УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Мельникова О.В. 73RS0009-02-2024-000168-87
Дело
№ 33-5849/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
17 декабря 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,
при секретаре Дементьевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 11 июля 2024 года по гражданскому
делу № 2-2-138/2024, по которому постановлено:
Исковые требования Панчайкина Александра Анатольевича к
Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области о возложении обязанности
назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения
права, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Панчайкину
Александру Анатольевичу страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч.1
ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с
27.02.2024 и произвести перерасчет пенсии Панчайкина А.А. с 27.02.2024 по
17.05.2024.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Панчайкина
Александра Анатольевича почтовые расходы в сумме 32 (тридцать два) руб. 50 коп.
В удовлетворении остальных исковых требований
Панчайкина А.А., а именно о взыскании расходов по оплате государственной пошлины
в размере
300 (триста) руб. отказать.
Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения
истца Панчайкина А.А. и его представителя – Филюшкиной С.А., возражавших против
доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Панчайкин А.А. обратился в суд с исковым заявлением к
Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области)
о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости
с даты возникновения права, взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указано, что 13 марта 2023 г.
Панчайкин А.А. обратился в ОСФР
по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой
пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 30 Федерального
закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее –
Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Решением ОСФР
по Ульяновской области от 1 июня 2023 г. № *** истцу отказано в назначении
досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой
продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в
Карсунский районный суд Ульяновской области с исковым заявлением о включении в специальный
стаж периодов работы.
Решением Карсунского районного суда
Ульяновской области от 18 декабря 2023 г. решение ОСФР по Ульяновской области
от 1 июня 2023 г. *** признано незаконным в части отказа Панчайкину А.А.
включить в страховой стаж в соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 30
Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
периодов трудовой деятельности в Сурской МСО: с 1 января 1991 г. по 31 декабря
1991 г. – 1 год 1 день, с 1 января 1994 г. по февраль 2000 г. – 6 лет 2 месяца.
На ответчика возложена обязанность включить истцу в страховой стаж указанные
периоды работы.
Апелляционным определением судебной коллегии
по гражданским делам Ульяновского областного суда от 16 апреля 2024 г. решение
Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2023 г. оставлено
без изменения.
17 мая 2024 г. истец обратился в пенсионный орган с
вышеуказанным решением суда для назначения досрочной страховой пенсии по
старости, в этот же день оформил повторное заявление. Пенсия ему назначена с 17
мая 2024 г., с чем он не согласен, поскольку первоначально обратился к
ответчику с заявлением о назначении пенсии 13 марта 2023 г. На момент
первоначального обращения к ответчику его льготный стаж, с учетом включенных
решением суда спорных периодов, составлял 11 месяцев 6 месяцев 17 дней. С
указанного времени и по настоящий момент он работает в ***, следовательно,
требуемый стаж 12 лет 6 месяцев им выработан 26 февраля 2024 г. с этой даты у
него возникло право на досрочную страховую пенсию.
С учетом изложенного, Панчайкин А.А. просил обязать ОСФР по
Ульяновской области назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 27
февраля 2024 г., произвести перерасчет пенсии с 27 февраля 2024 г. по 17 мая
2024 г., взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной
пошлины в сумме 300 руб., почтовые расходы в сумме 32 руб. 50 коп.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит
решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов
жалобы указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального
права. Полагает, что судом первой инстанции неверно определена дата
возникновения права на назначение истцу страховой пенсии по старости. Обращает
внимание, что первоначально Панчайкин А.А. обратился в ОСФР по Ульяновской
области за 9 дней до наступления 55 летнего возраста. Документально подтвержденный
стаж истца составил 4 года 4 месяца 16 дней, при требуемом 12 лет 6 месяцев в
возрасте 55 лет. С учетом включенных решением Карсунского районного суда
Ульяновской области спорных периодов работы, продолжительность специального
страхового стажа истца составила 11 лет 6 месяцев 17 дней, что дало ему право
на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2
частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» в 56 лет, а именно с 21 марта 2024 г. Однако Панчайкин А.А.
