У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0025-01-2024-000656-56
Судья Школенок Т.Р.
Дело № 33а-5676/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
17 декабря 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.,
при ведении
протокола помощником судьи Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Саксина Наиля Николаевича на
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 20 июня 2024 года
по делу № 2а-504/2024, по которому постановлено:
административные
исковые требования Управления
Федеральной налоговой по Ульяновской
области службы удовлетворить.
Взыскать с Саксина
Наиля Николаевича,
проживающего по адресу: ***
в пользу Управления Федеральной налоговой по Ульяновской области задолженность по ЕНС в общей сумме 23 830,54 руб., в том числе по
транспортному налогу 1365,19 руб.
за 2022 г., пени 22 465,35 руб. за период с 26.06.2019 по 17.01.2024.
Взыскать с Саксина
Наиля Николаевича в доход бюджета МО
«Чердаклинский район» Ульяновской области государственную пошлину в размере 915
руб.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения Саксина
Н.Н. и его представителя – Муминова Т.М., поддержавших доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия
установила:
УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд с административным
иском к Саксину Н.Н.
о взыскании задолженности по обязательным
платежам.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик состоит на
налоговом учете, имеет в собственности следующие объекты налогообложения:
автомобиль *** года выпуска, государственный регистрационный номер ***,
дата регистрации ***.
В установленный законом срок
административному ответчику было направлено налоговое уведомление №*** от
*** на уплату транспортного налога за 2022 год, по которому
налог оплачен не был.
Ранее в отношении
Саксина Н.Н. в
целях принудительного взыскания
вынесены судебный приказ №*** от *** и решение по делу №***, в связи с просрочкой
исполнения которых возникла задолженность
по пени в размере
22 465,35 руб. за период с 26.06.2019 по 17.01.2024.
Административному ответчику
направлено требование № ***
от ***,
в котором сообщалось о
наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме
задолженности с указанием налогов, авансовых платежей
по налогам, пеней на момент направления требования, а
также обязанности уплатить в
срок до 28.11.2023 сумму отрицательного сальдо ЕНС, которое не было исполнено.
УФНС России по Ульяновской области просило взыскать с Саксина Н.Н. задолженность по ЕНС в размере 23 830, 54 руб., в том
числе задолженность по транспортному налогу за 2022 год – 1365,19 руб., пени за
период с 26.06.2019
по 17.01.2024 - 22 465, 35 руб.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной
жалобе Саксин Н.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять
по делу новое решение.
В обоснование жалобы
указывает о том, что в период с мая 2024 года по июля 2024 года он проживал в ***
по адресу своей матери. Документы из районного суда, а именно извещение, копию
определения о подготовке к судебному заседанию, а также копию административного
иска с приложенными документами он не получал. Ссылается на ненадлежащее
извещение о судебном заседании, связи с чем он был лишен возможности воспользоваться
процессуальными правами. Обращает внимание, что выставленный ему налог в сумме
7875 руб. по налоговому уведомлению №***
от *** уплачен по квитанции от *** его матерью - *** Следовательно,
задолженности по транспортному налогу за 2022 год у него не имеется.
В возражениях на
апелляционную жалобу УФНС России по
Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную
жалобу - без удовлетворения. Указывает,
что платеж от 30.11.2023 был распределен в автоматическом режиме на погашение
задолженности по транспортному налогу за 2014 и 2016 год в порядке ст.45 НК РФ.
В судебное
заседание другие лица, участвующие в
деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как разъяснил
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 19.12.2003 «О
судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято
при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с
нормами материального права, которые подлежат применению к данному
правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии
закона или аналогии права.
Решение является
обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены
исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об
их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в
доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда,
вытекающие из установленных фактов.
В силу ч.2 ст.310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения
решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции,
изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм
материального права.
Такие нарушения были допущены судом
первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Удовлетворяя исковые требования УФНС
России по Ульяновской области, и взыскивая с Саксина Н.Н. задолженность по
транспортному налогу за 2022 год, суд первой инстанции исходил из того, что
административным ответчиком данный налог
в установленный законом срок не был уплачен. Кроме того, у Саксина Н.Н.
имеется задолженность по налогам за предыдущие периоды, взысканная с него в
судебном порядке.
