У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0008-01-2024-000638-41
Судья Росляков В.Ю.
Дело № 33а-5666/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
17 декабря 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Васильевой Е.В.,
при ведении
протокола помощником судьи Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного
учреждения «Следственный изолятор №3 по Ульяновской области» УФСИН России по
Ульяновской области на решение
Инзенского районного суда Ульяновской области от 6 сентября 2024 года по делу
№2а-1-419/2024, по которому постановлено:
административное
исковое заявление Федерального казенного учреждения Следственный изолятор №3 по
Ульяновской области к Инзенскому межрайонному прокурору Нагонному А.А.,
Прокуратуре Ульяновской области о признании незаконным постановления об отмене
постановления о водворении в карцер Вырмаскина А.В., о возложении обязанности
отменить постановление об отмене постановления о водворении в карцер Вырмаскина
А.В., оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Ульяновской
области - Казарминой О.Н., поддержавшей
доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Стерлядевой Е.В., полагавшей
решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Ульяновской области обратился в суд с административным иском к
Инзенскому межрайонному прокурору Нагорному А.А. о возложении обязанности
отменить постановление об отмене постановления о выдворении в карцер Вырмаскина
А.В.
В обоснование
заявленных требований указано о том, постановлением врио начальника учреждения
ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Ульяновской области, майором внутренней службы ***
от *** к осужденному Вырмаскину
А.В. было применено дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер на 15
суток за то, что он, содержась в камере №18, 18.04.2024 в 17-21 час. нарушил
требования пп.9.1, 9.2 п.9 приложения №1 приказа Минюста России от 04.07.2022
№110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов
уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных
учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров
уголовно-исполнительной системы» (далее - ПВР СИЗО), а именно не заправил
спальное место по образцу, установленному в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по
Ульяновской области приказом начальника учреждения *** от 08.04.2024 №149 «Об
установлении единого образца заправки спальных мест подозреваемых, обвиняемых».
Постановлением
Инзенского межрайонного прокурора от *** данное постановление врио начальника
ФКУ СИЗО-3 *** от *** было отменено, Вырмаскин А.В. освобожден из карцера.
Считает данное
постановление незаконным, поскольку приказом начальника СИЗО-3 от 08.04.2024
№149 установлен единый образец заправки спальных мест подозреваемых,
обвиняемых. Данный приказ был опротестован Инзенской межрайонной прокуратурой
лишь ***, то есть, после вынесения постановления от *** об отмене
дисциплинарного взыскания в отношении Вырмаскина А.В. Кроме того, факт
неоднократного невыполнения Вырмаскиным А.В. законных требований сотрудников
следственного изолятора о заправке спального места подтверждается соответствующими
справками.
Административный
истец просил признать незаконным постановление Инзенского межрайонного
прокурора Ульяновской области от *** об
отмене постановления врио начальника ФКУ СИЗО-3 *** от *** о водворении в
карцер осужденного Вырмаскина А.В сроком на 15 суток. Обязать Инзенского
межрайонного прокурора области младшего советника юстиции Нагорного А.А.
отменить Постановление от *** об отмене постановления врио начальника ФКУ
СИЗО-3 *** от *** о водворении в карцер осужденного Вырмаскина А.В.
Судом к участию в
деле в качестве административного ответчика привлечена прокуратура Ульяновской
области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной
жалобе ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить, принять по делу новое решение
об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы
указывает о том, что на момент вынесения оспариваемого постановления прокурора
действовал приказ начальника ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Ульяновской области от
08.04.2014 №149 «Об установлении единого образца заправки спальных мест
подозреваемых, обвиняемых». Данный приказ был опротестован Инзенской
межрайонной прокуратурой позднее, лишь ***. Необоснованная отмена прокурором
наложенного в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ
администрацией ФКУ СИЗО-3 дисциплинарного взыскания ослабляет установленный
порядок исполнения и обеспечения режима, который является одним из основных
средств согласно Федерального закону «О
содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В целях обеспечения
режима в местах содержания под стражей утверждаются Правила внутреннего
распорядка, которые размещаются в камерах и других общедоступных местах (в
распорядке дня предусмотрена заправка коек), в том числе в камерах был размещен
приказ начальника ФКУ СИЗО-3 от 08.04.2024 № 149 «Об установлении единого
образца заправки спальных мест подозреваемых, обвиняемых» с образцом заправки.
