УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-004047-79
Судья Фролов В.В.
Дело № 33-5913/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
24 декабря 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимова Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,
при секретаре Дементьевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-3189/2024 по
апелляционной жалобе Тарасовой Наталии Аркадьевны на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 5 августа 2024 года, по которому
постановлено:
в удовлетворении исковых требований Тарасовой Наталии
Аркадьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области о признании решения незаконным, назначении и
выплаты страховой пенсии по старости отказать.
Заслушав
доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Тарасовой Н.А., ее представителя Будагяна
А.С.,
поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Тарасова Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к
Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании решения
незаконным, назначении и выплаты страховой пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что
07.03.2023 Тарасова Н.А. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением
о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях». Решением ОСФР по Ульяновской области от 20.03.2024 № ***
истцу отказано в досрочном установлении страховой пенсии по старости в
соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых
пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности медицинского стажа
(30 лет). Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости
в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» не ранее чем за месяц до достижения возраста 60 лет. При
этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
не был засчитан период её работы с 17.06.2002 по 30.05.2013 – в должности
медицинской сестры палатной ***, поскольку наименование учреждения не
поименовано в соответствующих списках. Считает решение незаконным и
необоснованным. С 17.06.2002 по настоящее время Тарасова Н.А. работает в
должности медицинской сестры палатной в ***. Первоначально она была принята на
работу в ***, 01.01.2006 указанное учреждение здравоохранения переименовано в ***;
31.05.2013 *** реорганизован путем присоединения к ***. С момента
трудоустройства и по настоящее время истец осуществляет аналогичные трудовые
функции. Пульмонология – область медицины, изучающая заболевания дыхательной
системы человека, легких и бронхов, их диагностику и лечение. *** лечение
различных форм относится к области пульмонологии. В медицинском учреждении
проходили лечение дети после перенесенных *** заболеваний. В обновленном
отделении с 2013 года несовершеннолетним стала оказываться помощь по профилю
«соматические заболевания», что относится к списку должностей и учреждений,
работа в которых засчитывается в специальный стаж. Таким образом, Тарасова Н.А.
осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Тарасова Н.А. просила суд признать решение
ОСФР по Ульяновской области об отказе в досрочном назначении страховой пенсии
по старости незаконным, возложить на ответчика обязанность назначить ей
досрочно страховую пенсию по старости.
Судом к участию в деле в качестве
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета
спора, привлечено
ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница им.
политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Тарасова Н.А. просит решение суда отменить,
принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование
жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Указывает, что ***
осуществлял медицинские услуги по оказанию помощи больным детям. Данный факт
подтверждается лицензиями на осуществление медицинской деятельности, штатным
расписанием, отчетами по лечебной физкультуре. В период работы должностные
обязанности истца не изменялись, трудовой договор действует по настоящее время.
Считает, что требуемая продолжительность медицинского стажа была выработана
07.03.2024.
В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской
области, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе и возражениях относительно жалобы.
Выслушав пояснения
участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле
доказательствам и правильность применения судом норм материального и
процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» право на страховую пенсию по старости лица, достигшие возраста 65 и 60
лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему закону).
Порядок и условия сохранения права на
досрочное назначение страховой определены статьей 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013
№ 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего
Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного
коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не
менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет
в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах,
независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи,
при наличии величины индивидуального
пенсионного коэффициента в размере не менее 23,4 (в 2022 году).
В соответствии с частью 1.1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ срок назначения пенсии зависит от даты, на которую выработан
требуемый медицинский стаж.
Так, при выработке медицинского стажа продолжительностью
30 лет в 2020 году пенсия
будет назначена через 18 месяцев, в 2021 году – через 36 месяцев, в 2022
году – через 48 месяцев, в 2023 и последующие годы – через 60 месяцев со дня, на который
выработана требуемая продолжительность медицинского стажа (приложение 7 к
Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств,
профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом
которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1
данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место
до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на
соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с
законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы
(деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место
до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с
применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим
при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации
положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации
принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ,
производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций),
с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах
исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное
обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1
данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения
в учреждениях здравоохранения, применяются:
– список должностей и учреждений, работа в
которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с
подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей,
специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая
пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в
соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации»;
– Список должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», –
для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по
31.12.2001 включительно;
– Список профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная
работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу
лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об
утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых
по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с
применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного
постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период
с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
– Перечень учреждений, организаций и
должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к
постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу
лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для
учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Из приведенных
нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в
городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими
списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право
на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением
лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные
Правительством Российской Федерации.
При этом периоды работы (деятельности),
имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания
указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период
выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости.
Как
установлено судом и следует из материалов дела, 07.03.2023 Тарасова Н.А., *** года
рождения, в целях реализации пенсионного права обратилась к ответчику с
заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» (т. 1 л.д. 16, 80(оборот)-83).
Решением
ОСФР по Ульяновской области от 20.03.2024 № *** Тарасовой Н.А. отказано в
досрочном установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О
страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности
медицинского стажа (30 лет) (т. 1 л.д. 17-19, 73(оборот)-76).
Рекомендовано
обратиться за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не
ранее чем за месяц до достижения возраста 60 лет.
При
этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
не был засчитан период работы с 17.06.2002 по 30.05.2013 – в должности
медицинской сестры палатной ***, поскольку наименование учреждения не поименовано
в соответствующих списках.
Тарасова
Н.А. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного
пенсионного страхования 22.09.1999.