С выводами
районного суда о несвоевременном исполнении обязанности по уплате транспортного налога за 2022 год судебная коллегия согласиться не
может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального
права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации,
п.1 ст.3, п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны в установленные законом
сроки уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса
Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются
организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом
возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 360 Налогового кодекса
Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым
заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных
законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность
по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой
денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в
таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не
предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Так, в соответствии
с пп.1 п.1 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в
части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон №
263-ФЗ) сальдо ЕНС организации или физического лица формируется 1 января 2023
года с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, в порядке,
аналогичном установленному
ст.11.3 НК РФ на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию
на 31 декабря 2022 года
сведений о суммах неисполненных обязанностей организации или физического лица,
являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или)
налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной
пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный
документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ
процентов.
Согласно ст. 11.3
НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом
счете лица (далее-ЕНС) который ведется в отношении каждого физического лица.
Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием
единого налогового платежа (далее-ЕНП).
Сальдо ЕНС
представляет собой разницу между общей суммой денежных средств перечисленных и
(или) признаваемых в качестве ЕНП и денежным выражением совокупной обязанности.
В соответствии со
ст. 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в
бюджеты бюджетной системы РФ признается общая сумма недоимок, а также не
уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, страховых взносов и (или)
налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм
налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренных
НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого
лица.
Согласно п.1 ст. 31
НК РФ налоговые органы вправе взыскивать задолженность в случаях и порядке,
которые установлены настоящим Кодексом.
Как видно из материалов
дела, Саксин Н.Н.
состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика.
В спорный период
2022 год за Саксиным Н.Н. числился объект налогообложения: автомобиль *** года выпуска,
государственный регистрационный номер ***, дата регистрации
***.
Исходя из периода владения, Саксину Н.Н. начислен транспортный налог на
указанный автомобиль за 2022 год в сумме 7875 руб.
Кроме того, по состоянию на 01.01.2023 у Саксина Н.Н.
имелось отрицательное сальдо в связи с наличием задолженностей по уплате
обязательных платежей, санкций и пени за предыдущие периоды, в связи с чем ему
было выставлено требование от *** №*** от уплате транспортного налога на сумму
27 023,27 руб. и пени 21 070,24 руб. (л.д.12).
В адрес
налогоплательщика направлено налоговое уведомление от *** №*** с указанием на
необходимость уплаты транспортного налога за 2022 год в сумме 7875 руб. в срок
до 01.12.2023 (л.д.10).
На основании данного
уведомления матерью Саксина Н.Н. – *** по квитанции от *** произведен платеж
на сумму 7875 руб. (л.д.92).
Согласно информации,
предоставленной налоговым органом, уплаченная 30.11.2023 сумма налога в размере
7875 руб. была распределена в автоматическом режиме: на погашение задолженности
по транспортному налогу за 2014 год –
2065,27 руб., остальная сумма - на погашение задолженности по
транспортному налогу за 2016 год (л.д.108).
Ранее задолженность
Саксина Н.Н. по транспортному налогу за 2014 год была взыскана с него решением
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16.07.2018 по делу №***:
налог 28 103, 56 руб., пени
129, 40 руб.
Задолженность по
транспортному налогу за 2016 год взыскана с Саксина Н.Н. судебным
приказом мирового судьи судебного участка №1 Чердаклинского судебного района №***: налог 32 490 руб., пени 80, 41 руб. (л.д.51 оборот).
На основании данные
судебных актов были возбуждены исполнительные производства: №*** от ***
(окончено фактическим исполнением 21.03.2024) (л.д.41); №*** от *** (окончено
фактическим исполнением 19.04.2024) (л.д.62).
По состоянию на 14.05.2024 сальдо Единого налогового счета Саксина
Н.Н. являлось отрицательным, в сумме 23
830, 54 руб., в том числе: транспортный
налог - 1365,19 руб. за 2022 год, пени за период с 26.06.2019
по 17.01.2024 – 22 465, 35 руб.
16.02.2024 налоговый орган обратился с заявлением о выдаче
судебного приказа о взыскании задолженности по налоговым платежам
с Саксина Н.Н.
Судебным приказом от *** №*** с
административного ответчика взыскана
задолженность за счет
имущества физического лица в
размере 31 915, 35 руб., в
том числе: по налогам - 9450 руб. за 2018-2022 г.г. руб., пени
- 22 465,35 руб. за
период с 26.06.2019 по 17.01.2019 (л.д.54).
Определением от *** данный судебный приказ
отменен на основании представленных должником возражений (л.д.9).
17.05.2024 налоговый орган обратился в суд с
настоящим административным иском.