Взыскание за
нарушение установленного порядка содержания под
стражей налагается начальником места содержания под стражей или его
заместителем. Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения
и поведения подозреваемого или обвиняемого. Требование должностных лиц ФКУ
СИЗО-3 заправить свое спальное место по образцу, адресованное Вырмаскину А.В.,
являлось законным и обоснованным, поскольку не имелось каких-либо
обстоятельств, которые могли послужить правовым основанием для отказа от
заправки спального места по образцу.
В судебное заседание
остальные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1
ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, граждане могут обратиться в суд с
требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа
государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица,
государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права,
свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав,
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
В силу ч.9 ст.226
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении данного спора суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц,
в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее
административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия
органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными
полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого
действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения
оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия
(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми
актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного
оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим
спорные отношения.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992
№2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации» прокуратура от имени Российской Федерации осуществляет
надзор за исполнением действующего законодательства, в том числе за исполнением
законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и
назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест
содержания задержанных и заключенных под стражу. Реализация указанной функции
прокуратуры обеспечивается нормами указанного Закона, которые позволяют
прокурору самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в его
ведении.
Согласно ст.33 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации» при осуществлении
надзора за исполнением законов в названной сфере прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение
закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим
постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера,
одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
В силу ст.34 Федерального закона от 17.01.1992 №
2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации» данные постановления и
требования прокурора подлежат обязательному исполнению.
В соответствии со
ст.16 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения
режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных
наказаний утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которыми, в том числе,
устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах
содержания под стражей.
Согласно п.п. 9.1,
9.2, 9.12.3 ПВР СИЗО подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок и
условия содержания под стражей, выполнять законные требования администрации
СИЗО, после подъема заправлять свое спальное место и не расправлять его до
отбоя.
За невыполнение
установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры
взыскания: выговор; водворение в карцер (ст.38 Федерального закона от
15.07.1995 №103-ФЗ.
Взыскание налагается
с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или
обвиняемого (ст. 39 Закона № 103-ФЗ).
Как следует из
материалов дела и установлено судом, Вырмаскин А.В., *** года рождения, осужден
21.03.2024 приговором Заволжского районного суда г.Ульяновска к наказанию в
виде лишения свободы. Приговор вступил в законную силу 11.04.2024.
28.03.2024 прибыл в
ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Ульяновской области, где содержался до 19.06.2024
(л.д.21).
Приказом начальника
ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Ульяновской области *** от 08.04.2024 №149
установлен единый образец заправки спальных мест подозреваемых, обвиняемых,
содержащихся в СИЗО-3 (л.д.37-39).
Постановлением врио
начальника учреждения ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Ульяновской области, майором
внутренней службы *** от *** к осужденному Вырмаскину А.В. было применено
дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер на 15 суток за то, что он,
содержась в камере №18, 18.04.2024 в 17-21 час. нарушил требования пп.9.1, 9.2
п.9 приложения №1 приказа Минюста России от 04.07.2022 №110 «Об утверждении
Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной
системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил
внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы»,
а именно не заправил спальное место по образцу, установленному в ФКУ СИЗО-3
УФСИН России по Ульяновской области приказом начальника учреждения *** от
08.04.2024 №149 «Об установлении единого образца заправки спальных мест
подозреваемых, обвиняемых».
