УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0002-01-2024-002849-31
Судья Просвирнов Г.Е.
Дело № 33-5700/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 17 декабря 2024
года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.,
при секретарях Абдрахмановой Р.Н., Кузеевой Г.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда
города Ульяновска от 12 июля 2024 года по гражданскому делу № 2-2296/2024,
по которому постановлено:
исковые требования Быковской Елены Владимировны
удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования по Ульяновской области назначить Быковской Елене Владимировне
пенсию по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием на территории зоны с льготным
социально-экономическим статусом.
Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения Быковской
Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Быковская Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее –ОСФР по Ульяновской области) о признании незаконным решения об
отказе в назначении досрочной страховой пенсии, назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что она
обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости в
связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим
статусом в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку в
период с 06.05.1991 по 25.01.1994 проживала и работала в ***.
Решением ОСФР по Ульяновской области от 11.04.2024 ей было
отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемой продолжительности
проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Просила суд установить факт ее проживания (работы) в зоне с
льготным социально-экономическим статусом в период отпуска по уходу за ребенком
с 06.05.1991 по 25.01.1994 и обязать ответчика назначить ей пенсию.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное
учреждение здравоохранения «Инзенская районная больница», муниципальное бюджетное
учреждение «Благоустройство».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
Дополнительным решением Засвияжского районного суда г.
Ульяновска от 04.09.2024 установлен факт проживания Быковской Е.В. в зоне с
льготным социально-экономическим статусом в период отпуска по уходу за ребенком
с 02.06.1991 по 25.01.1994.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит
решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых
требований.
В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда
принято с нарушением норм материального и процессуального права. Отмечено, что
в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС» право на снижение пенсионного возраста имеют только те
граждане, которые работали (проживали) на территории с льготным
социально-экономическим статусом постоянно, что должно быть подтверждено
документально. Суд необоснованно принял в качестве подтверждения факта
проживания истца на загрязненной территории показания свидетелей. Также
отмечено, что представленные Быковской Е.В. справка ГУЗ «Инзенская
районная больница» о ее нахождении в отпуске по уходу за ребенком и медицинские
документы о прохождении ею и ее ребенком в этот период в данном медицинском
учреждении не могли быть приняты судом в качестве доказательства факта
проживания истца на загрязненной территории в заявленный период, поскольку в указанном медицинском
учреждении в период отпуска по уходу за ребенком Быковская Е.В. фактически не
работала, медицинское обследование в указанной больнице проходили все жители
Инзенского района, в том числе и ***, где Быковская Е.В. была зарегистрирована,
и которое не входит в перечень населенных пунктов, отнесенных к зоне с льготным
социально‑экономическим статусом. Кроме того, в медицинской карте ребенка
истца в качестве места проживания указан адрес: ***. Оснований для
удовлетворения требований истца не имелось, поскольку период регистрации в ***
с 02.06.1991 по 25.01.1994 не подтвержден имеющимися доказательствами.
В возражениях на апелляционную жалобу Быковская Е.В. просит
оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В
соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся ответчика, третьих лиц, которые надлежащим образом извещены о
времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Согласно
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Быковская (Новикова) Е.В., ***
года рождения, в период с 03.08.1989 по 28.09.1999 работала в Инзенской
центральной районной больнице (в настоящее время ГУЗ «Инзенская районная
больница») (л.д. 80-84).
При этом согласно представленным ГУЗ «Инзенская районная
больница» сведениям Быковская Е.В. с 03.08.1989 работала ***, с 11.11.1989 – ***,
с 29.09.1995 – ***, с 29.12.1997 по 28.09.1999 – ***; в период с 06.05.1991 по
18.08.1992 находилась в отпуске по уходу за ребенком (***, *** года рождения),
до полутора лет, с 19.03.1992 по 19.03.1994 – в отпуске по уходу за ребенком до
трех лет; приступила к работе по окончании отпуска по уходу за ребенком с
26.01.1994 (л.д. 53, 85 оборот – 86, 96,
109, 110, 114 оборот, 116, 123 оборот, 126).
29.01.2024 Быковская Е.В., обратилась в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением
общеустановленного пенсионного возраста на один год в соответствии со статьей
34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС», в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально‑экономическим
статусом не менее четырех лет – в ***.
Решением ОСФР по Ульяновской области от 11.04.2024 № *** ей
было отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста
на один год, в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания
(работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом. При этом
ответчиком не оспаривалась продолжительность проживания и работы
Быковской Е.В. в зоне с льготным социально-экономическим статусом на
протяжении 3 лет 6 месяцев 2 дней (с 03.08.1989 по 12.04.1990, с 13.04.1990 по
01.06.1991, с 26.01.1994 по 11.04.1994, с 12.04.1994 по 20.09.1995, с
21.09.1995 по 28.09.1995) (л.д. 7-8, 67 оборот-69).
Не
согласившись с данным отказом пенсионного органа, Быковская Е.В. обратилась в
суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении
требований Быковской Е.В. и обязал ответчика назначить ей пенсию по старости в
соответствии со статьей 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с
проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Судебная
коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по
следующим основаниям.
В
соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением
возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по
состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего
Закона.
Согласно
пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся
воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых
распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно
проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом.
Статьей
34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, постоянно проживающим
(работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим
статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста,
предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и
дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории
зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на
3 года в общей сложности.
