У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2024-003836-33
Судья Жилкина А.А.
Дело №33а-5522/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
10 декабря 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12 июля 2024
года по делу №2а-3016/2024, которым постановлено:
исковые требования
прокурора Заволжского района г.Ульяновска удовлетворить частично.
Возложить на
администрацию города Ульяновска обязанность в течение трех месяцев со дня
вступления решения суда в законную силу установить общественные туалеты на
территории сквера *** в соответствии с п. 35 СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий».
В удовлетворении
остальной части требований к администрации города Ульяновска, а также к
Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного
хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации
отказать.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения начальника гражданско-судебного отдела
прокуратуры Ульяновской области Михайловой Т.В., не согласившейся с
апелляционной жалобой, полагавшей решения суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
установила:
прокурор Заволжского района г.Ульяновска
обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о
возложении обязанности установить общественные туалеты на территории парка и
сквера, указав, что при проведении надзорных мероприятий в сфере благоустройства
и санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что на территории
парка ***, а также сквера *** отсутствуют общественные туалеты.
По указанным фактам главе города Ульяновска
прокурором района внесено представление об устранении нарушений федерального
законодательства, которое не исполнено. Администрацией города Ульяновска не
выполняется обязанность по организации благоустройства города, созданию условий
для массового отдыха жителей города и обустройству мест массового отдыха
населения на территории города, что нарушает права неопределенного круга лиц.
С учетом уточненных требований, прокурор
просил возложить на администрацию города Ульяновска обязанность не позднее трех
месяцев в даты вступления решения суда в законную силу установить общественные
туалеты на территории парка *** и сквера *** в соответствии с п. 35 СанПиН
2.1.368-21.
К участию в деле в качестве административного
соответчика привлечено ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования»
Министерства обороны Российской Федерации, в качестве заинтересованных лиц
– ООО «Эко-сервис-у», ООО
«Вертикаль-Плюс».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города
Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить в части
возложения обязанности установить общественные туалеты на территории сквера ***.
В обоснование жалобы указывает, что скверы не
относятся к местам массового отдыха, в связи с чем в соответствии с СанПин
2.1.3684-21 отсутствует необходимость в установке общественного туалета на
территории сквера ***.
В возражениях на апелляционную жалобу ФГКУ
«Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны
Российской Федерации оставляет решение по апелляционной жалобе на усмотрение
суда.
В судебное заседание, кроме прокурора, другие
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и
месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150,
ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив
законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке ст.308 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со
следующим.
В соответствии с ч.1 ст.39, ч.4 ст.218
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может
обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании
незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц,
наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав,
свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения,
действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают
права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают
препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или
на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского
округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального,
городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере
благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства
территории муниципального, городского округа, в том числе требований к
обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и
транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении
муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об
устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе
наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности),
организация благоустройства территории муниципального, городского округа в
соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны,
защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных
территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В силу пунктов 11, 20, 25 ч.1 ст.16
Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения
муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране
окружающей среды в границах муниципального, городского округа, в том числе
организация и проведение в соответствии с законодательством в области охраны
окружающей среды общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной
деятельности на территории соответствующего муниципального, городского округа;
создание условий для массового отдыха жителей
муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового
отдыха населения;
утверждение правил благоустройства территории
муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в
сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил
благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе
требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной,
инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация
благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с
указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты,
воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий,
расположенных в границах муниципального, городского округа.
Решением Ульяновской Городской Думы от
24.02.2021 № 20 утверждены Правила благоустройства территории муниципального
образования «город Ульяновск», пунктом 23.10.1 которых предусмотрено, что в
местах массового отдыха населения на территории города Ульяновска должны быть
установлены общественные туалеты (уборные). На активно посещаемых территориях
населенного пункта при отсутствии или недостаточной пропускной способности
общественных туалетов: в местах проведения массовых мероприятий, при крупных
объектах торговли и услуг, на территории объектов рекреации (парках, садах), в
местах установки автозаправочных станций, на автостоянках, а также - при
нестационарных объектах (при отсутствии общественных туалетов в зоне
доступности 50 м) должны размещаться туалетные кабины или биотуалеты.
Выполнение требований санитарных правил и
норм в части устройства и содержания общественных туалетов на территории города
Ульяновска (за исключением уборных и туалетов, размещенных в объектах,
принадлежащих юридическим и физическим лицам) осуществляется администрацией
города Ульяновска.
