Судебный акт
О приведении контейнерных площадок в соответстсвии с СанПин
Документ от 17.12.2024, опубликован на сайте 28.12.2024 под номером 116443, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0009-01-2024-000530-21                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Судья  Лобина Н.В.                                                                Дело № 33а-5612/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.  Ульяновск                                                                                       17 декабря  2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Лифановой З.А.,

при ведении протокола помощником судьи Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 22 августа 2024 года по делу    № 2а-1-395/2024, которым постановлено:

административное исковое заявление прокурора Карсунского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: ***, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием в соответствии с требованиями      пункта 3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и пункта 4.3 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от  3 марта 2017  года № 91-П.

Обязать администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, расположенную по адресу: ***, твердым покрытием в соответствии с требованиями пункта 3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, и   пункта  4.3 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от  3 марта 2017  года № 91-П.

Заслушав доклад  судьи Бахаревой Н.Н.,  пояснения помощника прокурора         Стерлядевой Е.В.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным,   судебная коллегия

установила:

 

Прокурор Карсунского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области о признании незаконными бездействия в части непринятия мер по оборудованию контейнерной площадки  для сбора твердых коммунальных отходов, возложении обязанность оборудовать контейнерную площадку в соответствии с установленными требованиями.

В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления со стороны ответчика. Согласно реестру мест накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Карсунский район» местом размещения контейнеров для сбора, накопления и вывоза ТКО определено место по адресу: ***.  Однако в нарушение требований санитарных правил контейнерная площадка не оборудована твердым покрытием для размещения контейнера  с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

Уточнив требования, просил признать незаконным бездействие администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием в соответствии с требованиями пункта 3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и пункта 4.3 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 3 марта 2017  года № 91-П; возложить на административного ответчика обязанность по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: ***, бетонным покрытием в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных актов.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное,  производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указывают, что суд, сославшись на пункт 52 статьи  37 устава  муниципального  образования «Карсунское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области, согласно которому полномочия последнего по созданию и  содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов переданы  муниципальному образованию «Карсунский район» Ульяновской области, однако исполнение указанных полномочий не передано административному ответчику.

Истцом перед подачей иска не выяснялись вопросы о том, проводились ли какие-либо ремонтные работы на контейнерной площадке по адресу: ***. Не имеется  также соответствующего акта осмотра контейнерной площадки. На момент подачи иска площадка была приведена в полное соответствие.

Установление объекта и срока выполнения работ по нему является прямым вмешательством в хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, что является нарушением норм действующего законодательства, а также влечет фактические нарушения и ущемление прав иных граждан. 

В судебное заседание  другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части   4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года           № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»  под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно статье 3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от  6 октября 2003 года       № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со статьей 13.4  указанного Федерального закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 раздела II «СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Согласно пункту 4.3 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от  3 марта 2017  года № 91-П, контейнерная площадка располагается на твердом, прочном, водонепроницаемом, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без их повреждения

Как установлено судом, в ходе проведения прокуратурой района места для накопления твердых коммунальных отходов проверки  выявлены нарушения пунктов 3  и 4.3 приведенных санитарных норм и правил.

Установлено, что спорная   контейнерная площадка в нарушение приведенных выше требований санитарно-эпидемиологического законодательства не оборудована твердым (асфальтовым, бетонном) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод,  в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворении требований прокурора.

Вопреки доводам жалобы, надлежащих доказательств в подтверждение устранения нарушений как на момент обращения прокурора в суд с иском, так и  на дату рассмотрения дела по существу, в материалы дела не представлено.  Фиксация устранения нарушений в полном объеме возможна на стадии исполнительного производства.

Наличие нарушений  административным ответчиком не опровергалось в письме  от 2 июля 2024 года на представление прокурора.

В соответствии с  частью 1  статьи 41 Устава муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области администрация Карсунского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Карсунского района, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Карсунского района федеральными законами и законами Ульяновской области.

Согласно  частям 4.1, 4.2  статьи 41 Устава муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области администрация Карсунского района исполняет полномочия администрации муниципального образования Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области в полном объеме в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Администрация Карсунского района выполняет, в том числе, полномочия администрации муниципального образования Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области по осуществлению мероприятий по развитию жилищного строительства, развитию и содержанию объектов коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи осуществление контроля за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства;  по обеспечению бесперебойного коммунального обслуживания населения.

Также в соответствии со  статьей 37 Устава муниципального образования Карсунское городское поселение Карсунского района Ульяновской области исполнение полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены к полномочиям администрации поселения, возложено на администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области.

Исходя из приведенных обстоятельств, сам по себе факт того, что разрешение вопроса по месту  установления объекта  и срока выполнения работ по нему в силу закона относится к компетенции административного ответчика, не свидетельствует о вмешательстве в компетенцию указанного лица, фактически уклонившегося от должного исполнения этой обязанности.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не находит.

Принятое по делу решение является правильным, основано на полной и объективной оценке представленных в дело доказательств, верном применении норм права. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 22 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области –  без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 декабря 2024 года.