспариваемого решения. Данные обстоятельства никем не оспорены.

Решение Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83, Генеральный план были опубликованы в издании «Ульяновск сегодня» №  29(568) от  29 июня 2007 года.

Учитывая указанные обстоятельства и вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что решение принято уполномоченным органом, в надлежащей форме, порядок его опубликования соблюден.  

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Частью 3 статьи 23 ГрК РФ (в редакции на дату принятия оспариваемого решения) регламентировалось, что генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Частью 6 статьи 23 ГрК РФ установлено, что к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

В силу части 8 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе зоны с особыми условиями использования территорий; территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По смыслу статьи 23 ГрК РФ материалы, содержащие обоснование генерального плана в текстовой форме и в виде карт, являются обязательным приложением к нему.

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

В составе материалов по обоснованию Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83, к нему прилагается Схема природных и техногенных планировочных ограничений.

Материалы по разработке и обоснованию Генерального плана города Ульяновска подготовлены по заказу Управления по градостроительству и архитектуры города Ульяновска исполнителем *** в рамках исполнения договора на создание (передачу) научно-технической продукции от *** года  *** (т. 2, л.д. 120-128).

Данное обстоятельство никем не оспорено.

В силу части 2 статьи 24 ГрК РФ соответствующие полномочия в рамках подготовки проекта генерального плана предоставлены администрации городского округа.

В судебном заседании установлено, что Схема природных и техногенных планировочных ограничений применяется в отношении неопределенного круга лиц с момента вступления в силу решения Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83 как составная часть Генерального плана города Ульяновска.

Законодательство не предусматривает обязательное опубликование всех материалов по обоснованию генерального плана.

Указанная Схема природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана города Ульяновска обладает признаками нормативного правового акта.

Так, в силу разъяснения, данного в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В судебном заседании установлено, что Харсекин И.Г.  в 2023 году обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предоставлении ему на праве аренды для целей индивидуального жилищного строительства нескольких земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***.

Харсекину И.Г. решением Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 22 марта 2023 года отказано в предоставлении, в том числе земельного участка с кадастровым номером: *** со ссылкой на то, что по информации, полученной в порядке межведомственного взаимодействия от Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны, согласно Схеме природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана города Ульяновска. Ему было разъяснено, что в соответствии с пунктом 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения жилой застройки (т.1, л.д. 16-17; т.2, л.д. 25).

Участвующие в судебном разбирательстве представители административных ответчиков и заинтересованных лиц полагали, что административным истцом  избран неверный способ защиты своего права и у него отсутствует право на обращение в суд с данным административным иском, исходя и положений части 15 статьи 24 ГрК РФ о том, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Действующее законодательство позволяет лицу, обратившемуся в суд в установленном порядке, самостоятельно выбирать адекватные способы судебной защиты своих прав и интересов. 

Анализ приведенных выше положений статьи 208 КАС РФ позволяет сделать вывод о том, что действующий процессуальный закон наделяет правом оспаривания нормативного правового акта две категории административных истцов: лиц, в отношении которых применен этот акт, и лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, либо возникла реальная угроза их нарушения.

Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 1 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

В пункте 19 этого же Постановления указано, что одним из оснований к отказу судом в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 КАС РФ могут быть случаи, когда из сведений, содержащихся в административном исковом заявлении и (или) приложенных к нему документах, с очевидностью следует, что административный истец не может выступать субъектом отношений, регулируемых оспариваемым (разъясненным) нормативным правовым актом, либо следует, что оспариваемый акт не может нарушать или иным образом затрагивать права, свободы, законные интересы административного истца (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

Из материалов дела следует и не оспорено участвующими в деле лицами, что Харсекин И.Г., обратившись в установленном порядке в Министерство имущественных отношений и архитектуры с заявлением о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***, в аренду для целей индивидуального жилищного строительства, действовал в соответствии с положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ЗК РФ).

Решение указанного Министерства об отказе Харсекину И.Г. в предоставлении  данного земельного участка основано на том, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, согласно Схеме природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана города.

Процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит из того, что любому лицу судебная защита гарантируется при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Генеральный план в оспариваемой части был применен непосредственно к административному истцу при принятии решения органом местного самоуправления об отказе в предоставлении услуги о предоставлении земельного участка по его заявлению.

