УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-02-2024-000207-67
Судья Мельникова
О.В.
Дело № 33-5784/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 17
декабря 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.,
при секретарях Абдрахмановой Р.Н., Герасимове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Петяевой Татьяны Викторовны на решение Карсунского районного суда
Ульяновской области от 6 сентября 2024 года по гражданскому делу №
2-2-169/2024, по которому постановлено:
в удовлетворении
исковых требований Петяевой Татьяны Викторовны к государственному учреждению
здравоохранения «Сурская районная больница»
об обязании включить в перечень медицинских работников, которым
назначена специальная социальная выплата, с 03.04.2023; компенсации
морального вреда, взыскании
почтовых расходов, отказать в
полном объеме.
Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения Петяевой
Т.В. и ее представителя Филюшкиной С.А., участвовавших в судебном заседании
посредством видеоконференцсвязи, поддержавших доводы апелляционной жалобы,
прокурора Насыровой Д.М., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная
коллегия
установила:
Петяева Т.В. обратилась в суд с уточненным в ходе судебного
разбирательства иском к государственному учреждению здравоохранения «Сурская
районная больница» (далее – ГУЗ «Сурская РБ») о возложении обязанности включить
в перечень медицинских работников, которым назначена специальная социальная
выплата, взыскании компенсации морального вреда, почтовых расходов.
В обоснование исковых требований указала, что с 03.04.2023
по настоящее время работает в ГУЗ «Сурская РБ» в должности ***.
Специальная социальна выплата, предусмотренная
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О
дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и
участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо
территориальных программах обязательного медицинского страхования», ей не
выплачивалась.
Из ответов главного врача ГУЗ «Сурская РБ» и Министерства
здравоохранения Ульяновской области следует, что выплата не полагается
работникам, оказывающим не входящую в базовую программу обязательного
медицинского страхования медицинскую помощь в стационарных условиях, с чем она
не согласна, так как ее должность отнесена Номенклатурой, утвержденной приказом
Минздрава России № 205 от 02.05.2023 к должности специалистов со средним
профессиональным образованием.
Она работает ***, которое обслуживает ***, ***. Она не
оказывает ***, что подтверждается ее должностной инструкцией.
Учитывая, что другие ***, работающие в той же должности в
том же отделении и выполняющие трудовую функцию, что и она, получают
специальную выплату, полагает, что она подверглась дискриминации в сфере труда.
Неправомерными действиями ответчика ей причинен моральный вред, выразившийся в
переживаниях и страданиях, она чувствовала себя униженной, поскольку ее труд оценен
ниже, чем труд ее коллег, работающих с ней в равных условиях.
Просила суд обязать ГУЗ «Сурская РБ» включить ее в перечень
медицинских работников, которым назначена специальная социальная выплата с
03.04.2023; взыскать с ГУЗ «Сурская РБ» в свою пользу компенсацию морального
вреда в размере 50 000 руб., почтовые
расходы в сумме 500 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской
области, Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования
по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Петяева Т.В. не соглашается с
решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об
удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные исковому
заявлению, дополнительно указывает на несоответствие фактическим
обстоятельствам дела вывода суда о том, что она не участвует в реализации
базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных
программ обязательного медицинского страхования. Отмечает, что она выполняет
такие же функции, как и ***, которые получают социальную выплату,
предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022
№ 2568, что подтверждено показаниями допрошенных свидетелей, а также ответом
главного врача ГУЗ «Сурская РБ», согласно которому в медицинском учреждении
имеются ***, которые обслуживают ***, в том числе и она.
Считает, что факт финансирования ставки *** за счет средств
бюджета Ульяновской области не свидетельствует о том, что она, занимая данную
штатную единицу, не оказывает медицинскую помощь в рамках базовой программы
обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика ГУЗ «Сурская
РБ» и третьих лиц Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Ульяновской области, Министерства здравоохранения Ульяновской области, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
Петяева Т.В. с 03.04.2023 по настоящее время работает в ГУЗ «Сурская РБ» *** (***)
(т. 1 л.д. 8-9, т. 2 л.д. 1-2).
Из трудового
договора от 03.04.2023 № *** и приказа о приеме работника на работу от
03.04.2023 № *** следует, что Петяева Т.В. принята на работу в ГУЗ «Сурская РБ»
на должность *** с 03.04.2023 (т. 2 л.д. 6, 8-9).
Должностные
обязанности *** установлены должностной инструкцией, утвержденной главным
врачом ГУЗ «Сурская РБ» (т. 2 л.д. 10-12).
Согласно
Уставу ГУЗ «Сурская РБ» является государственным учреждением здравоохранения
(п. 1.1), некоммерческой организацией бюджетного типа (п. 1.4). Учредителем и
собственником имущества учреждения выступает Ульяновская область, полномочия и
функции от имени которой осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской
области (п. 1.5). К основным видам
деятельности учреждения относится медицинская деятельность по оказанию
первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной
медико-санитарной помощи, скорой помощи и прочие (конкретные виды работ (услуг)
указаны в п. 2.3.1 Устава) (т. 1 л.д. 80-90).
