УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Шабинская Е.А. 73RS0001-01-2024-005269-02
Дело
33-6006/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
17 декабря 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,
при секретаре Герасимове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 18 сентября 2024 года по
гражданскому делу № 2-3887/2024, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской
области в интересах Мерчина Николая Петровича к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области
удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Мерчина
Николая Петровича, *** года рождения, компенсацию морального вреда в сумме 5000
руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., судебная коллегия
У С Т
А Н О В И Л А:
прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд
с иском в интересах Мерчина Н.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами
реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что Мерчин Н.П., *** года
рождения, является ***.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или
абилитации инвалида от 1 апреля 2024 г. Мерчин Н.П. подлежит обеспечению
техническими средствами реабилитации (далее – ТСР) - ***.
Данными ТСР Мерчин Н.П. до настоящего времени не обеспечен, чем
нарушаются его права.
В связи с этим прокурор
просил суд возложить на ответчика обязанность обеспечить Мерчина Н.П.
указанными ТСР и взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда
в размере 5000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Федеральное казенное учреждение «Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,
общество с ограниченной ответственностью «ТехноТрейд».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит
решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что нарушение срока
выдачи направления произошло не по вине ОСФР по Ульяновской области, поскольку поставщиком поставлен
товар с нарушением срока. При данных обстоятельствах правовых оснований для
взыскания с ОСФР по
Ульяновской области в пользу Мерчина Н.П. компенсации морального вреда не
имелось. Кроме того, обеспечение истца ТСР относится к имущественным правам, в
то время как возможность компенсации морального вреда в отношении имущественных
прав инвалида действующим законодательством не предусмотрена.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не
явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Мерчин Н.П., *** года
рождения, является ***, *** установлена бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или
абилитации инвалида от 1 апреля 2024 г. Мерчин Н.П. подлежит обеспечению ТСР - ***.
Ссылаясь на то, что Мерчин Н.П. до настоящего времени не
обеспечен вышеуказанными ТСР, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Установив, что до вынесения решения суда Мерчин Н.П. был
обеспечен требуемыми ТСР, суд первой инстанции, пришел к выводу об отказе
прокурору в удовлетворении требований в части возложения на ОСФР по Ульяновской
области обязанности обеспечить Мерчина Н.П. вышеназванными ТСР.
При этом суд первой инстанции установив, что Мерчин Н.П. был
обеспечен *** с нарушением установленного срока, взыскал с ОСФР по Ульяновской
области в пользу Мерчина Н.П. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной
коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным
правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при
разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка,
отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Правовые
и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов
установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим
государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской
Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими
гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и
других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также
в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации.
Одной
из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система
и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к
бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24
ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»).
Медицинская
реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября
1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - одно
из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе
использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24
ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»).
К
техническим средствам реабилитации инвалидов в силу статьи 11.1 Федерального закона от 24
ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные,
используемые для компенсации или устранения стойких ограничений
жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов
являются, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические
изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые
аппараты).
Во
исполнение указанных норм закона Постановлением Правительства Российской
Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами
(кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 названных Правил
предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с
индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в
порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской
Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения
инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение
инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями
осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства
(изделия).
В
силу абзаца первого пункта 4 данных Правил
заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом
(ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган
Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида
(ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по
месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление
переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер
социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В
соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил
уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных
правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме
уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим
средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает
(выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление
технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на
поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации,
обеспечивающие техническими средствами (изделиями). При наличии действующего
государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в
соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с
уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану)
направление на получение либо изготовление технического средства (изделия)
(далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации о
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими
средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В
направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который
устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет
не менее половины срока действия указанного контракта. При отсутствии
действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана)
техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный
орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные
настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного
контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего
технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в
единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с
даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения
инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в
рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую
выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида,
нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со
дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении
технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с
привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного
использования, - 60 календарных дней.
Как установлено материалами дела и не оспаривалось
ответчиком, с 4 апреля 2024 г. Мерчин Н.П. состоял на учете в качестве
нуждающегося в обеспечении ***.
Из отзыва ОСФР по Ульяновской области на иск прокурора
следует, что 8 апреля 2024 г. между ОСФР по
Ульяновской области и ООО «Техно Трейд» заключен государственный контракт №***
на поставку ***.
Между тем, направление на получение *** было выдано Мерчину
Н.П. ответчиком только 24 июня 2024 г. Данное ТСР получено Мерчиным Н.П. 15 июля 2024 г.
Поскольку ответчик своевременно не исполнил возложенные на
него обязанности по предоставлению инвалиду ***, то выводы суда первой
инстанции о взыскании с ОСФР по Ульяновской области в пользу Мерчина Н.П.
компенсации морального вреда являются законными и обоснованными.
Так, пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Как указано в статье 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя
обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд
принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие
внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и
нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина,
которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной
форме (пункт 1).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается
судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный
вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).
Исходя из предназначения социального государства, механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со
стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том
числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может
порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем,
что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными
благами и личными неимущественными правами.
Поскольку Мерчин Н.П. был несвоевременно обеспечен ***, в
связи с чем ему были причинены нравственные страдания, то судебная коллегия
приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции имелись правовые основания
для взыскания с ответчика в пользу Мерчина Н.П. компенсации причиненного
морального вреда, которая определена в разумном размере – 5000 руб.
Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области об обратном не могут быть приняты во внимание
судебной коллегией, так как они не основаны на законе и фактических
обстоятельствах дела.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона
отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий
жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с
этим на обеспечение достоинства их личности.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том,
что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных
отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку не предоставлением
необходимого ТСР ответчик нарушил личные неимущественные права Мерчина Н.П.
Размер
компенсации морального вреда судом определен с учетом всех заслуживающих
внимания обстоятельств, в том числе возраста и инвалидности истца,
продолжительности нарушения прав истца, его нуждаемость в ТСР, степени
перенесенных истцом нравственных страданий.
Установленный судом первой инстанции размер компенсации
морального вреда отвечает требованиям разумности и справедливости. Правовых
оснований для снижения компенсации морального вреда судебная коллегия не
усматривает.
Доводы
ОСФР по Ульяновской области об отсутствии вины в несвоевременном обеспечении
истца ТСР по причине нарушения поставщиком сроков поставки товара не могут быть
приняты судебной коллегией во внимание, поскольку обязанность по обеспечению
инвалида ТСР возложена именно на ответчика, который во исполнение указанной
обязанности заключает контракт с поставщиком технических средств реабилитации
для обеспечения инвалидов и вправе требовать от поставщика надлежащего
исполнения обязанностей в соответствии с условиями контракта.
При
разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые
обстоятельства дела, правильно применены нормы материального права, собранным
по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной
мере соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области не содержат ссылок на какие -
либо новые обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда
первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, а поэтому не влияют на правильность принятого
судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права,
повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые
обстоятельства установлены с достаточной полнотой, доводы апелляционных жалоб
не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены
решения суда в апелляционном порядке.
В силу изложенного, оснований к отмене
решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе,
не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 сентября 2024 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28
декабря 2024 г.