Судебный акт
О досрочном назначении страховой пенсии по старости
Документ от 24.12.2024, опубликован на сайте 14.01.2025 под номером 116495, 2-я гражданская, о признании действий незаконными, возложении обязанности назначить и выплатить досрочную страховую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2024-004047-79

Судья Фролов В.В.                                                                          Дело № 33-5913/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                  24 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимова Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Дементьевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3189/2024                      по апелляционной жалобе Тарасовой Наталии Аркадьевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 августа 2024 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Тарасовой Наталии Аркадьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения незаконным, назначении и выплаты страховой пенсии по старости отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Тарасовой Н.А.,                       ее представителя Будагяна А.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Тарасова Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании решения незаконным, назначении и выплаты страховой пенсии по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что 07.03.2023 Тарасова Н.А. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по Ульяновской области от 20.03.2024 № *** истцу отказано в досрочном установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности медицинского стажа (30 лет). Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не ранее чем за месяц до достижения возраста 60 лет. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не был засчитан период её работы с 17.06.2002 по 30.05.2013 – в должности медицинской сестры палатной ***, поскольку наименование учреждения не поименовано в соответствующих списках. Считает решение незаконным и необоснованным. С 17.06.2002 по настоящее время Тарасова Н.А. работает в должности медицинской сестры палатной в ***. Первоначально она была принята на работу в ***, 01.01.2006 указанное учреждение здравоохранения переименовано в ***; 31.05.2013 *** реорганизован путем присоединения к ***. С момента трудоустройства и по настоящее время истец осуществляет аналогичные трудовые функции. Пульмонология – область медицины, изучающая заболевания дыхательной системы человека, легких и бронхов, их диагностику и лечение. *** лечение различных форм относится к области пульмонологии. В медицинском учреждении проходили лечение дети после перенесенных *** заболеваний. В обновленном отделении с 2013 года несовершеннолетним стала оказываться помощь по профилю «соматические заболевания», что относится к списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж. Таким образом, Тарасова Н.А. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Тарасова Н.А. просила суд признать решение ОСФР по Ульяновской области об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочно страховую пенсию по старости.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено                           ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница им. политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Тарасова Н.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Указывает, что *** осуществлял медицинские услуги по оказанию помощи больным детям. Данный факт подтверждается лицензиями на осуществление медицинской деятельности, штатным расписанием, отчетами по лечебной физкультуре. В период работы должностные обязанности истца не изменялись, трудовой договор действует по настоящее время. Считает, что требуемая продолжительность медицинского стажа была выработана 07.03.2024.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013                   № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи, при наличии величины  индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 23,4                                   (в 2022 году).

В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013              № 400-ФЗ срок назначения пенсии зависит от даты, на которую выработан требуемый  медицинский стаж.

Так, при выработке медицинского стажа продолжительностью 30 лет в               2020 году пенсия будет назначена через 18 месяцев, в 2021 году – через                            36 месяцев, в 2022 году – через 48 месяцев, в 2023 и последующие годы – через             60 месяцев со дня, на который выработана требуемая продолжительность медицинского стажа (приложение 7 к Федеральному закону от 28.12.2013                        № 400-ФЗ).   

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014                 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

– список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

– Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

– Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и                            санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

– Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации.

При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.03.2023                  Тарасова Н.А., *** года рождения, в целях реализации пенсионного права обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т. 1 л.д. 16, 80(оборот)-83).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 20.03.2024 № *** Тарасовой Н.А. отказано в досрочном установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности медицинского стажа (30 лет) (т. 1 л.д. 17-19, 73(оборот)-76).

Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не ранее чем за месяц до достижения возраста 60 лет.

При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не был засчитан период работы с 17.06.2002 по 30.05.2013 – в должности медицинской сестры палатной ***, поскольку наименование учреждения не поименовано в соответствующих списках.

Тарасова Н.А. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования 22.09.1999.