Из
штатного расписания ГУЗ «Сурская РБ» следует, что в учреждении имеется *** на
24 койки, в том числе *** – 12 коек, *** – 2 койки, *** – 2 койки, *** – 8
коек. Штатным расписанием предусмотрено 4,5 ставки по ***, из которых 2,25
ставки финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования и
2,25 ставки – за счет средств бюджета Ульяновской области (т. 1 л.д. 175-180, 181-186).
ГУЗ
«Сурская районная больница» входит в государственную систему здравоохранения и
участвует в реализации территориальной программы обязательного медицинского
страхования.
Петяева
Т.В., ссылаясь на то, что имеет право на специальную социальную выплату,
установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №
2568 с 03.04.2023, которую получают все другие *** в учреждении ответчика,
обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая
спор, суд первой инстанции, пришел к выводу об отказе удовлетворении иска.
Судебная
коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
В
соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 №
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 №
323-ФЗ) *** имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в
том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со
спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также
конкретными результатами деятельности.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной
государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо
территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее –
постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568) с
01.01.2023 определенным категориям
медицинских работников установлена специальная социальная выплата и
утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования
Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям
медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и
муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе
обязательного медицинского страхования либо территориальных программах
обязательного медицинского страхования (далее – Правила № 2568).
Так,
согласно подпункту «д» пункта 2 постановления Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568 право на специальную социальную выплату имеют
медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь в рамках
базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных
программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей
медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и
внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную
и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой
программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ
обязательного медицинского страхования, и категориям медицинских работников (за
исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также
случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций,
входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и
расположенных на территориях ***, – средний медицинский персонал центральных
районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных
частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального
медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях
Российской Федерации, в том числе в закрытых административно‑территориальных
образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской
Федерации от 21.08.2006 № 1156-р.
Согласно
пункту 2 Правил № 2568 специальная социальная выплата осуществляется
территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации работникам, замещающим штатные должности по состоянию на 1
января 2023 г., в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и
работающим на условиях неполного рабочего времени, а также заместившим
вакантные должности в 2023 году и последующих годах вновь и пришедшим на
вакантные должности в медицинские организации, соответствующие критериям,
установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568.
В
соответствии с пунктом 3 Правил № 2568 специальная социальная выплата
осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет
средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования; рассчитывается исходя из исполнения
работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также
суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы
в соответствующем календарном месяце.
Для
получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют
ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в
территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на
получение специальной социальной выплаты (пункт 4 Правил № 2568).
В пункте
6 Правил указано, что реестр формируется с указанием сведений о медицинской
организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его
местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика, код причины
постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода,
за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а
также следующих сведений по каждому работнику: категория, должность
(профессия); фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения и страховой
номер индивидуального лицевого счета в системах обязательного пенсионного
страхования и обязательного социального страхования; реквизиты для перечисления
специальной социальной выплаты; размер специальной социальной выплаты с
округлением до рублей; суммарное отработанное время по табелю
учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце; число рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего
месяца, исчисленной в соответствии с пунктом 3 данных Правил; соотношение отработанного
времени и числа рабочих часов, указанных в подпунктах «д» и «е» этого пункта, с
округлением до двух знаков после запятой.
Пунктом
8 Правил № 2568 предусмотрено, что специальная социальная выплата
осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения
территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации реестра.
Из
приведенных выше положений законодательства следует, что с 01.01.2023 меры
социальной поддержки в виде специальной социальной выплаты предоставляются при
наличии совокупности условий: 1) лицо, претендующее на получение выплаты,
должно быть медицинским работником, оказывающим медицинскую помощь в рамках
базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных
программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей
медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и
внешнего совместительства), должность которого должна соответствовать
должностям, определенным в Номенклатуре должностей; 2) медицинский
работник должен осуществлять трудовую деятельность в медицинской организации,
входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и
участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования либо
территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Понятие
медицинского работника дано в подпункте 13
части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ,
согласно которому им является физическое лицо, которое имеет медицинское или
иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные)
обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.
Под
медицинской деятельностью законодатель в указанном Федеральном законе
подразумевает профессиональную деятельность, в том числе по оказанию
медицинской помощи, предусматривающей комплекс мероприятий, направленных на
поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление
медицинских услуг, выполняемые медицинским работником и иным работником,
имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к
пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие
профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную,
реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или)
медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Согласно
части 2
статьи 32 и частям 1
- 4 статьи 33
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к видам медицинской помощи
относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том
числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая
специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
В части 1
статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ указано, что
первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания
медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике,
лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за
течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому
просвещению населения.
Согласно
пункту 1.4 Номенклатуры должностей ***, утвержденной приказом Минздрава России
от 20.12.2012 №*** (утратил силу с 01.09.2023) *** была отнесена к должностям ***.
Пункт
9.15 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников, утвержденной приказом Минздрава России от 02.05.2023 № 205н,
вступившим в силу с 01.09.2023, также относит должность *** к специалистам со
средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский
персонал).
