Судебный акт
Обеспечение инвалида ТСР
Документ от 03.12.2024, опубликован на сайте 19.12.2024 под номером 116128, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-005268-05

Судья Царапкина К.С.                                                                          Дело № 33-5639/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      3 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 августа 2024 года по гражданскому делу № 2-3961/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области обеспечить Иванова Владимира Ильича техническими средствами реабилитации: **********на основании ИПРА № *** от 03.04.2024.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области в пользу Иванова Владимира Ильича компенсацию морального вреда в размере 4000 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор Сурского района Ульяновской области в интересах Иванова В.И.  обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что Иванов В.И. является инвалидом ***, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 03.04.2024 нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе, ***, однако данными техническими средствами реабилитации он до настоящего времени не обеспечен.

С учетом изложенного прокурор просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области обеспечить Иванова В.И. указанными техническими средствами реабилитации, взыскать с ответчика в пользу Иванова В.И. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять новое судебное решение.

В обоснование доводов жалобы указано, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными органами фонда по месту жительства заявителя на основании государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе. Выдача направления на получение технических средств реабилитации осуществляется только после конкурсного отбора организации и заключения территориальным отделением Фонда государственного контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.

Сформировать Иванову В.И. направление на получение кресел-колясок с ручным приводом с жестким сиденьем и спинкой не представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц по действующим государственным контрактам. В последующем ОСФР по Ульяновской области дважды размещались в единой информационной системе запросы ценовой информации, на которые ценовые предложения не поступили.

Отмечено, что 26.06.2024 в ОСФР по Ульяновской области поступило заявление Иванова В.И. на формирование электронных сертификатов, которые в установленный законом срок были активированы 05.07.2024 с периодом действия для самостоятельного приобретения необходимых технических средств реабилитации с 02.07.2024 по 01.07.2025. Таким образом, государственная услуга Иванову В.И. была оказана в полном объеме, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось, срок действия активированных электронных сертификатов не истек.

Дополнительно в жалобе указано, что поскольку сроки обеспечения Иванова В.И. техническими средствами реабилитации ответчиком не нарушены, истец использовал свое право на приобретение технических средств реабилитации по электронному сертификату до даты подачи иска в суд, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имелось.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Сурского района Ульяновской области, указывая на законность и обоснованность принятого судом решения, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Истец Иванов В.И., прокурор Сурского района Ульяновской области, представители ответчика и третьего лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Иванов В.И., *** года рождения, является инвалидом *** (л.д. 30-31).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 03.04.2024 он подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе: *** (л.д. 15-26, 41-83, 59).

Согласно указанной индивидуальной программе реабилитации инвалида по заявлению от 24.04.2024 Иванов В.И. поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе: ***

По сведениям ОСФР по Ульяновской области по государственным контрактам от 30.12.2023 № *** и от 08.04.2024 № ***  на поставку ****, сформировать направление Иванову В.И. ответчиком не представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц.

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции указанными техническими средствами реабилитации  в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 03.04.2024 Иванов В.И. обеспечен не был.

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд исходил из того факта, что ответчиком нарушены установленные сроки обеспечения инвалида положенными ему техническими средствами реабилитации, и, учитывая нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение положенными техническими средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для взыскания в пользу инвалида денежной компенсации морального вреда.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности  (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2, статьи 9 названного Федерального закона, – одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Доводы жалобы о том, что ОСФР по Ульяновской области государственная услуга по обеспечению техническими средствами реабилитации Иванову В.И. была оказана путем формирования электронного сертификата сроком действия до 01.07.2025 для самостоятельного приобретения необходимых технических средств реабилитации, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Из материалов дела следует, что спорные технические средства реабилитации Ивановым В.И. приобретены не были, доказательства материальной и физической возможности их приобретения ввиду его состояния здоровья отсутствуют, истец является инвалидом ***, ограничен в движении, остро нуждается в предоставлении ему технических средств реабилитации, указанных в индивидуальной программе реабилитации.

Как указывалось выше, 24.04.2024 истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему технических средств реабилитации, в обеспечении которыми он нуждается, в частности, ****.

Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, указал, что 26.06.2024 Иванов В.И. через личный кабинет сформировал заявку на получение электронных сертификатов на получение заявленных в иске технических средств реабилитации.

Из представленных ответчиком скриншотов следует, что 02.07.2024 электронные  сертификаты  активированы (л.д. 84-86).