В соответствии со ст.2
Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами
исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение
судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных
законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в
целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и
организаций.
Согласно п.1 ч.1 ст.47
Закона об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается
судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований,
содержащихся в исполнительном документе.
Учитывая изложенное,
денежные средства, перечисляемые судебным приставом-исполнителем в рамках
исполнительного производства в соответствии с Законом
об исполнительном производстве, следует считать уплаченными в счет исполнения
исполнительного документа вне зависимости от определения их принадлежности в
соответствии с п. 8 ст.45
НК РФ.
Федеральным законом
от 31.07.2023 №389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового
кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской
Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части
первой Налогового кодекса Российской Федерации» в подпункт 5
пункта 6 статьи 45 НК РФ внесены изменения, в соответствии с
которыми денежные средства, перечисленные судебным приставом-исполнителем в
качестве единого налогового платежа в рамках исполнительного производства в
соответствии с Законом
об исполнительном производстве, признаются уплаченными в счет исполнения
требований по постановлению налогового органа о взыскании задолженности налогоплательщика
(налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в
бюджетную систему Российской Федерации за счет имущества либо судебного акта,
содержащего требования о взыскании задолженности, вне зависимости от
определения их принадлежности в соответствии с пунктом 8
данной статьи (действует с 01.10.2023).
Между тем, уплаченная
налогоплательщиком 30.11.2023 сумма транспортного налога за 2022 года в размере 7875 руб. была
распределена налоговым органом на
погашение задолженностей по
транспортному налогу за 2014 год и
транспортному налогу за 2016 год, то есть
без учета вышеприведенных положений закона, поскольку в отношении указанной
недоимки велись исполнительные производства, которые окончены фактическим
исполнением.
Несмотря на то, что исполнительные
производства в отношении налогов за 2014 и 2016 год были окончены в 2024 году,
поступившая на ЕНС сумма платежа не могла быть распределена на их погашение,
поскольку перечисленные судебным приставом-исполнителем в качестве
единого налогового платежа в рамках исполнительного производства признаются
уплаченными в счет исполнения требований судебного акта, содержащего требования
о взыскании задолженности, вне зависимости от определения их принадлежности в
соответствии с п.8 ст.45 НК РФ.
Данные обстоятельства и положения
действующего законодательства не были учтены судом при разрешении настоящего
административного спора, что привело к принятию неправильного решения в части
взыскания транспортного налога за 2022 год.
Следовательно, обжалуемое решение
суда в указанной части подлежит отмене с принятием в данной части нового
решения об отказе в удовлетворении административного иска налогового органа.
В
остальной части решение суда является правильным, оснований для его отмены не
имеется.
Пени начислены на сумму отрицательного сальдо (совокупную
обязанность), исходя из периода просрочки и действующей ставки
рефинансирования. Пени не привязаны к конкретному налогу и начислены на сумму
совокупной обязанности (отрицательное сальдо).
Расчет пени приведен
в административном исковом заявлении, проверен судом и признан правильным
(л.д.15-18).
Доказательств формирования положительного или
нулевого сальдо ЕНС административным ответчиком до настоящего времени не
представлено.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем
извещении Саксина Н.Н. судом о принятии к производству и рассмотрении
административного иска налогового органа, судебной коллегией отклоняются,
поскольку вся судебная корреспонденция направлялась административному ответчику
по месту его регистрации по адресу, указанному, в том числе в апелляционной
жалобе, которая была возвращена без вручения адресату ввиду истечения сроков
хранения. Данное извещение в силу положений ст.156.1 ГК РФ является надлежащим.
Ввиду отмены решения
в части взыскания налога на сумму 1365,
19 руб., подлежит уменьшению размер госпошлины, взысканной с административного
ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 20 июня 2024 года в части
взыскания с Саксина Наиля
Николаевича в пользу Управления Федеральной налоговой службы по
Ульяновской области задолженности по транспортному налогу за 2022 г. в сумме 1365, 19 руб. отменить, принять в указанной части
новое решение, которым требования Управления Федеральной налоговой службы по
Ульяновской области о взыскании с
Саксина Наиля Николаевича задолженности по
транспортному налогу за 2022 г. в
сумме 1365, 19 руб. оставить без
удовлетворения, уменьшить размер взысканной с Саксина Наиля Николаевича
госпошлины до 898,61 руб.
В остальной части
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Саксина Наиля
Николаевича – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 25.12.2024