Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 17.12.2024, опубликован на сайте 16.01.2025 под номером 116603, 2-я гражданская, о возложении обязанности назначить пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста, в связи с проживанием (работой) на территориизоны с льготным социально-экономическим статусом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0009-01-2024-000555-43                                                           

Судья         Мельникова О.В.                                                      Дело № 33-5945/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   17 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.

при секретаре Герасимове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 12 сентября 2024 года, по гражданскому делу № 2-1-370/2024, по которому постановлено:

исковое заявление Саркисян Тагун Карапетовны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области о возложении обязанности назначить пенсию по старости с уменьшением  пенсионного возраста, в связи с проживанием (работой) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом удовлетворить.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области назначить Саркисян Тагун Карапетовне пенсию по старости с уменьшением общеустановленного  пенсионного  возраста на 1 год на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».  

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Саркисян Т.Г. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ (ОСФР) по Ульяновской области о возложении обязанности назначить пенсию по старости с уменьшением  пенсионного возраста, в связи с проживанием (работой) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Требования мотивировала тем, что в период с 1993 по 2002 год она проживала в с. Сухой Карсун Карсунского района Ульяновской области. 24.05.2024 она обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного  пенсионного возраста на 1 год в связи с проживанием (рабо­той) в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствие со ст. 34 Федерального закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», однако решением пенсионного органа от 04.06.2024 в назначении  пенсии  по  данному основанию ей было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом. 26.06.2024 она повторно  обратилась к  ответчику, предоставив  копию решения Карсунского  районного  суда Ульяновской области от 19.06.2002, которым  установлен  факт её проживания в  с. Сухой Карсун Карсунского  района Ульяновской области с 1990  по настоящее время,  однако  решением ответчика от 27.06.2024 ей  вновь  было  отказано в  досрочном  назначении пенсии.

Просила суд обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования фонда Российской Федерации по Ульяновской области назначить ей пенсию по старости в соответствие со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воз­действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста  на 1 год.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела. Указывает, что при обращении в пенсионный орган, Саркисян Т.К. трудовую книжку не предоставляла, поскольку официально нигде не работала. Страховой стаж Саркисян Т.К. составил 4 года 8 месяцев 1 день, при необходимом не менее 5 лет в соответствии с нормами действующего законодательства. Считает, что суд не принял во внимание отсутствие у истца необходимой продолжительности страхового стажа. Считает, что решением Карсунского районного суда Ульяновской области от 19.06.2002, на которое ссылается истец, не установлен точный период её проживания в с.Сухой Карсун Карсунского района, а так же по какому адресу она проживала в указанном населенном пункте. Факт совместного проживания супруга и детей истца не свидетельствует о проживании самого истца в указанный период в с.Сухой Карсун. Документального подтверждения данного факта не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Саркисян Т.К.  – Глебова Т.Г. считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно  части 1  статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона №1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются нормы Закона №1244-1, относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.     

Указанной категории граждан в соответствии со статьей 34 Закона №1244- 1 пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №958н от 28 ноября 2014 года утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

В соответствии с пунктом 100 названного перечня периоды проживания или работы в загрязненной зоне подтверждаются соответствующими документами, к числу которых относятся удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

В силу ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года  № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию  по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно статье 7 Закона РФ от 15 мая 1991 года  № 1244-1 «О социальной защите подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально- экономическим статусом.

Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 1991 года  №237-р (в редакции Распоряжения Правительства РФ от 5 апреля 1993 года  №557-р) определен Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, в который включены населенные  пункты Карсунского района Ульяновской области (в том числе): Сухой Карсун.

Статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года был установлен возраст выхода на страховую пенсию по старости для женщин - 55 лет.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Саркисян Т.К., *** года рождения, родилась в с. Турцх Ахалкалаки района Грузинской ССР, проживает в с. *** Карсунского района Ульяновской области, где зарегистрирована с 18.09.2010 (л.д.6).

24.05.2024 истица обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области, с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением пенсионного органа от 04.06.2024 №84231\24 истице  отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д.10-11).

26.06.2024 Саркисян Т.К. вновь обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области  с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением пенсионного органа от 27.06.2024 №102372\24 истице  отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д.8-9).

Решение мотивировано тем, что по имеющимся сведениям Саркисян Т.К. не имеет права на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ввиду отсутствия подтверждающего факта проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения.

