Судебный акт
проведение мероприятий по объектам культурного наследия
Документ от 10.12.2024, опубликован на сайте 25.12.2024 под номером 116245, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить границы территорий объектов культурного наследия, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

     У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-002550-11

Судья Денисова М.А.                                                                    Дело № 33а-5523/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.  Ульяновск                                                                                     10 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.                       

судей Бахаревой Н.Н., Васильевой Е.В.,

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 5 июня 2024 года по делу № 2а-2321/2024, которым постановлено:        

исковые требования прокурора Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области по установке границ территорий объектов культурного наследия, разработке проектов зон охраны объектов, проведению государственных историко-культурных экспертиз, изготовлению и установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия.

Обязать Правительство Ульяновской области в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда:

установить границы территорий следующих объектов культурного наследия:

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

разработать проекты зон охраны следующих объектов культурного наследия:

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

-   ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- *** ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

- ***;

*** ул. Евстифеева, 2);

- Братская могила председателя волисполкома Данилова и народного судьи Ингадаева, расстрелянных белогвардейцами в 1917 году (Тереньгульский район,         с. Гавриловка, кладбище);

- Братская могила воинов Гражданской войны (Тереньгульский район, р.п. Тереньга, центр);

- Могила члена Симбирского губисполкома Сергунина Трофима Александровича, убитого белогвардейцами в 1918 году (Тереньгульский район, с. Ясашная Ташла, кладбище);

- Церковь Иоанна Дамаскина, 1830 год (Тереньгульский район, с. Подкуровка,           ул. Центральная, 73А);

- Мемориальный комплекс: Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945); Памятник Герою Советского Союза Вадиму Ивановичу Фадееву (1917-1943) (Тереньгульский район, с. Федькино, в 20 м от здания школы по ул. Центральной, 73);

- Церковь Живоначальной Троицы (Тереньгульский район, с. Молвино,                       ул. Куйбышева, 76А);

- Ансамбль усадьбы дворян Афанасьевых: Господский дом; Главный корпус конезавода (манеж); Корпус конюшен; Башня у въезда на территорию усадьбы (Тереньгульский район, с. Скугареевка, ул. Парковая, 2);

- Церковь во имя Михаила Архангела с трапезной и колокольней, 1917 год (Ульяновский район, с. Комаровка, ул. Монастырская, 26);

- Памятник Герою Советского Союза А.М. Матросову, 1972 год (Ульяновский район, с. Ивановка, ул. Школьная, д. 13 (в сквере на территории областного государственного учреждения образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ивановский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья имени Героя Советского Союза       А. Матросова»);

- Здание земской больницы (Ульяновский район, с. Ундоры, ул. Врача Осьмаго, 41А);

- Могила 5-ти коммунистов, расстрелянных белогвардейцами в 1918 году (Ульяновский район, с. Елшанка);

- Братская могила воинов Гражданской войны (Ульяновский район, в 4 км от           р.п. Ишеевка);

- Обелиск рабочим Ишеевской суконной фабрики, погибшим 12 июля 1919 года на Парамоновом Хуторе, близ реки Урал, в борьбе против колчаковцев в составе 1-го Симбирского коммунистического полка (Ульяновский район, р.п. Ишеевка, сквер фабрики);

- Братская могила воинов Гражданской войны (Ульяновский район, ст. Охотничья, в 300 м от ж/д на север, на опушке леса);

- Здание, в котором 10 мая 1919 года выступал с речью пред крестьянами Тетюшской, Загудаевской и Сельдинской волостей Смбирского уезда председатель ВЦИК         М.И. Калинин (Ульяновский район, с. Тетюшское, ул. Калинина, 51б);

- Братская могила 8-ми бедняков, убитых в 1917 году во время кулацкого восстания (Цильнинский район, с. Верхние Тимерсяны, центр села);

- Могила Суркова Григория Николаевича (1916-1966), Героя Советского Союза (Цильнинский район, с. Мокрая Бугурна, территория сельского кладбища);

- Здание начального училища, построенное и открытое в 1880 году по инициативе Ульянова Ильи Николаевича (Цильнинский район, с. Средние Алгаши, ул. Школьная, 22);

- Братская могила воинов Гражданской войны (Чердаклинский район,                             в 1 км западнее ст. Бряндино, с северной стороны от ж/д);

- Памятник В.И. Ленину (гимназисту), 1954 год, ск. В.Е. Цигаль, арх. М.А. Готлиб, гранит (г. Ульяновск, ул. Железнодорожная восточнее здания вокзала по                     ул. Железнодорожная, 40);