Общественные уборные должны устраиваться в
следующих местах населенных пунктов: 1) на площадях, транспортных магистралях,
улицах с большим пешеходным движением; 2) на площадях около вокзалов, на всех
железнодорожных станциях, речных пристанях, автостанциях. Примерный расчет
вместимости уборных: 1 очко на 500 человек; 3) в скверах, парках, на больших
бульварах, местах массового отдыха граждан; 4) на территории торговых центров,
рынков; 5) на стадионах, пляжах, местах водных спортивных сооружений и других
объектах подобного типа; 6) на автострадах, выставках, около открытых
кинотеатров.
В соответствии с п.35 СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских
поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий» в парках и местах массового отдыха населения
хозяйствующими субъектами, владеющими парками и местами массового отдыха,
должны быть установлены общественные туалеты.
Как установлено судом и следует из материалов
дела, сквер *** расположен на земельном участке с кадастровым номером ***
площадью 16142 кв.м, находящемся в собственности муниципального образования
«город Ульяновск». Правообладателем земельного участка является Управление
жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города
Ульяновска на праве постоянного (бессрочного) пользования (том 1 л.д. 14-17).
Постановлением Правительства Ульяновской
области от *** №*** «Об утверждении государственной программы Ульяновской области
«Формирование комфортной городской среды в Ульяновской области» сквер ***
включен в адресный перечень инвентаризированных территорий общего пользования
поселений и городских округов Ульяновской области, нуждающихся в
благоустройстве.
Проведенной прокуратурой Заволжского района
г.Ульяновска проверкой в деятельности администрации города Ульяновска выявлены
нарушения при благоустройстве территории городского округа. Установлено, что
вопреки требованиям ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», п.23.10.1 Правил
благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск»,
утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 24.02.2021 №20,
администрацией города Ульяновска не принимаются меры по установке в местах
массового отдыха на территории г.Ульяновска, в частности, в сквере ***,
общественных туалетов.
В связи с выявленными нарушениями в адрес
главы города Ульяновска прокурором внесено представление от *** №*** (том 1
л.д. 9).
Принимая решение об удовлетворении
административного иска прокурора о возложении на администрацию города
Ульяновска обязанности по установке общественных туалетов на территории сквера ***
в *** в соответствии с п. 35 СанПиН 2.1.3684-21, суд первой инстанции
обоснованно исходил из того, что в силу приведенных норм права администрация
города Ульяновска, являющаяся исполнительно-распорядительным органом
муниципального образования «город Ульяновск», наделенным Уставом полномочиями
по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области, обязана
исполнять требования п.23.10.1 Правил благоустройства территории муниципального
образования «город Ульяновск», которыми предусмотрено, что в местах массового
отдыха населения на территории города Ульяновска должны быть установлены
общественные туалеты (уборные).
Довод администрации города Ульяновска в
апелляционной жалобе о том, что скверы не относятся к местам массового отдыха,
в связи с чем в сквере *** отсутствует необходимость установки общественного
туалета, является несостоятельным, поскольку противоречит установленным по делу
обстоятельствам и приведенным нормам права, регулирующим спорные
правоотношения.
Решение суда в оспариваемой части является
правильным, основано на полной и объективной оценке представленных в дело
доказательств, надлежащем применении норм материального и процессуального права
и отмене не подлежит.
Обоснованным является и отказ суда в
удовлетворении административного иска прокурора в части возложения на
администрацию города Ульяновска обязанности по установке общественных туалетов
на территории парка ***, поскольку, как достоверно установлено судом,
каким-либо правовым статусом данный парк не обладает.
Указанная территория парка находится на земельном
участке с кадастровым номером *** (ранее присвоенный учетный номер ***),
площадью 240 645 кв.м, находящемся в собственности Российской Федерации,
переданном на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному
государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и
природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на основании
приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ от 10.06.2014
№946.
На территории земельного участка установлена
запретная зона военного объекта - *** в соответствии с постановлением
Правительства РФ от *** №***, сведения о которой внесены в ЕГРН.
Земельный участок расположен в пределах
земельного участка, предоставленного Министерству обороны РФ на основании
госакта серии ***, свидетельства о праве собственности от ***.
На основании договора безвозмездного
пользования №*** от *** земельный участок, расположенный по адресу: ***, с
кадастровым номером ***, находящийся в государственной собственности, передан
Министерством обороны РФ в пользование ООО «Вертикаль-Плюс».
Сведений о согласовании с Министерством
обороны РФ, а также с ООО «Вертикаль-Плюс» размещения в пределах данного
земельного участка какого-либо парка не имеется.
При таких обстоятельствах, в отсутствие
юридического подтверждения существования парка оснований для возложения на
административных ответчиков действий по организации благоустройства данной
территории в порядке п. 35 СанПиН 2.1.3684-21 у суда не имелось.
На основании изложенного, принятое по делу
решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 12 июля 2024 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 23.12.2024.