Между тем, при рассмотрении данного спора суд установил, что истец не обеспечен заявленными в иске техническими средствами реабилитации, несмотря на активацию электронных сертификатов.

Кроме того, судебной коллегией учитывается, что, несмотря на наличие активированных электронных сертификатов, Иванов В.И. имел намерение получить спорные технические средства реабилитации в натуральной форме, о чем свидетельствует его обращение в суд с настоящим иском 16.07.2024. На момент рассмотрения  дела в суде первой инстанции не имелось сведений ни о продавце ТСР, ни о фактической стоимости изделий, а материальное положение истца не позволяет произвести ему доплату за необходимые  технические средства реабилитации в случае  такой необходимости при превышении стоимости реализуемого изделия.

Согласно пункту 15(2) Правил, по выбору инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, техническое средство (изделие), услуга по ремонту технического средства (изделия), включенные в перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждаемый в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 № 631 «О формировании и утверждении перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», могут быть приобретены (оплачены) инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, с использованием электронного сертификата.

Оплата технического средства (изделия) и (или) услуги по его ремонту осуществляется на основании сведений, содержащихся в электронном сертификате, в размере, не превышающем предельной стоимости технического средства (изделия) и (или) услуги по его ремонту, установленной в электронном сертификате.

В случае если стоимость технического средства (изделия), услуги по ремонту технического средства (изделия), приобретаемых с использованием электронного сертификата, превышает предельную стоимость технического средства (изделия) и (или) услуги по его ремонту, установленную в электронном сертификате, инвалид (ветеран) или лицо, представляющее его интересы, вправе осуществить доплату до их фактической стоимости за счет собственных средств.

В случае если стоимость технического средства (изделия), услуги по ремонту технического средства (изделия), приобретаемых с использованием электронного сертификата, ниже предельной стоимости технического средства (изделия) и (или) услуги по его ремонту, установленной в электронном сертификате, инвалид (ветеран) или лицо, представляющее его интересы, осуществляют оплату по их фактической стоимости. Разница между фактической стоимостью и установленной в электронном сертификате предельной стоимостью технического средства (изделия) и (или) услуги по его ремонту инвалиду (ветерану) либо лицу, представляющему его интересы, не возмещается.

Инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, вправе отказаться от приобретения технического средства (изделия) и услуги по ремонту технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата в течение срока его действия путем подачи в уполномоченный орган обращения в письменной форме и воспользоваться иными способами обеспечения техническими средствами (изделиями) и услугами по ремонту технических средств (изделий).

Принимая решение о возложении на ответчика обязанности по обеспечению истца техническими средствами реабилитации, суд правомерно исходил из того, что сам факт обращения в суд с данным иском указывает на избрание Ивановым В.И. иного пути обеспечения его техническими  средствами реабилитации, при этом, судом установлено, что электронный сертификат на момент рассмотрения дела не отоварен.

Таким образом, суд пришел к верному выводу о необходимости обеспечения Иванова В.И. средствами технической реабилитации в виде кресла‑коляски с ручным приводом с жестким сидением и спинкой комнатной (для инвалидов и детей‑инвалидов); кресла‑коляски с ручным приводом с жестким сидением и спинкой прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 03.04.2024.

Предпринятые меры по обеспечению истца Иванова В.И. техническими средствами реабилитации, которые остались безрезультатными, не могут умалять права истца на своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации, необходимыми ввиду состояния здоровья.

Разрешая исковые требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении данных исковых требований.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

С учетом указанных требований закона суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении Иванова В.И. полагающимися ему техническими средствами реабилитации существенно нарушает его личные неимущественные права, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца без предоставления ему положенных технических средств реабилитации он испытывает ограничения в жизнедеятельности.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что отсутствовали основания для взыскания компенсации морального вреда, являются несостоятельными и подлежат отклонению.

Учитывая приведенные обстоятельства, возраст истца, характер имеющегося у него заболевания, наличие инвалидности, нуждаемость в технических средствах реабилитации, его не обеспечение техническими средствами реабилитации на момент вынесения решения суда, период нарушенного права, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную на него законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также принцип разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к правильному выводу о компенсации истцу морального вреда в размере 4000 руб.

Определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда соответствует принципам разумности и справедливости. Правовых оснований для снижения компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение  трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 декабря 2024 года