- Дом, в котором с 1850 по 1855 годы жил Огарев Николай Платонович (Инзенский район, с. Проломиха);

- Здание детского дома, где в 1936-1939 годы воспитывался Герой Советского Союза Матросов Александр Матвеевич. В доме создана мемориальная комната                 А.М. Матросова (Ульяновский район, с. Ивановка, ул. Школьная, 22 (литера К);!%

провести государственные историко-культурные экспертизы по следующим выявленным объектам культурного наследия:

***я пол II тыс. до н.э. (Майнский);

***

изготовить и установить информационные надписи и обозначения на следующих объектах культурного наследия:

***

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., пояснения представителя Правительства Ульяновской области Хорошиловой Д.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  прокурора Михайловой Т.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ульяновской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Правительству Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности установить границы территорий объектов культурного наследия, разработать проекты зон охраны, провести государственные историко-культурные экспертизы, изготовить и установить информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия.

В обоснование требований указал о том, что  в ходе проведенной  прокуратурой проверки установлено, что Управлением по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области вопреки требованиям Федерального закона от 25 июня 2002  года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не установлены границы территорий 185 объектов культурного наследия, не разработаны проекты зон охраны 335 объектов, не проведены государственные историко-культурные экспертизы по 501 выявленному объекту, а также по изготовлению и установке информационных надписей и обозначений на 21 таком объекте. По факту выявленных нарушений закона прокуратурой области 25 декабря 2023 года внесено представление Губернатору Ульяновской области.  Согласно поступившему в прокуратуру области ответу на представление, до настоящего времени конкретные меры по устранению нарушений законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия не приняты, нарушения не устранены.

Просил признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области по установке границ территорий 185 объектов культурного наследия, разработке проектов зон охраны 335 объектов, проведению государственных историко-культурных экспертиз по 501 выявленному объекту, а также по изготовлению и установке информационных надписей и обозначений на 21 таком объекте; обязать Правительство Ульяновской области установить границы территорий следующих объектов культурного наследия: *** *** ***

Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 5 июня 2024 года прекращено производство по настоящему административному делу в части требований административного иска прокурора Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Ульяновской области в связи с отказом от административных исковых требований о возложении обязанности на Правительство Ульяновской области установить границы территорий следующих объектов культурного наследия: *** ***; о возложении обязанности на Правительство Ульяновской области провести государственные историко-культурные экспертизы по следующим выявленным объектам культурного наследия: ***; о возложении обязанности на Правительство Ульяновской области изготовить и установить информационные надписи и обозначения на следующих объектах культурного наследия : Купеческий дом, нач. ХХ века              (р.п. Старая Майна, Полевая, 10, 12/9); Дом купца В.В. Васильева, 2-я пол. XIX века (р.п. Старая Майна, ул. Революционная, 9); Братская могила воинов Гражданской войны (Чердаклинский район, в 1 км западнее ст. Бряндино, с северной стороны от ж/д); Братская могила 9-ти матросов-балтийцев и начальника сельской почты          А.И. Глухова, убитых кулаками в 1918 году (Старомайнский район, р.п. Старая Майна, парк); Дом крестьянина Грачева И.А., нач. ХХ века (Карсунский район,            с. Большие Поселки, ул. Центральная, 177); Дом ростовщика-негоцианта Гербера, нач. XX века (г. Димитровград, ул. Комсомольская, 45); Памятник-бюст Д.В. Давыдову – Герою Отечественной войны, 1812 год, 1960 год, скульп. Ф. Айрапетян (Радищевский район, с. Верхняя Маза, ул. Школьная); Дом купца Березина, 2-я пол. XIX века           (г. Сенгилей, ул. Октябрьская, 8); Водонапорная башня, нач. XIX века (Чердаклинский район, ст. Бряндино, ул. Советская, 37); Башня водонапорная, 1897 год (Вешкаймский район, р.п. Вешкайма, 184 м на юго-запад от железнодорожной станции по                 ул. Назарова)!%.

Судом к участию в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Правительство Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить,  принять по делу новое решение. 

В обоснование жалобы указывают о том, что границы территорий объектов культурного наследия: ***, расположенный по адресу: ***, расположенное по адресу: ***, расположенное по адресу: ***, утверждены распоряжением Правительства Ульяновской области от *** года № *** и приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от *** года № ***.