Это свидетельствует о наличии у Харсекина И.Г. права на обращение с настоящим административным исковым заявлением в Ульяновский областной суд.

При этом выяснение вопроса о нарушении оспариваемым актом прав заявителя, проверка соответствия обжалуемого положения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и соблюдения процедуры его принятия осуществляется при рассмотрении дела по существу в установленном порядке.

К числу основных принципов градостроительной деятельности, закрепленных статьей 2 ГрК РФ, отнесено то, что регламентация градостроительной деятельности направлена на соблюдение требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

В силу пункта 4 статьи 1 ГрК РФ санитарно-защитные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 18 статьи 105 ЗК РФ санитарно-защитные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.

Частью 2 стать 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ                             «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018                 № 222, решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (пункт 1  названных Правил).

В соответствии с пунктом 11 этих Правил в целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования санитарно-защитной зоны при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.

Пунктом 14 Правил от 03.03.2018 № 222 предусмотрено, что к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

В соответствии с пунктом 25 Правил от 03.03.2018 № 222 санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Пунктом 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000           № 554 закреплено, что государственные санитарно-эпидемиологические правила  устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений.

В пункте 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. 2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 № 38 (утратили в силу в связи с принятием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74), было указано, что санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

В пункте 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №  74, закреплено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В силу части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года              № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов:

1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;

2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;

3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;

4) решением суда.

В силу части 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются, в том числе границы зон с особыми условиями использования территорий.

При этом в силу пунктов 4.2, 4.3 вышеуказанного СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 собственно установление санитарно-защитных зон отнесено к компетенции Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (для промышленных объектов и производств I и II классов опасности), Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры).

Анализ приведенных выше нормативных положений, в том числе Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» свидетельствует о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства.

Как следует из материалов дела и установлено судом,  земельный участок с кадастровым номером: ***, расположенный по адресу: ***, относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: под строительство индивидуальных жилых домов. Границы участка определены (т. 1, л.д. 33-34).

Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером: *** расположен в границах зон с особыми условиями использования территории  (третья, четвертая, шестая подзоны), установленных в связи с установлением *** на основании приказа Федерального агентства  воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от *** года № ***.

В соответствии с основным чертежом Генерального плана города Ульяновска этот участок с кадастровым номером: *** расположен в пределах территории коттеджной и усадебной застройки, не в границах санитарно-защитной зоны (т.1, л.д. 153, 184).

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» земельный участок с кадастровым номером: *** расположен в территориальной зоне *** (зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы) (т.1, л.д. 194, 195).

В соответствии с проектом планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск» данный земельный участок расположен на территории элемента планировочной структуры ***  (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы) (т.1, л.д. 193).

Согласно Схеме природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана города Ульяновска земельный участок с кадастровым номером: *** расположен в границах санитарно-защитной зоны от объекта сельскохозяйственного и коммунального назначения пригородной зоны (т.1,                 л.д. 183, 196).

Из раздела 5 градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером: ***, выданного 12.01.2023,  следует, что он расположен в границах с особыми условиями использования территории:

- в соответствии со Схемой природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана города Ульяновска земельный участок с кадастровым номером: *** расположен в границах санитарно-защитной зоны;

- согласно карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды, статьи 15 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» земельный участок располагается в границах ***.

- ограничения, установленные  приказом  Росавиации от *** № *** «Об установлении ***: третья, четвертая, шестая подзоны (т.1, л.д. 187-192).

Из материалов кадастрового дела и сведений из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером: *** следует, что он образован из земельного участка с кадастровым номером: *** (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство индивидуальных жилых домов).

Земельный участок с кадастровым номером: *** состоял на кадастровом учете с 02.02.2006 по 03.09.2012. 

Этот участок и впоследствии выделенный участок с кадастровым номером: *** находились в аренде у *** (в последствии –потребительский кооператив)  *** в период с 2012 по 2021 годы. Арендодателем – Администрацией города Ульяновска   земельный участок предоставлен для целей строительства индивидуальных жилых домов (т.2, л.д. 222-235).

Всего в результате раздела земельного участка с кадастровым номером: *** образовалось 50 новых земельных участком (т.1, л.д. 121).

По схеме планировочной организации на земельном участке, которому впоследствии присвоен  кадастровый номер: ***, планировалось размещение индивидуального жилого дома, также как и на смежных участках (т.1, л.д. 123-124).