Полагая отказ незаконным, Саркисян Т.К. обратилась в суд с настоящим иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд пришел к выводу, о том, что истица фактически проживала в зоне, указанной в Перечне населенных пунктов Карсунского района Ульяновской области, относящейся к территории с льготным социально-экономическим статусом с. Сухой Карсун с 31.01.1994 до 01.02.1998 (4 года), следовательно пенсионный возраст Саркисян Т.К. должен быть снижен на  1 год  в силу ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Саркисян Т.К., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исследовал представленные в материалы дела доказательства, в частности вступившее в законную силу решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 19.06.2002 с учетом определения  от 30.12.2010 об исправлении описки в соответствии с которым установлено что Карапетян (Саркисян) Т.К., *** года рождения постоянно проживала вместе с детьми С*** Р.У.,*** года рождения, С*** Р.У., *** года рождения, С*** М.У., *** года рождения в с. Сухой Карсун Карсунского района Ульяновской области с 1990 года (л.д.46, 47).

Несмотря на то, что в данном решении не отражен точный период проживания истицы на территории с. Сухой Карсун Карсунского района, суд первой инстанции, учитывая указанный судебный акт, пришел к выводу о проживании истицы на льготной территории в период с 1.01.1991 по 01.02.1998, куда входит четырехлетний срок необходимый для снижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год.

Факт проживания истицы на указанной территории также подтверждается свидетельством о рождении и записью акта о рождении дочери- С*** М.У., *** года рождения, место рождения которой указано - с. Сухой Карсун Карсунского района Ульяновской области, матерью ребенка указана -Саркисян Т.К. (л.д.49, 90).

В диспансерной книжке беременной женщины Саркисян Т.К., *** года рождения указано место жительства – с. Сухой Карсун (л.д.93-94, 96).

Сын истицы С*** Р.У., *** года рождения с 01.09.1994 по 11.06.2002 обучался в МОУ Сухокарсунская основная общеобразовательная школа Карсунского района Ульяновской области, что подтверждается справкой №25 от 25.04.2024 (л.д.22).

Дочь истицы С*** Р.У., *** года рождения с 01.09.1997 по 28.10.2002 обучалась в МОУ  *** Карсунского района Ульяновской области, что подтверждается справкой №26 от 25.04.2024 (л.д.21).

С 09.04.1991 истица состоит в зарегистрированном браке с С*** У.П. (л.д.18).

Из копии домовой книги №10 с. Сухой Карсун следует, что дети Р***, Р***, М*** были зарегистрированы с отцом - С*** У*** П*** в с. Сухой Карсун с 15.03.1997 (л.д.14-15).

Из справки №*** от 09.09.2024, выданной Главой администрации МО «Новопогореловское сельское поселение» следует, что Саркисян Т.К., *** года рождения проживала в с. Сухой Карсун, Карсуского района Ульяновской области с 13.08.2002 (л.д.100).

Судом первой инстанции были допрошены свидетели Б*** А.И., И*** Л.А., постоянные жители села Сухой Карсун, пояснившие, что истица с семьей приехали в их село в 1990 году, прожив примерно 10 лет, переехали проживать в соседнее село Новое Погорелово.

Таким образом, факт проживания Саркисян Т.К. в период с  01.01.1991 по 31.01.1998 в селе Сухой Карсун, который относится к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, то есть более четырех лет, за которые она имеет право на снижение пенсионного возраста на 1 год на основании ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» нашел свое подтверждение.

Как указано выше, решением пенсионного органа от 04.06.2024 №84231\24 и решением пенсионного органа от 27.06.2024 №102372\24 истице было отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» только по тому основанию, что не подтверждена требуемая продолжительность проживания или работы истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, иные основания в решениях пенсионного органа для отказа в назначении пенсии не указаны.

Как следует из расчета стажа, выполненного пенсионным органом, страховой стаж истца составляет 4 года 8 месяцев 1 день, ее стаж с учетом Постановления Конституционного суда №2-п  - 9 лет 2 месяца 1 день (л.д.51).

В соответствии с пунктом 1 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01 января 2002 г. пенсионных прав, в том числе, в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. В соответствии с пунктом 3.3 мотивировочной части данного постановления у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29 января 2004 года № 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.

Пенсия по старости, предусмотренная положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и страховая пенсия, предусмотренная Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», являются различными видами пенсий.

В соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости) - ч. 5 ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации, при таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области подлежат отклонению.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии факта постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, являлись предметом оценки суда первой инстанции. Указанным доводам дана обоснованная оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 12 сентября 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Карсунский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 января 2025 года.