Срок, установленный для проведения мероприятий, направленных на выполнение требований, указанных в решении суда, является трудновыполнимым и необоснованным в связи с тем, что в законодательстве отсутствует обязанность уполномоченного органа провести мероприятия, указанные в решении суда,  в срок один год. Данное требование считают неправомерным.

Работы по определению зон охраны и установлению границ территории объектов культурного наследия состоят из выезда на место расположения объекта культурного наследия, проведения кадастровых работ, получение информации в государственных архивах, определение координат характерных точек.  Проведение работ в отношении археологических объектов культурного наследия возможно в весенне-летний период, до выпадения осадков.  Также в решении суда указаны  объекты культурного наследия, расположенные на территории муниципальных районов Ульяновской области, что создает дополнительные сложности.

Затраты необходимые для выполнения требований решения суда в течение одного года значительно превышают 100 000 000 руб. Выдача данной суммы из областного бюджета во второй половине текущего года и в первой половине 2025 года по оценке Министерства финансов Ульяновской области вряд ли возможна.   

В возражениях на апелляционную жалобу  прокурор Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Удовлетворяя  частично административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Правительство Ульяновской области уклонилось от выполнения возложенных на него законом обязанностей по сохранению и исторического и культурного наследия.

С указанными выводами районного судьи судебная коллегия соглашается ввиду следующего.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от    25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ), согласно  преамбуле  которого объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.

Абзац 2 пункта 5 статьи 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ определил, что границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Частью 1, 3, 4 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ предусмотрено, что после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия в целях включения соответствующего объекта в реестр обеспечивает проведение в отношении него государственной историко-культурной экспертизы.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 и подпунктами 6, 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране, которая включает в том числе разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее- Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 утврежден Порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

Согласно пункту 5 Положения решение о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении объектов культурного наследия федерального значения, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенных в Список всемирного наследия, - Министерством культуры Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 27 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на правообладателей объекта культурного наследия, включенного в реестр. Установка информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия, который не имеет собственника, или собственник которого неизвестен, или от права собственности на который собственник отказался, осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, федеральным органом охраны объектов культурного наследия).

Как верно было установлено судом  первой инстанции и подтверждено материалами дела,  административным ответчиком  не в полном объеме  осуществлены мероприятия  по государственной охране объектов культурного наследия, указанных в административном иске прокурора, в частности,  границы территорий не установлены, проекты зон охраны не разработаны, государственные историко-культурные экспертизы не проведены, обязанность по изготовлению и установке информационных надписей и обозначений не исполнена.

Доказательств, опровергающих данные выводы суда первой инстанции, в материалы настоящего дела не представлено, и стороной административного ответчика указанные  обятоятельства не оспаривались.

Руководствуясь вышеприведенными положениями, суд первой инстанции верно усмотрел бездействие административного ответчика в части соблюдения требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской и возложил на него обязанности по установке границ территорий объектов культурного наследия, разработке проектов зон охраны объектов, проведению государственных историко-культурных экспертиз, изготовлению и установке информационных надписей и обозначений на объектах културного наследия.

Вместе с тем, судебная коллегия  полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции, исключив из перечня объектов культурного наследия, в отношении которых на Правительство Ульяновской области возложена обязанность по установке границ объектов культурного наследия, ***, поскольку границы  указанных объектов культурного наследия утверждены распоряжением Правительства Ульяновской области от *** года № *** и приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от *** года № *** (л.д.122-126,127-133 том 13).

Предоставляя административному ответчику в соответствии со статьей 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок для исполнения решения, суд первой инстанции  указал, что для выполнения возложенных на Правительство Ульяновской области  мероприятий, установленных решением суда,  достаточно 1 года, считая его разумным.

Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, при разрешении заявленных прокурором требований суд первой инстанции не в полной мере учел сроки, необходимые для проведения заявленных работ, количество  объектов культурного наследия, в связи с чем судебная коллегия с учетом положений бюджетного законодательства, Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также характера выявленных нарушений приходит к выводу о необходимости увеличения установленного судом срока для выполнения административным  ответчиком  возложенных на него обязанностей до    3 лет, что, в свою очередь,  влечет необходимость изменения решения суда в этой части. Против увеличения  срока административный истец не возражал.

В остальной части принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 5 июня 2024 года изменить, исключив из перечня объектов культурного наследия, в отношении которых на Правительство Ульяновской области возложена обязанность по установке границ объектов культурного наследия, ***, а также в части срока  исполнения решения суда, установив срок его исполнения в течение 3 лет со дня вступления  решения в законную силу,  в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 декабря 2024 года.