Судебный акт
Перерасчет трудовой пенсии
Документ от 20.01.2009, опубликован на сайте 30.01.2009 под номером 11636, 2-я гражданская, о возложении обязан.принять к зачету справку и произвести перерасчет пенсии с учетом указан.справки, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело № 33-*** 2009 г.                                                     Судья  Лапина Н.П.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

20 января 2009 года                                                                        г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Гурьяновой О.В., Хреновой Г.И.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ   в Засвияжском районе г. Ульяновска на решение Засвияжского районного суда от 12 декабря 2008 года, по которому постановлено:

Исковые требования Б*** П*** В*** удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ   в Засвияжском районе г. Ульяновска принять к зачёту справку о заработной плате, выданную войсковой частью *** Минобороны России 21 ноября 2008г. №*** и произвести с учётом указанной справки перерасчёт пенсии Б*** П*** В*** с 1 ноября 2008г.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

Б*** П.В. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска (далее УПФ РФ) о возложении обязанности принять к зачёту справку о заработной плате и произвести перерасчёт пенсии с учётом указанной справки.

В обоснование своих требований истец указал на то, что он является пенсионером, его общий трудовой стаж составляет более 43 лет. Первоначально ему пенсия была назначена по старости 05.05.1999г. в размере 418 рублей 79 копеек исходя из расчёта среднемесячного заработка 1 068 рублей 18 копеек. В настоящее время его пенсия составляет 4 200 рублей. Находит размер пенсии существенно заниженным. Полагает, что с учетом новых данных по его периоду работы в 1964-1969 гг. ему должна быть начислена пенсия в большем размере.

По утверждению истца, в указанный период времени он работал водителем в войсковой части ***, которая дислоцировалась в Оренбургской области. Его зарплата в указанный период достигала 400-450 рублей. Этот период работы не вошёл в расчёт по его пенсии, т.к. отсутствовали необходимые документы по зарплате. Как выяснилось позднее, необходимые документы по указанному периоду сгорели во время пожара в 1986г. В новой архивной справке №*** от 19.10.2006г., выданной Центральным Архивом Министерства обороны, а также справке  в/ч *** от 21.11.2008 г. отражены действительные данные по его заработку, также указано, что войсковая часть, где он работал с декабря 1967г. по январь 1969г., условно входила в в/ч ***. Место работы было одно и то же, руководящий состав не менялся. Дислокация была та же, в/ч *** была переименована в в/ч ***. Полагает, что его заработок за указанный период работы подтвержден надлежащими доказательствами и может быть использован при перерасчете пенсии.

Несмотря на это обстоятельство, ответчик отказал в производстве перерасчета пенсии, ссылаясь на то, что в документах не указана причина пожара.

Истец просил признать за ним право на перерасчёт пенсии, обязать ответчика выплатить ему пенсию с учётом представленных документов из Архива Министерства обороны и справки в/ч *** от 21.11.2008 г.

Разрешив по существу заявленные по делу требования, Засвияжский районный суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель УПФ РФ просит отменить постановленное по делу решение в связи с неверным определением фактических обстоятельств дела, а также неправильным применением норм материального права.

Автор кассационной жалобы полагает, что суд первой инстанции безосновательно положил в основу своего решения представленную истцом справку о его заработной плате за период 1964-1969 гг. Находит, что данный документ не является основанием для перерасчета пенсии истцу, поскольку эта справка, как и другие документы, содержащие лишь косвенные данные и не может подтвердить действительный заработок истца.

Полагает, что суд неверно истолковал нормы материального права. В действительности, если первичные документы утеряны в связи со стихийными бедствиями (наводнениями, землетрясениями, ураганами), то восстановление справок о заработной плате возможно и по косвенным документам, таким как профсоюзный билет и т.д. Пожар же не является стихийным бедствием, неизвестны причины возникновения пожара, возможно, что причиной данного происшествия явился человеческий фактор.

В судебную коллегию представитель кассатора (УПФ РФ) не явился  несмотря на надлежащее его извещение о месте и времени рассмотрения дела судом второй инстанции. Причин неявки в судебную коллегию не было сообщено.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие кассатора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения истца Б*** П.В.,  просившего оставить жалобу без удовлетворения,  судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. ст. 12, 55, 56, ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении, суд пришел к объективному выводу об  обоснованности требований иска.

Согласно п.2 ст.30 Федерального закона 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002г. определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Согласно п.1 ст. 20 названного закона перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии), производится: с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.

Исследованными по делу доказательствами установлено, что 05.05.1999г. истцу Б*** П.В. была назначена трудовая пенсия по старости в размере 418 рублей 79 копеек. Расчет данной пенсии был произведен исходя из  среднемесячного заработка 1 068 рублей 18 копеек.

Полагая, что наиболее выгодными для начисления пенсии являются данные по заработку за другой период (1964г. - 1969г.) – период работы водителем в войсковых частях ***, ***, которые дислоцировались в Оренбургской области, истец просил произвести перерасчет пенсии с учетом новых данных. Данный период работы при назначении пенсии ранее истцу не был включен, т.к. отсутствовали необходимые документы. В настоящее время получены новые документы из Минобороны, которые, по утверждению истца, являются достоверными, влияющими на размер (основание для перерасчета) его пенсии.

Верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, представленные в суд доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные в УПФ РФ истцом Б*** П.В. новые сведения, в том числе справка о заработной плате, выданная войсковой частью *** Минобороны России 21 ноября 2008г. №***, являются основанием для производства перерасчёта пенсии истца с момента подачи соответствующего заявления, с 01 ноября 2008г.

Оснований не соглашаться с вышеприведенными выводами районного суда не имеется.

