Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 17.12.2024, опубликован на сайте 13.01.2025 под номером 116545, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный стаж и назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2024-004140-91                                                  

Судья         Бирюкова О.В.                                                                     Дело № 33-5915/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   17 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.

при секретарях Кузеевой Г.Ш., Герасимове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 июля 2024 года, по гражданскому делу № 2-3265/2024, по которому постановлено:

исковые требования Косыревой Светланы Васильевны удовлетворить.

Обязать ОСФР по Ульяновской области включить в продолжительность специального стажа  Косыревой Светланы Васильевны периоды ее работы с 17.05.1991 по 31.08.2003 в качестве старшей медицинской сестры в *** с 17.05.2004 по 23.06.2004, с 05.07.2004 по 19.10.2004, с 16.08.2004 по 30.09.2004, с 11.10.2004 по 15.10.2004, с 07.12.2004 по 09.12.2004 в должности медицинской сестры *** и назначить ей страховую пенсию с даты обращения 20.12.2023.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Косыревой С.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Косырева С.В. обратилась в суд с иском  к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении пенсии.

Требования мотивировала тем, что 20.12.2023 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа №*** от 18.03.2024 ей было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. При этом в специальный стаж не были зачтены периоды её работы  с 17.05.1991 по 31.08.2003 – работа в должности старшей медицинской сестры в ***, с 16.02.2004 по 19.12.2004 - работа на 0,75 ставки в ***

Просила отменить решение №*** от 18.03.2024 ОСФР по Ульяновской области, обязать ОСФР по Ульяновской области включить в льготный стаж следующие периоды ее работы: с 17.05.1991 по 31.08.2003 – работа в должности старшей медицинской сестры в ***, 100 рабочих дней из 226 рабочих дней в периоде с 16.02.2004 по 19.12.2004, назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты подачи заявления.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены УМВД России по Ульяновской области, ФКУЗ «МСЧ МВД России».

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований. Косырева С.В. зарегистрирована в качестве застрахованного лица 02.11.1999. Периоды её работы, протекавшие после 02.11.1999 должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. В специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не представляется возможным засчитать период работы с 17.05.1991 по 31.08.2003 (12 лет 3 месяца и 15 дней) – работа в качестве старшей медицинской сестры в ***, поскольку наименование учреждения (структуры) «медицинский отдел» не предусмотрено Перечнем от 17.12.1959 №1397, Списками от 06.09.1991 №464, от 22.09.1999 №1066, от 29.10.2002 №781. Страхователем не подтвержден льготный характер работы, индивидуальные сведения о стаже представлены без соответствующего кода медицинской деятельности. В специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости так же не может быть включен период работы истца с 16.02.2004 по 09.12.2004 (9 месяцев 24 дня) – работа на 0,75 ставки в *** поскольку согласно Правил от 29.10.2002 №781 периоды работы в должностях учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 №781, начиная с 01.11.1999 засчитываются в специальный стаж работы при условии её выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Если работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях в течение неполного рабочего времени, период её выполнения засчитывается в стаж, если в результате суммирования занятости выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей. Страхователем сведения о стаже работы представлены с указанием кода для досрочного назначения пенсии 28-ГД, дополнительные сведения – 0,75. За указанный период Косыревой С.В. не выработана полная ставка. Кроме того, предложенный истцом порядок перевода 226 рабочих дней работы на 0,75 ставки в 100 рабочих дней работы за ставку заработной платы не предусмотрен действующим пенсионным законодательством. Указывает, что на момент обращения у Косыревой С.В. продолжительность стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составила 19 лет 6 месяцев 20 дней, что менее требуемой продолжительности 30 лет.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.12.2023 Косырева С.В., *** года рождения обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Решением пенсионного органа №***3 от 18.03.2024 Косыревой С.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному выше основанию ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа лечебной деятельности. При этом, названным выше решением исключены периоды: работы с 17.05.1991 по 31.08.2003 в качестве старшей медицинской сестры в *** так как наименование учреждения (структуры) «медицинский отдел» не предусмотрено Перечнем от 17.12.1959 №1397, Списками от 06.09.1991 №464, от 22.09.1999 №1066, от 29.10.2002 №781. Страхователем не подтвержден льготный характер работы, индивидуальные сведения о стаже представлены без соответствующего кода медицинской деятельности; с 16.02.2004 по 09.12.2004 на 0,75 ставки в ***, так как за указанный период не выработана полная ставка (л.д.8-13).