В настоящее время земельный участок с кадастровым номером: ***, входящий в число земель, собственность на которые не разграничена, в настоящее время никому не предоставлен (т.2, л.д. 241 оборот).

Согласно сведениям Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, поступившим на запрос суда 11.10.2024,  решение об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером: *** управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области не принималось. Проект санитарно-защитной зоны в месте нахождения этого участка отсутствует. Сведений о наличии санитарно-защитных зон предприятий, накладывающих ограничения на земельный участок с кадастровым номером: ***, расположенный по адресу: ***, - не имеется  (т.1, л.д. 221).

Из ответа на обращение Харсекина И.Г. Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области  13.04.2023 сообщено, что в соответствии с данными публичной кадастровой карты на земельный участок с кадастровым номером: *** не накладывают ограничения санитарно-защитные зоны предприятий (т.1, л.д. 19-20).

Такие же сведения были предоставлены 15.06.2023 Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области на запрос Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (т.2, л.д. 72-73).

Из сообщения в адрес суда от Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 29.10.2024 следует, что согласно Схеме природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана города Ульяновска,  вблизи земельного участка с кадастровым номером: *** расположен объект сельскохозяйственного и коммунального назначения пригородной зоны. В связи с этим на этой схеме отображена санитарно-защитная зона от указанного объекта (т. 2, л.д. 102).

Информация  об основаниях отображения  санитарно-защитной зоны от объекта сельскохозяйственного и коммунального назначения пригородной зоны на Схеме природных и техногенных планировочных ограничений в границах земельного участка с кадастровым номером: ***, в Управлении архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска отсутствует (т.2, л.д. 104).

Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска не выдавалось разрешение на строительство объекта сельскохозяйственного и коммунального назначения пригородной зоны севернее земельного участка с кадастровым номером: ***. На публичной кадастровой карте данный объект не отображен (т.2, л.д. 245).

Согласно акту осмотра территории от *** года, *** земельного участка с кадастровым номером: *** расположен земельный участок с кадастровым номером: ***. По устной информации жителей *** ранее на этом земельном участке располагались коровники. В ходе комиссионного визуального осмотра территории земельного участка с кадастровым номером: ***, земельного участка с кадастровым номером: *** наличие объекта сельскохозяйственного и коммунального назначения пригородной зоны не выявлено (т.3, л.д. 2-3).

Из фотоматериалов  территории не усматривается наличие каких-либо объектов непосредственно и вблизи земельного участка с кадастровым номером: ***, земельного участка с кадастровым номером: *** (т.3, л.д. 7-13).

В судебном заседании представитель   администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Бодунова Т.В. пояснила, что на земельном участке с кадастровым номером: *** по данным публичной кадастровой карты (снимок из космоса) имеется остаток разрушенного фундамента какого-то строения.  При визуальном осмотре строений на участке не обнаружено. На кадастровом учете какие-либо объекты  не состоят (т.3, л.д. 113).

По представленным сведениям, земельный участок с кадастровым номером: ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности Шаповалову А.Г., право зарегистрировано ***.

Этот земельный участок с кадастровым номером: *** образован из земельного участка с кадастровым номером: ***, который также относился к категории земель: земли населенных пунктов, имел вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.

Сведений о нахождении этих участков в границах санитарно-защитной зоны по данным Единого государственного реестра недвижимости не имеется.

По сообщению Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области  от 11.12.2024, на земельный участок с кадастровым номером: *** не накладывают ограничения санитарно-защитные зоны предприятий.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что в пределах земельного участка с кадастровым номером: *** (а ранее и в пределах земельного участка с кадастровым номером: ***) находятся только два объекта с кадастровыми номерами: *** и ***, относящиеся к сооружениям электроэнергетики.

Эти объекты с кадастровыми номерами: *** и *** не относятся к числу объектов, указанных в пункте 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, в отношении которых устанавливаются санитарно-защитные зоны.

Таким образом, представленные материалы не содержат доказательств наличия объекта, который можно было отнести к объекту сельскохозяйственного и коммунального назначения пригородной зоны, указанному на Схеме природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана города Ульяновска, и в связи с которым на Схеме отображена санитарно-защитная зона от такого объекта в границах земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***.

Достоверных доказательств его существования ранее также не имеется.

