Судебный акт
Об устранении нарушений СанПиН, горячее водоснабжение
Документ от 20.12.2024, опубликован на сайте 10.01.2025 под номером 116517, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по обеспенчению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом боагополучии человека, об обязании обеспечить горячее водоснабжение, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

73RS0004-01-2024-003895-85

Судья Русакова И.В.                                                                 Дело №33а-5039/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                20 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при помощнике судьи Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 28 июня 2024 года, с учетом определения того же суда от 23 июля 2024 об исправлении описки, по делу                        №2а-2167/2024, которым постановлено:

административный иск Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» по непринятию мер по обеспечению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить в отрядах №№ 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 горячее водоснабжение.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование административного иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законов в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области выявлено нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: пункта 2.2 СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 №44, в соответствии с которым здания, строения, сооружения должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», в соответствии с пунктами 19.2.1 и 19.2.5 которого здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе, горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам, душевым).

В нарушение вышеуказанных требований в отрядах № 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 исправительного учреждения горячее водоснабжение отсутствует.

Прокуратурой Ульяновской области *** начальнику ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области выданы представления об устранении нарушений закона, однако нарушения в полном объеме не устранены.

Прокурор просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в части непринятия мер по обеспечению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека; обязать ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить в отрядах №№ 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 горячее водоснабжение; обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФСИН России.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части обязания обеспечения в отрядах №№1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 горячего водоснабжения, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что при постройке общежитий №№ 1, 2, 3 (до 02.06.2003) применялись Указания по проектированию и строительству ИТУ и военных городков войсковых частей МВД СССР (ВСН 10-73/МВДСССР), которыми центральное горячее водоснабжение не предусматривалось. Судом не принято во внимание, что требования СП 308.1325800.2017 распространяются на объекты, введенные в эксплуатацию, в том числе по завершении капитального ремонта и реконструкции, с 21.04.2018. Следовательно, к зданиям общежитий №№ 1, 2, 3 данные правила неприменимы.  

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области просит решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения суда в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии со ст.176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле (п.4 ч.1 ст.310 КАС РФ).

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3).

Обжалуемое решение не соответствует приведенным требованиям.

При рассмотрении дела допущены указанные процессуальные нарушения.

Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области обязанность по обеспечению в отрядах горячего водоснабжения, суд возложил на УФСИН России по Ульяновской области обязанность по выполнению указанных работ путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с подп. 8 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, основными задачами ФСИН России являются, в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями.

Пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний предусмотрено, что ФСИН России обеспечивает материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы (подпункт 2).

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний).

Согласно Положению об УФСИН России по Ульяновской области, утвержденным приказом ФСИН России от 14.06.2015 №518, Управление является территориальным органом ФСИН России и юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств (пункты 1 и 4); Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, подведомственными ФСИН России предприятиями уголовно-исполнительной системы (пункт 11), материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных структур (подпункт 2 пункта 15).

В силу п.п. 1.2 - 1.7 Устава ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области учредителем и собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Данное учреждение находится в ведении ФСИН России, является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств (л.д. 67-71).

В соответствии с п.п. 1 и 7 ст. 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации отвечает орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Из правового анализа приведенных правовых норм следует, что именно ФСИН России осуществляет обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, а УФСИН России по Ульяновской области доводит финансирование до ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области.

Учитывая, что ФСИН России реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, ФСИН России подлежала привлечению к участию в деле в качестве административного соответчика.

Частью 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено данным Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

Между тем суд рассмотрел настоящее административное дело без привлечения к участию в деле в качестве административного ответчика ФСИН России, являющегося главным распорядителем бюджетных средств.

Кроме того, возлагая на исправительное учреждение обязанность по обеспечению в отрядах №№ 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 горячего водоснабжения, суд не исследовал вопрос об объективной технической возможности осуществления подводки горячего водоснабжения в помещения отрядов, с учетом года постройки зданий, технического состояния зданий, не установил обстоятельства возможности организации горячего водоснабжения путем подводки горячей воды к санитарно-техническим приборам.

Принимая во внимание допущенные судом приведенные выше нарушения норм процессуального и материального права при рассмотрении настоящего административного спора, принятое по делу решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует устранить указанные нарушения, привлечь к участию в деле в качестве административного соответчика ФСИН России, исследовать техническую документацию на здания общежитий, в которых расположены отряды №№ 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, верно применить нормы права, регулирующие спорные правоотношения и принять законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 28 июня 2024 года, с учетом определения того же суда от 23 июля 2024 об исправлении описки, отменить, дело №2а-2167/2024 направить в Заволжский районный суд г.Ульяновска на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.01.2025.