По сведениям ответчика на дату обращения (20.12.2023) у истицы имеется требуемая величина ИПК, продолжительность стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ составила 19 лет 6 месяцев 20 дней.

Ссылаясь на незаконность указанного выше решения пенсионного органа и на нарушение ответчиком ее пенсионных прав, Косырева С.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, пришел к выводу об  удовлетворении исковых требований Косыревой С.В. о включении спорных периодов ее работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии.

Между тем с решением суда в части включения в продолжительность специального стажа истицы всего периода ее  работы с 17.05.1991 по 31.08.2003 в качестве старшей медицинской сестры в *** и назначении пенсии, судебная коллегия согласиться не может, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм пенсионного законодательства, в специальный стаж истицы подлежит включению только период с 17.05.1991 по 31.12.1991, период работы с 01.01.1992  по 31.08.2003 включению в специальный стаж Косыревой С.В. по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ не подлежит, при этом судебная коллегия исходит из следующего.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи. 

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона №400, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с  частью 1  данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (ч. 4 ст. 30).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»  установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30  Федерального закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются (пп. «н» п. 1): список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.

Списком от  29.10.2002 №781  предусмотрено, что в специальный стаж   в календарном порядке засчитывается работа в должностях среднего медицинского персонала  (в том числе медицинской сестрой) в больницах всех наименований, госпиталях всех наименований.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно Списку от 22.09.1999 № 1066 в специальный стаж в календарном исчислении включается работа в должностях среднего медицинского  персонала, в том числе медицинской сестры в городской, центральной (городской, окружной, районной) больнице, госпитале.

Этим же постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991
№ 464, правом на досрочное назначение пенсии пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно записям в трудовой книжке на имя истца, 17 мая 1991 года Косырева С.В. была принята старшей медицинской сестрой в ***, 1 сентября 2003 года  назначена на должность старшей медицинской сестры по обслуживанию детских дошкольных учреждений ***, 16 февраля 2004 года переведена на 0,75 ставки медицинской сестрой терапевтического кабинета, 10 декабря 2004 года переведена на полную ставку медицинской сестрой терапевтического кабинета (л.д.14).

Таким образом, с 17.05.1991 по 31.08.2003 истица работала в качестве старшей медицинской сестры в ***, которое относится к дошкольным образовательным учреждениям.

25.08.1983 был издан приказ №*** о передаче медицинскому отделу  детских дошкольных учреждений (л.д.43-44).

В соответствии с положением о медицинском отделе УВД Ульяновской области, утвержденным 22.12.1998, медицинский отдел является структурным подразделением службы тылового обеспечения УВД Ульяновской области.

Согласно перечня изменений в штатах подразделений и учреждений, непосредственно подчиненных УВД значатся детские дошкольные учреждения, в частности *** (л.д.37).

Должность старшей медицинской сестры входила в штат ***. Подчинялась старшая медицинская сестра непосредственно  заведующей дошкольного учреждения и начальнику ***

Согласно должностной инструкции старшей медицинской сестры дошкольного учреждения ***, основными задачами старшей медицинской сестры дошкольного учреждения является оказание  медико- профилактической помощи детям и выполнения санитарно-эпидемиологического режима в детском дошкольном учреждении (л.д.47).

До 1 октября 1993 года действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое предусматривало включение в специальный (медицинский) стаж работу в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных ясли-садах. Однако, указанный нормативный правовой акт утратил силу с 1 октября 1993 года, в связи с чем подлежит применению лишь для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Действующими в последующем и в настоящее время Списками не предусмотрена возможность зачета в льготный стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периода работы в должности медицинской сестры в дошкольных образовательных учреждениях.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорный период работы истца в качестве старшей медицинской сестры в *** в *** с  1 января 1992 года  по 31 августа 2003 года не подлежит включению в специальный стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Учитывая, что у Косыревой С.В.  отсутствует необходимая продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, правовых оснований для назначения ей страховой пенсии не имеется.

