Судебный акт
Предварительное согласование предоставления земельного участка
Документ от 24.12.2024, опубликован на сайте 14.01.2025 под номером 116564, 2-я гражданская, об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2024-002891-46

Судья Надршина Т.И.                                                                    Дело №33а-5845/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      24 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,                       

судей Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н,

при секретаре Чичкиной А.П. 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 23 августа 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 11 октября 2024 года, по делу №2а-1812/2024, которым постановлено:

административные исковые требования Вечканова Вячеслава Владимировича удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области об отказе Вечканову Вячеславу Владимировичу в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: ***, оформленное письмом №*** от ***.

Возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры по Ульяновской области обязанность повторно рассмотреть заявление Вечканова Вячеслава Владимировича о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: ***.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Вечканов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании повторно рассмотреть заявление.

В обоснование требований указал, что он является собственником гаражного бокса с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***. 

Административным ответчиком незаконно отказано в удовлетворении его заявления о предварительном согласовании земельного участка, поскольку в соответствии с действующим законодательством он вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании и расположен под принадлежащим ему капитальным гаражом, возведенным до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Административный истец просил признать незаконным решение Министерства от *** №*** об отказе в предварительном согласовании предоставления ему земельного участка, обязать административного ответчика повторно рассмотреть его заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по Ульяновской области, ППК «Роскадастр по Ульяновской области», ГСК «Лада».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Считает, что Вечканову В.В. правомерно отказано в предоставлении земельного участка, поскольку в нарушение пункта 4 Требований о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (приказ Росреестра от 19.04.2022 № П/0148) представленная им схема выполнена без учета проекта планировки территории Железнодорожного района г.Ульяновска, утвержденного постановлением мэрии г.Ульяновска от *** №***. Причиной отказа является расположение земельного участка в соответствии с документами территориального планирования на территории общего пользования. Данное обстоятельство указывает на то, что земельный участок является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен на праве собственности.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Вечканова В.В. – Царев Д.Г. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с подп. 5 п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п.1 ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу п.20 ст.3.7 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданин вправе приобрести в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса, бесплатно в собственность земельный участок (за исключением случаев, если такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность в соответствии с Земельным кодексом), который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства, находящийся в собственности данного гражданина и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определено, что до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:

земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе, с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.

Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.

Пунктом 5 статьи 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 2 данной статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя.

В случае отсутствия у гражданина документа, подтверждающего предоставление или иное выделение ему земельного участка либо возникновение у него права на использование такого земельного участка по иным основаниям, к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов:

заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг;

документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 данной статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются:

документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка, из которого образован или должен быть образован испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для гаражного строительства и (или) размещения гаражей, или документ, подтверждающий приобретение указанными кооперативом либо организацией права на использование такого земельного участка по иным основаниям;

схема расположения земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок);

документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя);

выписка из единого государственного реестра юридических лиц о гаражном кооперативе, членом которого является заявитель.

В случае отсутствия у гражданина одного из документов, указанных в абзаце втором или третьем настоящего пункта, вместо данного документа к заявлению могут быть приложены один или несколько документов, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 5 настоящей статьи (пункт 6).

К заявлению гражданина о предоставлении в соответствии с настоящей статьей земельного участка, на котором расположен гараж, наряду с документами, предусмотренными данной статьей, прилагается технический план указанного гаража (пункт 8).

Пунктом 12 предусмотрено, что в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2 данной статьи, наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, должно быть отказано, если данный гараж в судебном или ином предусмотренном законом порядке признан самовольной постройкой, подлежащей сносу.

Пунктом 13 установлено, что в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пунктах 2 и 20 данной статьи, при отсутствии иных оснований, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и пунктом 12 данной статьи, не может быть отказано только на основании отсутствия в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой находится гараж, вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусматривающего возможность размещения гаражей в границах такой территориальной зоны, либо на основании того, что испрашиваемый земельный участок предоставлен гаражному кооперативу. В решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка указывается вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий возможность размещения гаража.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Вечканов В.В. является собственником гаражного бокса №***, площадью 18,7 кв.м, кадастровый номер ***,  расположенного в *** по адресу: *** (л.д. 71-72).

Право собственности административного истца на гараж зарегистрировано в ЕГРН *** на основании решения Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от *** (дело №***) (л.д. 40–44).

Данным решением суда установлено, что ***, юридический адрес: ***, принят в эксплуатацию на основании акта государственной комиссии от ***, утвержденного постановлением главы администрации Железнодорожного района г.Ульяновска от *** №***.

Гараж приобретен Вечкановым В.В. *** у ***, который  полностью выплатил сумму паенакоплений и являлся собственником гаража №*** в ***.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.08.2024 ГСК «Лада» является правообладателем земельного участка, площадью 107+/-1 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании договора аренды земельного участка от *** №*** (л.д. 73-74).

25.06.2024 Вечканов В.В. обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему гараж, с целью дальнейшего оформления земельного участка в собственность без проведения торгов (л.д. 127-128).

Решением административного ответчика от *** №*** в удовлетворении данного заявления отказано в соответствии с подп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ с указанием на то, что представленная для утверждения схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории выполнена без учета Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от 10.08.2021 №1166, Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83 (с изменениями и дополнениями). Согласно сведениям, представленным в порядке межведомственного взаимодействия Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, образуемый земельный участок расположен на территории общего пользования и в соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ не подлежит приватизации. Несоответствие схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, является основанием для отказа в утверждении такой схемы, предусмотренным пп.1 п.16 ст.11.10 ЗК РФ.

В качестве правовых оснований оспариваемого отказа административным ответчиком указано на то, что испрашиваемый земельный участок находится на землях общего пользования.

Однако следует учитывать, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ).

В соответствии с п.п. 2 и 3 ч.6 ст.43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Отображение на картах генерального плана местоположения объектов общего пользования носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых подобными объектами, само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Поскольку в силу приведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, и установленных судом обстоятельств по делу подтверждено наличие совокупности условий (незаконность принятого административным ответчиком отказа и реальное нарушение прав административного истца данным отказом), являющихся основанием для удовлетворения административного иска о признании оспариваемого отказа незаконным, как это предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд правомерно удовлетворил заявленные Вечкановым В.В. требования.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не находит.

Судом верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, верно применены нормы права, надлежаще оценены представленные доказательства.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 23 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.01.2025.