Из пояснений истца Петяевой
Т.В. в судах первой и апелляционной инстанций следует, что *** расположены в
хирургическом отделении, при этом никакого разделения их от других коек
отделения не имеется, во время суточного дежурства она дежурит одна (другие ***
одновременно с ней не дежурят) и выполняет свои должностные обязанности в
отношении всех коек, имеющихся в хирургическом отделении. Другие ***,
работающие в той же должности в том же отделении и выполняющие такую же
трудовую функцию, как и она, получают специальную социальную выплату.
Данные обстоятельства также подтверждены
показаниями допрошенных в суде первой
инстанции свидетелей ***
Из ответа ГУЗ «Сурская РБ» от 28.08.2024
следует, что в ГУЗ «Сурская РБ» не имеется отделения ***, имеются ***,
которые обслуживают медицинские сестры палатные Петяева Т.В., ***, ***, ***
(8 работников). *** финансируются за счет средств бюджета Ульяновской
области, иные (***) – за счет средств ОМС. Характер и объем работ Петяевой Т.В.
ничем не отличается от объема работ других медицинских сестер палатных (т. 1 л.д. 67-68).
Кроме того, согласно ответу ГУЗ «Сурская РБ» от 12.12.2024 на запрос
судебной коллегии *** в ГУЗ «Сурская РБ» расположены в хирургическом отделении,
их разделение *** отсутствует. Петяева Т.В. осуществляет свои трудовые функции
в отношении всех ***). В хирургическом отделении дежурство осуществляет одна ***,
одномоментно с ней другие *** дежурство не осуществляют.
Таким
образом, из совокупности имеющихся в деле доказательств, свидетельствующих о
характере выполняемых истцом трудовых обязанностей, следует, что Петяева Т.В. является
медицинским работником, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой
программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ
обязательного медицинского страхования, медицинской организации, входящей в
государственную систему здравоохранения и участвующей в реализации
территориальной программы обязательного медицинского страхования; является
специалистом со средним медицинским образованием ГУЗ «Сурская районная
больница», ее должность предусмотрена соответствующей Номенклатурой должностей ***,
в связи с чем имеет она право на получение специальной социальной выплаты на
основании подпункта «д» пункта 2 постановления Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568 со дня возникновения такого права – 03.04.2023
(даты трудоустройства у ответчика).
То обстоятельство, что заработная плата истца финансируется
из областного бюджета, при наличии предусмотренных законом, указанных выше
оснований для получения выплаты, а также фактического участия истца в оказании
медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования,
не может служить поводом для ограничения прав истца на оплату труда и приводить
к необоснованным различиям в объеме связанных с оплатой труда прав сотрудников
учреждения.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об
отказе в удовлетворении исковых требований Петяевой Т.В. является неверным, на ответчика подлежит
возложению обязанность по включению данных о Петяевой Т.В. в подлежащий направлению в Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области для осуществления выплат
реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты,
предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке
медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и
муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе
обязательного медицинского страхования либо территориальных программах
обязательного медицинского страхования» с 03.04.2023.
В
соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация
– социальное государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской
Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный
минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка
семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты.
В
качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных
непосредственно связанных с ними отношений в статье 2 Трудового кодекса
Российской Федерации указано в том числе право каждого работника на
своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы,
обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и
не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно
статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового
законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и
свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов
работников и работодателей.
По правилам статьи 237 Трудового кодекса Российской
Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или
бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах,
определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения
спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения
определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Из
разъяснений, изложенных в пункте
47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 №
33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», следует,
что суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с
нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе
других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их
нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника
на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность
реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда,
на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях,
установленных законом.
С
учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств, в том числе характера и
степени нравственных страданий истца Петяевой Т.В., степени вины ответчика, а
также принципов разумности и справедливости, с ГУЗ «Сурская РБ» в ее пользу
подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.
В соответствии со статьей 98 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации с ГУЗ «Сурская РБ» в
пользу истца подлежат взысканию
почтовые расходы в размере 500 руб.
Исходя
из положений статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию
государственная пошлина в размере 300
руб.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит
отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых
требований Петяевой Т.В.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карсунского районного суда Ульяновской области
от 6
сентября 2024 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Петяевой Татьяны
Викторовны удовлетворить частично.
Возложить на государственное учреждение
здравоохранения «Сурская районная больница» (ОГРН ***, ИНН ***) обязанность
включить данные о Петяевой Татьяне Викторовне (паспорт серии *** № ***) в подлежащий направлению в Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области для осуществления выплат
реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты,
предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31
декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной
поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой
программе обязательного медицинского страхования либо территориальных
программах обязательного медицинского страхования» с 3 апреля 2023 года.
Взыскать с государственного учреждения
здравоохранения «Сурская районная больница» в пользу Петяевой Татьяны
Викторовны компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., почтовые
расходы в размере 500 руб.
В
удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать
с государственного учреждения
здравоохранения «Сурская районная больница» в доход местного бюджета
государственную пошлину в размере 300 руб.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный
суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Карсунский
районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 28 декабря 2024 года