Из
примечаний к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что первоначальная величина снижения
пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона,
предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших
(работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период
от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени
пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой
территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об
изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р (действовало до
01.02.1998), определен Перечень населенных пунктов, относящихся к территории
радиоактивного загрязнения, в который включен ***.
Приказом
Минтруда России от 04.08.2021 № 538н утвержден Перечень документов, необходимых
для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера
фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной
выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления
пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень
документов).
В
подпункте «б» пункта 18 Перечня документов предусмотрено, что для подтверждения
дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному
пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или
техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории
гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде
постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах
радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пунктом
109 данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного
проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом
Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается
удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание
в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).
Таким
образом, в указанных актах законодатель определил порядок подтверждения права и
условий для назначения пенсии, в соответствии с которым факт проживания (период
проживания) и работы (период работы) в зонах радиоактивного загрязнения в целях
пенсионного обеспечения требует документального подтверждения.
Из ответа Управления по вопросам миграции УМВД России по
Ульяновской области от 11.07.2024 следует, что Новикова (Быковская) Е.В. была
зарегистрирована по адресу: ***, с 28.09.1995 по 16.12.2020 была
зарегистрирована по адресу: ***. Иными сведениями о регистрации Новиковой
(Быковской) Е.В. на запрашиваемую дату (с 16.05.1991 по 25.01.1994) не
располагают (л.д. 149).
При этом, согласно справке МБУ
«Благоустройство» от 30.08.2019 № ***, а также ответу данного учреждения на
запрос суда первой инстанции Быковская (до заключения брака – Новикова) Е.В.
была зарегистрирована по месту проживания по адресу: *** (общ.), в период с
13.04.1990 по 01.06.1991, с 12.04.1994 по 20.09.1995 (л.д. 9, 87, 101). Кроме
того, из представленной МБУ «Благоустройство» домовой книги на общежитие по
адресу: ***, следует, что 01.06.1991 Быковская Е.В. снята с регистрационного
учета в связи с выбытием в ***, а 12.04.1994 вновь зарегистрирована по
указанному адресу после прибытия из *** (л.д. 103 оборот-105).
Вопреки выводам суда первой
инстанции, из представленной Быковской Е.В. медицинской карты за период с
1990 г. по 1995 г., а также медицинской карты ее дочери *** за период с
1994 г. по 1999 г. невозможно достоверно установить факт проживания истца
в спорный период в ***, поскольку на титульных листах медицинских карт адрес: ***,
погашен (зачеркнут) и указан адрес: *** (л.д. 10-34, 35-52).
Кроме того, из ответа *** от
12.12.2024, поступившего по запросу судебной коллегии, следует, что информацию
о прикреплении к поликлинике *** Быковской Е.В. и ее дочери *** за период с
1991 года по 1994 год представить невозможно, поскольку медицинская
документация в архиве хранится 25 лет.
С учетом указанного ответа
ссылку Быковской Е.В. на выписку из ее медицинской карты, выданной врачом ***
28.06.2024, согласно которой она наблюдалась в данной больнице с 26.07.1989 по
28.09.1995 и проходила лечение и профосмотры, с 1989 по 1995 проживала в ***,
судебная коллегия считает несостоятельной.
Более того, Быковская Е.В. в
судебном заседании не оспаривала, что *** проходили лечение все жители ***, в
том числе жители ***.
В силу приказа Минтруда России от
04.08.2021 № 538н факт постоянного проживания (работы) на территории с льготным
социально-экономическим статусом подтверждается документально, в связи с чем
показания свидетелей в отсутствие надлежащих документов не могут быть приняты в
качестве доказательства данного факта.
Относимых и допустимых
доказательств, подтверждающих, что в спорный период Быковская Е.В. постоянно
проживала в ***, не представлено.
Поскольку льготное пенсионное
обеспечение для лиц, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим
статусом, направлено на социальную защиту тех граждан, которые вследствие
проживания на загрязненной территории подверглись испытанному риску
радиоактивного вреда, и право на досрочное назначение пенсии имеют только те лица,
которые постоянно проживали или работали на территориях, отнесенных
законодателем к зоне с льготным
социально-экономическим статусом, при отсутствии достоверных
доказательств постоянного проживания (работы) истца Быковской Е.В. в зоне с
льготным социально-экономическим статусом в заявленный ею период, доводы жалобы
ОСФР по Ульяновской области об отсутствии документального подтверждения факта
проживания Быковской Е.В. в период нахождения отпуска по уходу за ребенком с
02.06.1991 по 25.01.1994 в зоне с льготным социально-экономическим статусом
заслуживают внимания, выводы суда первой инстанции об обратном являются
ошибочными, следовательно, правовых оснований для возложения на ОСФР по
Ульяновской области обязанности назначить истцу пенсию по старости в
соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с проживанием (работой) в
зоне с льготным социально‑экономическим статусом с даты возникновения
права (с 07.02.2024) не имелось.
Таким образом, решение суда
первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в
удовлетворении исковых требований
Быковской Е.В. к ОСФР по Ульяновской области о назначении пенсии по старости со
снижением пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны с
льготным социально-экономическим статусом.
Руководствуясь статьями 328, 329
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 12 июля 2024 года отменить.
Принять
по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Быковской Елены
Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области о назначении пенсии по старости со снижением
пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны с льготным
социально-экономическим статусом отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный
суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Засвияжский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 28 декабря 2024 года