Доводы, приведенные ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Доводы кассатора относительно недостоверности новых сведений о заработке истца за 1964-1969 гг. судебная коллегия находит безосновательными.

Так, из архивной справки Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 19.10.2006г. усматривается, что в личных карточках рабочих и служащих (форма Т.2) войсковой части *** значится: Б*** П.В., 1939г. рождения, зачислен в списки в/ч *** 8.07.1964г. (пр. ***) в должности  шофера, переведен в в/ч *** 1.12.67г. (пр.№*** к от 30.11.67г.), уволен из в/ч *** 21.1.69г. (пр.№***) по ст.44 п.а КЗоТ. Основание: ЦАМО оп.А-71459. д.1 л.123.

В действительности в ликвидационном акте в/ч *** за 1993г. значится: «раздаточные денежные ведомости рабочих и служащих СА за период 1963-1985гг. уничтожены пожаром в части 21 марта 1986г.» Основание: ЦАМО оп.А-71456, д.1 л.38. Документы в/ч *** на хранение в Центральный Архив Министерства обороны не поступали.

Согласно постановлению Пенсионного фонда РФ №19 па от 27.02.2002г. «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» утвержден Перечень документов, необходимых для установления перерасчета трудовой пенсии.

В соответствии с п.26 данного Перечня справки о заработной плате должны выдаваться работодателями на основании первичных бухгалтерских документов – платежных ведомостей или лицевых счетов.

В соответствии с письмом Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2007г. №8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704, в случае утраты документов о заработке и невозможности определения виновного в их утрате, в частности, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, при исчислении пенсии могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника. К указанным документам могут быть отнесены и партийный, профсоюзный билеты, косвенно подтверждающие фактический заработок работника.

Из представленных по делу документов, не оспоренных ответчиком, следует, что войсковая часть ***, где истец работал, с декабря 1967г. по январь 1969г. входила условно в войсковую часть ***, дислокация была та же, часть *** переименована в в/ч *** и обе эти части находись в подчинении войсковой части ***. Войсковые части *** (Управление строительства) и *** (Управление автомобильного транспорта), приняты в 1967г. войсковой частью *** от Министерства среднего машиностроения вместе со строительством ракетных объектов в период создания ракетного щита.

Данные трудовой книжки, удостоверения «Ударник коммунистического труда», а также допуски к работе подтверждают указанные выше сведения.

20 февраля 2007г. войсковая часть *** выдала истцу Б*** П.В. справку о заработной плате за время работы в войсковых частях *** и *** с 8 июля 1964г. по 21 января   1969г.   на   основании   типового   штата   войсковых   частей   ***   и   *** и профсоюзного билета.

Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации была выдана истцу архивная справка от 17 января 2008г. о его заработной плате за 1967-1969гг. на основании лицевых счетов, которая была им направлена в войсковую часть №52690.

После получения указанной справки, 21 ноября 2008г. войсковая часть *** выдала истцу Б*** П.В. уточняющую справку о заработной плате за время работы в войсковых частях *** и *** с 8 июля 1964г. по 21 января 1969г. на основании профсоюзного билета и на основании поступившей справки о заработной плате из Центрального архива за период 1967-1969гг., а также на основании копии трудовой книжки. Исходя из справки архива 2006г. №*** личная карточка Б*** П.В. формы т-2 находилась в вышестоящей организации войсковой части *** до его увольнения с работы и сдана в архив войсковой частью *** в 1992г.

Проверка подлинного профсоюзного билета истца Б*** П.В. показала полную идентичность  копии, и каких-либо нарушений (подделок) не установлено.

Всем вышеприведенным фактическим данным, указанным достоверным документам, отвечающим критериям допустимости и относимости по рассматриваемым правоотношениям, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку.

Несмотря на произошедший 21 марта 1986г. в в/ч *** пожар, уничтоживший бухгалтерские документы этой части, суд обоснованно допустил возможным произвести расчет пенсии истца по новым документам о его заработке.

Указанные выводы суда полностью соотносятся с названным письмом Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2007г. №8389 - ЮЛ/ЛЧ - 06 - 27/9704.

По мнению судебной коллегии, приведенные выше нормы материального закона применены судом по делу правильно.

Приведенное УПФ РФ в кассационной жалобе толкование закона судебной коллегией не может быть принято во внимание, поскольку оно является неверным.

Довод ответчика о том, что пожар в силу неопределенности причин происшествия (присутствие человеческого фактора) нельзя отнести к стихийному бедствию, был предметом судебного разбирательства, данному доводу также была дана надлежащая правовая оценка.

Также судебной коллегией отмечается, что, статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как было установлено в районном суде, войсковые части, где работал истец, расформированы в 1993г., пожар, уничтоживший отчетные документы, произошел в 1986г., вины истца в том, что документы не сохранились в результате пожара, не установлено.

Вышеприведенные нормы права в своей совокупности не предусматривают оснований, по которым работник (пенсионер) может быть лишен права на перерасчет пенсии, если работодатель не исполнил возложенную на него федеральным законом обязанность по сохранению бухгалтерских документов. От гражданина, при отсутствии его вины в утрате таковых документов, нельзя требовать осуществления контроля за исполнением  его работодателем установленных государством норм закона.

Кроме того, как указано выше, действующее пенсионное законодательство допускает возможность восстановления данных бухгалтерского учета, в том числе и данных по заработку работников, по иным объективным документам, косвенно подтверждающим заработок работника.

Другие доводы, приведенные в жалобе, также выводов суда не опровергают, поэтому они не могут повлечь отмену решения суда.

Руководствуясь ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

Решение Засвияжского районного суда от 12 декабря 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи