УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-003964-37
Судья Сизов И.А.
Дело № 33-5814/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
17 декабря 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.,
при секретаре Чичкиной А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 29 июля 2024 года по гражданскому делу №2-3217/2024, по которому
постановлено:
исковые требования Князевой Арины
Андреевны - удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской
области обеспечить Князеву Арину Андреевну, *** г.р. (паспорт серии ***)
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на
территории муниципального образования «город Ульяновск».
Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения
представителя Князевой А.А. – Магомедовой Н.Ю., полагавшей решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Князева А.А. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно‑коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности
обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения.
В обоснование иска указала, что она относится к числу детей,
оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.
Её мать К*** Е.Е. решением Вешкаймского районного суда
Ульяновской области от 03.07.2006 лишена
в отношении неё родительских прав. Запись об отце в актовой записи о рождении
отсутствует.
Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской
области №37-Р от 22.01.2020 она включена в списки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.
Вместе с тем она жилого помещения в собственности, доли в
собственности жилого помещения, по договору социального найма жилого помещения,
не имеет.
Просила суд обязать Министерство
жилищно-коммунального хозяйства
и строительства Ульяновской области
обеспечить истца специализированным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения на территории муниципального образования
«город Ульяновск» Ульяновской области.
Судом к
участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора было привлечено Министерство социального
развития Ульяновской области.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области просит отменить решение суда,
принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворить исковых
требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным.
Указывает, что Министерство является исполнительным органом
государственной власти, денежные средства, находящиеся в его распоряжении имеют
целевой характер и используются в соответствии с бюджетом. В связи с
недостаточным финансированием, ежегодно с 2013 года выделяемого в областном
бюджете Ульяновской области на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями,
фактически сложилась очередь на предоставление жилых помещений. Князева А.А.
включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
на территории Ульяновской области 05.10.2023. Формирование списка на территории
Ульяновской области относится к компенсации Министерства социального развития
Ульяновской области. В Министерство
жилищно‑коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области с заявлением о
предоставлении жилого помещения Князева А.А. не обращалась, таким образом, она
не зарегистрирована в реестре на предоставление жилого помещения в Ульяновской
области. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что
заключение Министерством договора найма специализированного жилого помещения с
ребёнком-сиротой является юридическим фактом, наступление которого зависит от
волеизъявления двух сторон такого договора.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Князева Арина Андреевна
(ранее Марина Сергеевна), *** года рождения, относится к числу детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Вешкаймского районного суда Ульяновской области от 03.07.2006
одинокая мать Князевой М.С. лишена родительских прав (л.д. 49-52).
Распоряжением Министерства семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 22.01.2020
Князева А.А. включена в список детей‑сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением
(л.д. 10).
В собственности жилых помещений
у Князева А.А. не имеется (л.д. 68).
Ссылаясь на то, что он имеет право на обеспечение жилым
помещением специализированного жилищного фонда, однако, таким жилым помещением
не обеспечена, Князева А.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
В
соответствии с частью 1
статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление
жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Федеральным
законом
от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный
закон № 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры социальной
поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц,
потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
В соответствии с положениями статьи
8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются
лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в
письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении
ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц,
указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые
помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных
организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и
иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения
профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании
прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в
исправительных учреждениях.
Статьей
9 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 №53-ЗО «О предоставлении жилых
помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области» установлено, что жилые
помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам
найма специализированных жилых помещений предоставляются: детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений
по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений (пункт 1 части
1).
Предоставление
жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке,
установленном Правительством Ульяновской области (часть 2 статьи 9).
В
соответствии со статьей 2 Закона Ульяновской области от 20.12.2022
№ 142-ЗО «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, место жительства которых находится на территории Ульяновской
области, благоустроенными жилами помещениями» дети-сироты, которые не являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в
случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным, имеют право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу части 1 статьи 6 Закона Ульяновской
области от 20.12.2022 № 142-ЗО дети-сироты обеспечиваются специализированными
жилыми помещениями исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим
на территории Ульяновской области государственное управление в сфере
строительства (далее - орган, уполномоченный в сфере строительства), в виде
отдельных жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям
соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого
помещения по договору социального найма.
Специализированные
жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма
специализированных жилых помещений в соответствии с Законом
Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области»
(часть 2 статьи 6).
Согласно пункту 8 постановления
Правительства Ульяновской области от 03.07.2023 № 329-П «Об утверждении
Положения о порядке приобретения в государственную собственность Ульяновской
области жилых помещений в целях их включения в специализированный
государственный жилищный фонд Ульяновской области и последующего предоставления
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о порядке
предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых
помещений указанного фонда по договорам найма специализированных жилых
помещений» специализированные жилые помещения по договорам найма
специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком
граждан, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями,
формируемым исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим
государственное управление в сфере социальной защиты населения.
Согласно
Положению о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области, утвержденному постановления
Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/52-П, (подпункт 13
пункта 2.6) Министерство в сфере строительства обеспечивает на основании
решения осуществление полномочий представителя собственника жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая осуществление
контроля за состоянием таких помещений.
Из
приведенных выше положений законодательства следует, что именно на Министерство
возложена в Ульяновской области обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми
помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы
об отсутствии достаточного финансирования не могут служить основанием для
отказа в предоставлении жилья той категории граждан, которой такая мера
социальной поддержки гарантирована законом.
Исходя из наличия у Князевой А.А.
соответствующего статуса и права на меры социальной поддержки в виде
однократного предоставления жилого помещения из специализированного жилищного
фонда, суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанность
по восстановлению нарушенных прав истца по обеспечению жилым помещением.
Доводы апелляционной жалобы о
невозможности обеспечения Князевой А.А. жилым помещением в разумный срок,
необходимости дополнительного целевого выделения бюджетных лимитов, выводы суда
не опровергают.
Действующее законодательство
связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного
фонда с наступлением определенных событий - достижением возраста 18 лет;
окончанием срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях
социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных
учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей; завершением обучения в
образовательных организациях профессионального образования, либо окончанием
прохождения военной службы по призыву, либо окончанием отбывания наказания в
исправительных учреждениях.
Наличие указанных юридических фактов
является основанием возникновения права лиц названной категории на
предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
При этом федеральный законодатель не
определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение
данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость
обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его
возникновения.
Доводы апелляционной жалобы о том,
что Князева А.А. не обращалась с письменным заявлением в Министерство об
обеспечении жилым помещением, не опровергают право Князевой А.А. на такое
обеспечение.
При этом, как следует из
представленного представителем истца в суд апелляционной инстанции акта
приема-передачи жилого помещения к договору найма жилого помещения для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 27.08.2024 Князевой
А.А. после вынесения обжалуемого решения было предоставлено специализированное
жилое помещение, тем самым решение суда было исполнено.
Таким образом, приведенные в
апелляционной жалобе доводы не могут повлиять на правильность выводов суда
первой инстанции и повлечь отмену принятого решения.
Нарушений норм процессуального
права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом первой
инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
При указанных обстоятельствах,
обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его
отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р
Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 июля 2024 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства
и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 09.01.2025.