Постановлением
Инзенского межрайонного прокурора от *** данное постановление врио начальника
ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Ульяновской области *** от *** было отменено,
Вырмаскин А.В. освобожден из карцера. Основанием для отмены постановления
послужило то, что приказ начальника ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Ульяновской
области от 08.04.2024 №149 «Об установлении единого образца заправки спальных
мест подозреваемых, обвиняемых» принят с превышением полномочий. Кроме того,
неоднократное невыполнение законных требований сотрудников СИЗО-3 Вырмаскиным
А.В. не установлено материалами о наложении дисциплинарного взыскания (л.д.22).
*** Инзенским
межрайонным прокурором был принесен протест на приказ начальника СИЗО-3 от
08.04.2024 № 149 «Об установлении единого образца заправки спальных мест
подозреваемых, обвиняемых» в связи с его противоречием положениям статей 16, 36
Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п. 9 Правил внутреннего
распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, п. 10.10.1
Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом
Минюста России от 04.07.2022 № 110, в силу которых руководители следственных
изоляторов полномочиями по установлению образцов заправки спальных мест
заключенных под стражу лиц и осужденных, оставленных для выполнения работ по
хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов и тюрьмы, не наделены
(л.д.83).
Приказом врио
начальника ФКУ СИЗО-3 *** от 27.04.2024 №168 приказ от 08.04.2024 №149 отменен
(л.д.86), о чем прокурору направлено уведомление (л.д.85).
Установив
вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам
в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие
рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному
выводу о том, что применение дисциплинарного взыскания за нарушение приказа
начальника СИЗО, изданного с превышением предоставленных ему полномочий, не
может быть признано законным, следовательно, оспариваемое постановление
прокурора отмене не подлежит. В связи с чем в удовлетворении административного
иска ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Ульяновской области отказал.
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, приказ начальника СИЗО №3 от 08.04.2024 №149 «Об
установлении единого образца заправки спальных мест подозреваемых, обвиняемых»
является недействительным с момента его издания, следовательно дата его отмены
по протесту прокурора правового значения в настоящем административном споре не
имеет.
Приказом Минюста
России от 04.07.2022 №110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных
изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и
Правила внутреннего распорядка
исправительных центров уголовно-исполнительной системы.
В силу пункта 9.12.3
Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов подозреваемые и
обвиняемые обязаны после подъема заправлять свое спальное место и не
расправлять его до отбоя.
Пунктом
10.10.1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений
предусмотрена обязанность осужденных заправлять постель по образцу,
утверждаемому для всех подведомственных исправительных учреждениях начальником
территориального органа ФСИН России или лицом, его замещающим (подпункт).
Таким образом, из анализа
вышеприведенных положений Правил внутреннего распорядка следственных
изоляторов уголовно-исполнительной системы и
исправительных учреждений следует, что требований
о соблюдении какого-либо образца заправки спального места в СИЗО не предусмотрено, и начальник СИЗО не уполномочен
его устанавливать.
Доводы апелляционной жалобы о том, что
требования сотрудников СИЗО, адресованные Вырмаскину А.В., заправить спальное
место по образцу, являлись законными и обоснованными, поскольку подозреваемые и
обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, обязаны соблюдать
установленные Правила внутреннего распорядка, судебной коллегией отклоняются,
поскольку Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов
уголовно-исполнительной системы, утвержденные Приказом Минюста России от
04.07.2022 №110, не содержат обязанности содержащихся в них лиц заправлять
постель по какому-либо образцу.
Более того, из материалов административного
дела, в том числе фото кровати Вырмаскина А.В. (л.д.26), видно, что его кровать
заправлена.
В целом, все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были
предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана надлежащая
правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Каких-либо новых доводов, способных поставить под
сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения и повлечь его отмену
либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, правильность выводов суда первой инстанции сомнений не
вызывает.
Оснований, влекущих
в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
отмену решения суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 6 сентября 2024 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Следственный
изолятор №3 по Ульяновской области» УФСИН России по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 23.12.2024