По
состоянию на дату обращения (07.03.2024) у Тарасовой Н.А. продолжительность
стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляет 22 года 1 месяц 11 дней.
Из трудовой книжки Тарасовой (Алексеевой) Н.А. (т. 1 л.д.
22-25), а также данных о стаже, содержащихся в представленных ответчиком
материалах в части, касающейся ее трудовой деятельности в ***, усматривается,
что 17.06.2002 она была принята на должность медицинской сестры палатной ***
(приказ от 17.06.2002 № ***; 01.01.2006 *** переименован в *** (приказ от
01.01.2006 № ***); 31.05.2013 *** реорганизован путем присоединения к ***
(распоряжение Правительства Ульяновской области от 26.02.2013 № ***); в этот же
день работник переведен в отделение санаторного типа на должность медицинской
сестры палатной (приказ от 31.05.2013 № ***); 01.01.2014 отделение санаторного
типа переименовано в отделение медицинской реабилитации (приказ от 31.12.2013 №
***), а 01.01.2024 в детское соматическое реабилитационное отделение (приказ от
29.09.2023 № ***), где работает по настоящее время.
Полагая отказ пенсионного органа в зачете спорного периода в
специальный стаж работы, досрочном назначении страховой пенсии по старости
незаконным, Тарасова Н.А. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых
требований, суд исходил из того, что *** не имеет определенного профиля
деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с
последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических
больных, то есть перечисленных в пункте 21 Списков, утвержденных
постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 и от
29.10.2002 № 781.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой
инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и
требованиям действующего законодательства, сделаны на исследованных
доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, мотивы, по которым
суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и
являются обоснованными.
Устанавливая
правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных
категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью,
возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель
связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного
пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной
деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным
воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими
нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с
лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения.
При
этом, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по
охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по
старости, федеральный законодатель учитывает не только специфику их
профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений
здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение
специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не
может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение
Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 1920-О).
Согласно действовавшему в период с 01.11.1999 по 31.12.2001
правовому регулированию (постановление Правительства Российской
Федерации от 22.09.1999 № 1066) в стаж, дающий право на назначение пенсии в
связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, включалась
работа, в том числе медицинских сестер, в санаториях (курортах) только
определенного профиля – для лечения туберкулеза всех форм, для больных с
последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом,
психоневрологических больных (пункт 21 Списка, раздел «Наименование
учреждений»).
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела «Наименования учреждений»
Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781,
действующее с 01.01.2002.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
06.08.2007 № 522 «О ведении государственного реестра курортного фонда
Российской Федерации» медицинская специализация (профиль) санатория
определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую
деятельность.
Из приведенных нормативных положений, регулирующих спорные
отношения, следует, что с 01.11.1999 только медицинским работникам, работающим
в санаториях (курортах) определенного профиля, поименованного в указанных
списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной
деятельности по охране здоровья населения. Работа по медицинским специальностям
в санаториях иных, помимо приведенных в указанном перечне профилей, после
01.01.1999 года не включается в указанный специальный стаж.
Наименование структурного подразделения «***» не относится к
Перечню структурных подразделений, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, а также
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, что
препятствует включению спорного периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии
по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Аргументы о том, что ***!уберкулезное!% лечение различных
форм относится к области пульмонологии, тем самым спорный период подлежит
включению в стаж в льготном исчислении, являлись предметом рассмотрения суда
первой инстанции, выводы относительно которых приведены в обжалуемом судебном
постановлении и являются обоснованными. Из представленных документов
усматривается, что к противопоказаниям, исключающим направление детей в данное
санаторное учреждение относилось заболевание *** и других органов (пункт 3.1.7
Регламента) (т. 2 л.д. 63). Согласно единому квалификационному справочнику
должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденному приказом
Минздравсоцразвитие России от 23.07.2010 № 541н, должностные обязанности по
лечению больных *** возложены на врача-***. Между тем в штатных расписаниях
санатория должность врача-*** отсутствует.
Кроме того, суд первой инстанции верно отметил отсутствие в
сведениях индивидуального (персонифицированного учета) Тарасовой Н.А. льготных
кодов по спорному периоду работы, что влечет за собой отсутствие сведений о
норме рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, а также отказ
во включении спорного периода в специальный стаж работы. Недостоверность
представленных работодателем индивидуальных сведений в отношении работника не
установлена.
Ссылка истца на тождественность выполняемой в спорный период
работы деятельности и последующей работой в *** основана на ошибочном толковании
норм материального права.
В
силу части 5
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований
учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19
– 21 части 1
настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной
деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после
изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего
учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до
такого изменения, устанавливается в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 № 869 «Об установлении
тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения
организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций),
профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях
досрочного пенсионного обеспечения по старости» на Министерство труда и
социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по
представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с
Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной
деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или)
наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной
деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
Вместе
тем в установленном порядке тождественность профессиональной деятельности
Тарасовой Н.А., выполняемой ею после реорганизации санатория путем
присоединения к ***, профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого
изменения, не установлена. Доказательств обратному не имеется.
Представленные по делу доказательства оценены судом первой
инстанции по правилам статьи 67 ГПК РФ, результаты оценки доказательств
отражены в решении, с которыми судебная коллегия соглашается.
Приведенные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют
о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат
каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или
опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному
толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке
исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем
на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.
Выраженное
несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных
обстоятельств не влечет отмены судебного постановления.
В силу изложенного решение суда является правильным и
отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5
августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасовой
Наталии Аркадьевны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.01.2025