По состоянию на дату обращения (07.03.2024) у Тарасовой Н.А. продолжительность стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляет 22 года 1 месяц 11 дней.

Из трудовой книжки Тарасовой (Алексеевой) Н.А. (т. 1 л.д. 22-25), а также данных о стаже, содержащихся в представленных ответчиком материалах в части, касающейся ее трудовой деятельности в ***, усматривается, что 17.06.2002 она была принята на должность медицинской сестры палатной *** (приказ от 17.06.2002 № ***; 01.01.2006 *** переименован в *** (приказ от 01.01.2006 № ***); 31.05.2013 *** реорганизован путем присоединения к *** (распоряжение Правительства Ульяновской области от 26.02.2013 № ***); в этот же день работник переведен в отделение санаторного типа на должность медицинской сестры палатной (приказ от 31.05.2013 № ***); 01.01.2014 отделение санаторного типа переименовано в отделение медицинской реабилитации (приказ от 31.12.2013 № ***), а 01.01.2024 в детское соматическое реабилитационное отделение (приказ от 29.09.2023 № ***), где работает по настоящее время.         

Полагая отказ пенсионного органа в зачете спорного периода в специальный стаж работы, досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, Тарасова Н.А. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что *** не имеет определенного профиля деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 Списков, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 и от 29.10.2002 № 781.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства, сделаны на исследованных доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

При этом, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, федеральный законодатель учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 1920-О).

Согласно действовавшему в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 правовому регулированию (постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066) в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, включалась работа, в том числе медицинских сестер, в санаториях (курортах) только определенного профиля – для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных (пункт 21 Списка, раздел «Наименование учреждений»).

Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела «Наименования учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, действующее с 01.01.2002.

В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.08.2007 № 522 «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации» медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.

Из приведенных нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 01.11.1999 только медицинским работникам, работающим в санаториях (курортах) определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Работа по медицинским специальностям в санаториях иных, помимо приведенных в указанном перечне профилей, после 01.01.1999 года не включается в указанный специальный стаж.

Наименование структурного подразделения «***» не относится к Перечню структурных подразделений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, что препятствует включению спорного периода работы в стаж, дающий  право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Аргументы о том, что ***!уберкулезное!% лечение различных форм относится к области пульмонологии, тем самым спорный период подлежит включению в стаж в льготном исчислении, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, выводы относительно которых приведены в обжалуемом судебном постановлении и являются обоснованными. Из представленных документов усматривается, что к противопоказаниям, исключающим направление детей в данное санаторное учреждение относилось заболевание *** и других органов (пункт 3.1.7 Регламента) (т. 2 л.д. 63). Согласно единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденному приказом Минздравсоцразвитие России от 23.07.2010 № 541н, должностные обязанности по лечению больных *** возложены на врача-***. Между тем в штатных расписаниях санатория должность врача-*** отсутствует.

Кроме того, суд первой инстанции верно отметил отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного учета) Тарасовой Н.А. льготных кодов по спорному периоду работы, что влечет за собой отсутствие сведений о норме рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, а также отказ во включении спорного периода в специальный стаж работы. Недостоверность представленных работодателем индивидуальных сведений в отношении работника не установлена.

Ссылка истца на тождественность выполняемой в спорный период работы деятельности и последующей работой в *** основана на ошибочном толковании норм материального права.

В силу части 5 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 1921 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2014 № 869 «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости» на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.

Вместе тем в установленном порядке тождественность профессиональной деятельности Тарасовой Н.А., выполняемой ею после реорганизации санатория путем присоединения к ***, профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, не установлена. Доказательств обратному не имеется.

Представленные по делу доказательства оценены судом первой инстанции по правилам статьи 67 ГПК РФ, результаты оценки доказательств отражены в решении, с которыми судебная коллегия соглашается.

Приведенные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.

Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не влечет отмены судебного постановления.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасовой Наталии Аркадьевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.01.2025