В период с 17.05.2004 по 23.06.2004, с 05.07.2004 по 19.10.2004, с 16.08.2004 по 30.09.2004, с 11.10.2004 по 15.10.2004, с 07.12.2004 по 09.12.2004 Косырева С.В. работала в должности медицинской сестры в ***

Как следует из трудовой книжки, в период с 16.02.2004 по 10.12.2004 Косырева С.В. была переведена на 0,75 ставки медицинской сестрой терапевтического кабинета, отказывая во включении указанного периода в специальный стаж истицы, пенсионный орган исходил из того, что ею не выработана полная ставка.

Между тем в материалы дела представлены приказы Госпиталя при УВД Ульяновской области №*** от 19.04.2004, №*** от 17.05.2004, №*** от 04.08.2004, №*** от 16.08.2004, №*** от 09.09.2004, №*** от 07.10.2004, №*** от 07.12.2004, табели учета рабочего времени, из которых следует, что ей предоставлялась дополнительная работа по совместительству на время отсутствия медицинских сестер лечебного учреждения (л.д.50-65).

Согласно льготно-уточняющей справке, выданной ФКУЗ «МСЧ МВД РФ по Ульяновской области» от 07.06.2024 №*** в период  с 19.04.2004 по 30.04.2004 Косырева С.В. переведена на 0,5 ставки медицинской сестры процедурной и 0,5 ставки медицинской сестры терапевтического кабинета  (приказ №*** от 19.04.2004) с 17.05.2004 по 23.06.2004 переведена на 1 ставку медицинской сестры урологического кабинета  (приказ №*** от 17.05.2004); с 05.08.2004 по 13.08.2004 переведена на 1 ставку медицинской сестры перевязочной (приказ №*** от 04.08.2004), с 16.08.2004 по 30.09.2004 работала на 1 ставку  (0,25 медицинской сестры участковой и 0,75 ставки медицинской сестры терапевтического кабинета (приказ №*** от 16.08.2004, приказ №*** по л/с от 30.09.2004); с 11.10.2004 по 15.10.2004 работала на 0,75 ставки медицинской сестры терапевтического кабинета и 0,25 ставки медицинской сестры поликлиники (приказ №*** от 07.10.2004); с 07.12.2004 по 09.12.2004 работала на 0,75 ставки медицинской сестры терапевтического кабинета и 0,5 ставки медицинской сестры неврологического кабинета поликлиники (приказ №*** от 07.12.2004) (л.д.82-83).

В суд апелляционной инстанции представлена справа ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ульяновской области» от 17.12.2024 №9, из которой следует, что за указанные выше период работы Косыревой С.В. в должности медицинской сестры за дополнительные работы в пенсионный фонд производились отчисления для назначения льготной пенсии.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что
Косыревой С.В. в данные периоды не вырабатывалась полная ставка, подлежат отклонению.

Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене в части включения в  специальный стаж истицы  периода ее работы с 1 января 1992 года  по 31 августа 2003 года в качестве старшей медицинской сестры в *** в ***, назначении пенсии, с принятием в отмененной части нового решения, об отказе в удовлетворении  требований о включении в специальный стаж периода  работы с 1 января 1992 года  по 31 августа 2003 года в качестве старшей медицинской сестры в ***, назначении пенсии, в остальной части решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу  без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 июля 2024 года отменить в части включения в продолжительность специального стажа  Косыревой Светланы Васильевны периода ее работы с 1 января 1992 года  по 31 августа 2003 года в качестве старшей медицинской сестры в ***, назначении пенсии.

Принять в отмененной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Косыревой Светланы Васильевны о включении в специальный стаж периода ее работы с 1 января 1992 года  по 31 августа 2003 года в качестве старшей медицинской сестры в ***, назначении пенсии отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 января 2025 года.