Судебный акт
Об обеспечении ТСР, взыскании компенсации морального вреда
Документ от 17.12.2024, опубликован на сайте 09.01.2025 под номером 116475, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

             УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-004758-80

Судья Царапкина К.С.                                                             Дело № 33-5917/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               17 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 августа 2024 года по гражданскому делу № 2-3650/2024, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Кузоватовского района Ульяновской области  удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области обеспечить Мантурова Александра Юрьевича техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) на основании ИПРА № *** от 15.08.2023.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области в пользу Мантурова Александра Юрьевича (паспорт *** № ***) компенсацию морального вреда в размере 4000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Кузоватовского района Ульяновской области, действуя в интересах Мантурова А.Ю., обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что Мантуров А.Ю. является инвалидом ***.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 10.08.2023 № *** Мантуров А.Ю. нуждается в обеспечении техническим средством реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов), которым до настоящего времени не обеспечен.

Просил возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить Мантурова А.Ю. техническим средством реабилитации: креслом‑коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей‑инвалидов) (1 шт.), взыскать с ответчика в пользу Мантурова А.Ю. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено                           ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы указывает, что выдача направления на получение (изготовление) технических средств реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключения территориальным отделением Социального фонда России контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.

Отмечает, что на момент обращения Мантурова А.Ю. с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации (15.03.2024), действующих государственных контрактов на изготовление необходимых технических средств реабилитации не имелось.

08.04.2024 между Отделением и ООО «ТехноТрейд» заключен государственный контракт № *** от 08.04.2024 на поставку кресел-колясок с ручным приводом комнатных и прогулочных, в соответствии с пунктом 1.1 которого поставщик осуществляет поставку товара на территорию Ульяновской области в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта.

Поставщиком поставлен товар с нарушением срока, в связи с чем Мантурову А.Ю. в период нахождения его на учете, направление своевременно не было сформировано. Нарушение срока выдачи (24.06.2024) направления (7 дней с даты заключения контракта) на получение технических средств реабилитации произошло не по вине Отделения.

Обращает внимание, что судом первой инстанции не рассмотрено заявление Отделения о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика ООО «ТехноТрейд».

Полагает, что поскольку Отделением не нарушались сроки обеспечения техническими средствами реабилитации Мантурова А.Ю., основания для взыскания компенсации морального вреда с Отделения отсутствовали.

Указывает, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Административного регламента от 16.05.2019 № 256 результатами предоставления государственной услуги является выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации. Таким образом, 24.06.2024 государственная услуга по обеспечению техническими средствами реабилитации Мантурову А.Ю. оказана Отделением в полном объеме.

Кроме того, по мнению автора жалобы, нарушение права инвалида на предоставление технических средств реабилитации затрагивает личные имущественные права инвалида. Вместе с тем, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержит норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением права инвалида на получение технического средства реабилитации.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кузоватовского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Мантуров Александр Юрьевич, *** года рождения, является инвалидом *** (л.д. 12).

Для проведения реабилитационных мероприятий Мантурову А.Ю. разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № *** от 10.08.2023, согласно которой истец подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе: креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) (л.д. 31-37).

Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных мероприятий – с 08.08.2023 по 01.09.2025.

Исполнителем рекомендованных реабилитационных мероприятий по обеспечению техническими средствами реабилитации является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.

Заявление Мантурова А.Ю. на обеспечение техническими средствами реабилитации зарегистрировано в информационной базе ответчика 15.03.2024.

Поскольку Мантуров А.Ю. не был обеспечен креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей‑инвалидов), прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить Мантурова А.Ю. необходимым техническим средством реабилитации - креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей‑инвалидов), а также о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 4000 рублей.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных, категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок и уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление), либо самостоятельно осуществляет доставку и (или) выдачу технического средства (изделия), приобретенного уполномоченным органом для предоставления инвалиду (ветерану).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Материалами дела подтверждается, что приведенные правила обеспечения истца техническими средствами реабилитации Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не выполнены.

Как усматривается из материалов дела, на день регистрации заявления Мантурова А.Ю. 15.03.2024 действующий государственный контракт на изготовление необходимых инвалиду технических средств реабилитации отсутствовал.

08.04.2024 между Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области и ООО «ТехноТрейд» заключен государственный контракт № *** на поставку кресел-колясок с жестким сидением и спинкой в пользу граждан в целях их социального обеспечения в 2024 году (л.д. 38-53).  

Вместе с тем,  соответствующее направление № *** на получение кресла-коляски с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) было выдано Мантурову А.Ю. только 24.06.2024 (л.д. 30), то есть с нарушением 7‑дневного срока, предусмотренного пунктом 5 Правил.

Доказательств, свидетельствующих о том, что истец был обеспечен необходимым ему техническим средством реабилитации на дату вынесения решения судом первой инстанции, в материалах дела не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы выдача Мантурову А.Ю. направления на обеспечение техническим средством реабилитации не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, так как не свидетельствует о реальном получении инвалидом необходимого средства реабилитации.

При этом подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии вины Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в несвоевременной выдаче истцу направления на получение технического средства реабилитации по причине ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в установленные законодательством сроки возложена именно на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, которое во исполнение указанной обязанности заключает контракт с поставщиком технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов и вправе требовать от поставщика надлежащего исполнения обязанностей в соответствии с условиями контракта, а также требовать убытков, причиненных по вине поставщика.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле в качестве соответчика ООО «ТехноТрейд», не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку каких-либо требований к названному лицу, ходатайств о привлечении ООО «ТехноТрейд» в качестве соответчика или замене ненадлежащего ответчика истец не заявлял.

При этом оснований, установленных частью 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для привлечения ООО «ТехноТрейд» к участию в деле в качестве соответчика по собственной инициативе, исходя из предмета заявленных истцом требований, у суда первой инстанции не имелось.

Принимая во внимание изложенное, поскольку в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение нарушение социальных прав Мантурова А.Ю. как инвалида в связи с несвоевременным обеспечением необходимым техническим средством реабилитации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о взыскании в пользу Мантурова А.Ю. компенсации морального вреда.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Учитывая, что предусмотренная законом процедура предоставления технических средств реабилитации отдельным категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья, и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, суд первой инстанции обоснованно возложил на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность по компенсации Мантурову А.Ю. морального вреда в размере 4000 рублей.

Принимая во внимание индивидуальные особенности Мантурова А.Ю., характер имеющегося у него заболевания, нуждаемость в технических средствах реабилитации, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную на него законом обязанность, что повлекло нарушение прав инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда соответствует критериям, предусмотренным приведенными выше нормами материального права, и отвечает принципам разумности, справедливости и соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.

Оснований для изменения размера взысканной компенсации, ее снижения, судебная коллегия не усматривает.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку несвоевременное обеспечение Мантурова А.Ю. техническим средством реабилитации необходимым ему по состоянию здоровья, нарушает не только непосредственно имущественные права, но и влечет нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав инвалида, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

В целом апелляционная жалоба не содержит доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска  от 13 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение  трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения, по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 декабря 2024 года.