обратился с заявление о назначении пенсии и приложенным к нему решением
Карсунского районного суда Ульяновской области только 17 мая 2024 г. С
указанной даты истцу назначена досрочная страховая пенсия. Основания для
назначения страховой пенсии по старости с 13 марта 2023 г. отсутствуют,
поскольку в соответствии с действующим законодательством возможность назначения
досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 частью 1
статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» с даты, на которую заявителем выработана требуемая минимальная
продолжительность специального страхового стажа не предусмотрена. Полагает, что
судом первой инстанции не учтено, что дата, на которую выработана требуемая
продолжительность специального страхового стажа, имеет правовое значение только
при установлении пенсии педагогическим и медицинским работникам. Отмечает, что
решением Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2023 г.
пенсия Панчайкину А.А. при включении спорных периодов назначена не была, более
того, ему было отказано в назначении пенсии по достижению 55 летнего возраста
на основании заявления, поданного 13 марта 2023 г. Считает, что правовые
основания для назначения истцу пенсии с 27 февраля 2024 г. и выплаты
причитающихся денежных средств за период с 27 февраля 2024 г. по 17 мая 2024 г.
отсутствуют. Поскольку реализация права на назначение пенсии носит заявительный
характер и обусловлена законодателем датой обращения за ее назначением, у
отделения отсутствуют предусмотренные законом основания для назначения истцу
пенсии ранее даты подачи заявления – 17 мая 2024 г.
В возражениях на апелляционную жалобу Панчайкин А.А. просит
решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле,
которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Выслушав явившихся участников
процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
возражений, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов,
изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела Панчайкин
А.А., *** года рождения, 13.03.2023 обратился в ОСФР по Ульяновской области с
заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании
п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Ульяновской области от 01.06.2023 № ***
Панчайкину А.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в
связи с недостаточностью специального стажа (л.д. 43об.-47).
С учетом включенных ответчиком периодов общая
продолжительность специального стажа работы истца, дающей право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости, составила 4 года 4 месяца 16 дней, при
требуемом в возрасте 55 лет не менее 12 лет 6 месяцев.
Решением Карсунского районного суда
Ульяновской области от 18.12.2023, оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного
суда от 16.04.2024, были частично удовлетворены исковые требования Панчайкина
А.А., в том числе, признано незаконным решение ОСФР по Ульяновской области от
01.06.2023 № *** в части отказа во включении в специальный страховой стаж в
соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»
периодов трудовой деятельности в *** с 01.01.1991 по 31.12.1991, с 01.01.1994
по февраль 2000 года. На ответчика возложена обязанность включить указанные
периоды работы в специальный страховой стаж Панчайкина А.А. (л.д. 31-43).
Впоследствии
Панчайкин А.А. обратился в ОСФР по Ульяновской области с новым заявлением от
17.05.2024 о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 27об.-29).
Решением
ОСФР по Ульяновской области от 22.05.2024 № *** Панчайкину А.А. назначена досрочная страховая
пенсия по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с даты
подачи заявления - 17.05.2024 (л.д.23об.).
Удовлетворяя
заявленные Панчайкиным А.А. исковые требования о возложении на ОСФР по
Ульяновской области обязанности назначить досрочную страховую пенсии с момента
выработки специального страхового стажа в размере 12 лет 6 месяцев, а именно с
27.02.2024, и произвести перерасчет пенсии за период с 27.02.2024 по 17.05.2024,
суд первой инстанции, руководствуясь нормами статей 21, 22 Федерального закона
«О страховых пенсиях», Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной
выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к
страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией
по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления,
перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим
постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок
документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на
другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О
накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации», утвержденными Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н (далее
– Правила № 546н), исходил из наличия вины ОСФР по Ульяновской области в
несвоевременном обращении истца с заявлением о назначении ему досрочной
страховой пенсии по старости.
Рассматривая данный пенсионный спор в пределах доводов жалобы
ответчика ОСФР по Ульяновской области, судебная коллегия с указанными выводами
суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм
материального и процессуального права.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости
имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет,
имеющие страховой стаж не менее 15 лет, при наличии индивидуального пенсионного
коэффициента в размере не менее 30 (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О
страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение
страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых
пенсиях», согласно пункту 2 части 1 которой страховая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего
Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного
коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении
возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали
на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев
и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых
пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за
исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех
случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона «О страховых
пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми
необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской
Федерации, положения статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»,
предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина
свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное
обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением
пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 №
2920-О, от 24.04.2018 № 948-О).