Отсутствуют доказательства того, в границах санитарно-защитной зоны какого предприятия расположен земельный участок с кадастровым номером: ***.

Пунктом 5.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 закреплено, что санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.

В судебном заседании установлено, что по основному чертежу Генерального плана города Ульяновска земельный участок с кадастровым номером: *** не находится в границах санитарно-защитной зоны какого-то объекта.

Установлено, что акт об установлении санитарно-защитной зоны  отображенной на Схеме природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана в границах земельного участка с кадастровым номером: ***, уполномоченным органом не принимался.

Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров в материалы дела не представлен.

Сведений о наличии санитарно-защитных зон предприятий, накладывающих ограничения на земельный участок с кадастровым номером: *** не имеется.

Сведений об установлении  зоны с особыми условиями использования территорий до 1 января 2022 года способом, оговоренным в части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», не имеется.

Кроме того, до принятия Правил № 222 размер санитарно-защитной зоны подлежал установлению с учетом результатов произведенных исследований в соответствии с требованиями СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.

При указанных обстоятельствах, отображение на Схеме природных и техногенных планировочных ограничений Генерального плана города Ульяновска  санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит приведенным выше нормативным правовым актам, имеющим  большую юридическую силу, в том числе приведенным положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Отображение в документах территориального планирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что по заявлению             Харсекина И.Г. (т.2, л.д. 69)  Комиссией по рассмотрению предложений по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» 01.06.2023 рассмотрен вопрос о внесении  предложений по внесению изменений в Генеральный план города Ульяновска в целях исключения санитарно-защитной зоны для строительства индивидуальных жилых домов, в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером: ***. Вопрос рассмотрен с положительным результатом, соответствующие предложения по внесению изменений в документ территориального планирования направлены (т.2, л.д. 79-80, 83). Работа в этом направлении ведется. В настоящее время изменения не внесены.

Как следует из представленных Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области материалов по проекту соответствующих изменений в Генеральный план города Ульяновска, земельный участок с кадастровым номером: *** в границах санитарно-защитной зоны, в том числе от объекта сельскохозяйственного и коммунального назначения пригородной зоны, не находится. Находится по проекту в границах зоны санитарной охраны третьего пояса источника  водоснабжения (планируемого) (т.1, л.д. 185, т.2, л.д. 110).

Представленными материалами (Выписками из единого государственного реестра в сопоставлении с данными публичной кадастровой карты) подтверждается также довод административного истца, что смежные относительно участка с кадастровым номером: *** земельные участки с кадастровыми номерами: ***, ***, предоставлены в собственность физическим лицам. Категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство индивидуальных жилых домов (т.3, л.д. 76-78, 87-107).

Сведений о нахождении этих участков в границах санитарно-защитной зоны по данным Единого государственного реестра недвижимости не имеется.

Нарушение прав административного истца оспариваемым в части  нормативным правовым актом является производным от тех ограничений (на размещение жилой застройки в санитарно-защитных зонах), которые устанавливаются в связи с нахождением земельного участка в границах санитарно-защитной зоны.

Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Генеральный план города Ульяновска, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83, в части отображения санитарно-защитной зоны от объекта сельскохозяйственного и коммунального назначения пригородной зоны на Схеме природных и техногенных планировочных ограничений в границах земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части принимается судом, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с правовым подходом, изложенным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемое решение Ульяновской Городской Думы применялось, суд считает возможным признать его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

Административным истцом понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 4000 рублей, что подтверждено платежным документом – чеком от *** (т.1, л.д. 30).

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В силу статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Поскольку требования административного истца подлежат удовлетворению, то в его пользу подлежат возмещению понесенные им как административным истцом расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей за счет Ульяновской Городской Думы как органа, принявшего муниципальный нормативный правовой акт, признанный судом недействующим в части. 

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании в газете                   «Ульяновск сегодня».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

административные исковые требования Харсекина Ильи Геннадьевича о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план города Ульяновска, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83, в части отображения санитарно-защитной зоны от объекта сельскохозяйственного и коммунального назначения пригородной зоны на Схеме природных и техногенных планировочных ограничений в границах земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете                   «Ульяновск сегодня».

Взыскать с Ульяновской Городской Думы в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в пользу Харсекина Ильи Геннадьевича                4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято 13 января 2025 года