В силу части 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых
пенсиях» правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются
в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Правил № 546н заявление о
назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации и до наступления
пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения
соответствующего возраста.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с
реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в
установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное
обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно
отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение,
назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более
раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и
19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации»).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров,
связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так
как в Федеральном законе «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о
порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22
названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования,
позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума
Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости,
в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30
Федерального закона «О страховых пенсиях», по общему правилу назначается со дня
обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня
возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии
может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не
ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости
осуществляются территориальным органом Социального фонда России. Если гражданин
в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное
обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно
отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со
дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с
заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента
возникновения такого права.
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной
политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской
Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства,
осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской
Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Социальный
фонд России, в рамках исполнения которых фонд и его региональные отделения в
числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам,
относящимся к компетенции фонда.
Следовательно, гражданин при обращении в территориальный
орган СФР по вопросам пенсионного обеспечения имеет право на получение от
пенсионного органа информации о его правах, и этому праву корреспондирует
обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Как следует из материалов дела на дату первоначального
обращения в ОСФР по Ульяновской области за назначением досрочной страховой пенсии
по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»
(13.03.2023), Панчайкин А.А. достиг возраста 54 лет, в связи с чем имел право
на назначение ему указанной пенсии с 55-летнего возраста (21.03.2023) при
наличии специального страхового стажа не менее 12 лет 6 месяцев, либо по
достижении 56 лет (21.03.2024) при наличии специального страхового стажа не
менее 10 лет.
В решении ОСФР по Ульяновской области от 01.06.2023 № ***
Панчайкину А.А. разъяснено его право обратиться за назначением досрочной
страховой пенсии по старости в возрасте 58 лет либо на общих основаниях не
ранее, чем за месяц до достижения возраста 65 лет.
Между тем, из представленной ОСФР по Ульяновской области
копии пенсионного дела Панчайкина А.А. следует, что истцом при первоначальном
обращении 13.03.2023 к заявлению о назначении досрочной страховой пенсии по
старости была приложена копия трудовой книжки, из которой следует, что истец
продолжает трудовую деятельность в должности мастера строительных и монтажных
работ в *** (л.д. 58).
По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета
работа истца в указанной должности является льготной и подлежит включению в
специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости
на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
С учетом добровольного включения ответчиком в специальный
стаж истца периодов его работы общей продолжительностью 4 года 4 месяца 16
дней, а также с учетом включенных решением Карсунского районного суда
Ульяновской области от 18.12.2023 периодов работы продолжительностью 7 лет 2
месяца 1 день, на дату первоначального обращения Панчайкина А.А. в ОСФР по
Ульяновской области его специальный страховой стаж составил 11 лет 6 месяцев 17
дней, что давало ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости
с 21.02.2024, когда им был выработан специальный стаж продолжительностью 12 лет
6 месяцев.
Вместе с тем, материалы пенсионного дела Панчайкина А.А. не
содержат сведений о том, что ответчиком истцу разъяснялось его право на
обращение за назначением досрочной страховой пенсии по старости по достижении
возраста
55 лет при условии доработки до требуемой продолжительности стажа на
соответствующих видах работ.
При этом незаконный отказ пенсионного органа во включении
Панчайкину А.А. в его специальный страховой стаж периодов работы
продолжительностью 7 лет 2 месяца 1 день, которые впоследствии были включены по
решению суда, нарушил право истца на своевременное обращение за назначением
досрочной страховой пенсии после доработки до требуемой продолжительности стажа
на соответствующих видах работ.
Дав правильное толкование указанных норм материального
права, подлежащих применению к спорным отношениям, оценив представленные в
материалы дела доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, районный суд обоснованно пришел к выводу об
удовлетворении заявленных Панчайкиным А.А. исковых требований.
Оснований для иной оценки указанных доказательств у судебной
коллегии не имеется.
При таких
обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца фактически направлены
на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не ставят под
сомнение правильность принятого судом решения. Указанные доводы являлись
основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства
дела, исследованы судом и изложены в обжалуемом решении. Оснований для
переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального
права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой
инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в
соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не
допущено.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 11
июля
2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Карсунский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 20.12.2024