Судебный акт
Налог и санкции
Документ от 03.12.2024, опубликован на сайте 20.12.2024 под номером 116124, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по обязательным платежам, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-02-2024-000234-11

Судья Калянова Л.А.                                                             Дело № 33а-5218/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                             3 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Сычёвой О.А.,  Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Соловьевой Александры Михайловны на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10 июня 2024 года по делу №2а-2178/2024, по которому постановлено:

административный иск управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Соловьевой Александры Михайловны, ИНН ***,  зарегистрированной по адресу: ***, задолженность по ЕНС в сумме 112695,58 руб., в том числе: налог  на  имущество  физических  лиц в размере 3989 руб. за 2020, 2022 г.г., транспортный  налог 44200 руб. за 2022 г., страховые  взносы            1% - 16000 руб. за 2021 г., штраф по ст. 119 НК РФ 24923,44 руб. за 2021, 2022 г.г., пени 23578,14 руб. за период с 10.10.2023 по 10.01.2024.

Взыскать с Соловьевой Александры Михайловны, ИНН *** в  доход бюджета *** государственную пошлину в сумме 3454 руб.

Заслушав доклад судьи Сычёвой О.А.,  судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее по тексту - также УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Соловьевой А.М. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Требования мотивированы тем, что Соловьева А.М. состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области, ИНН ***, несет установленную законом обязанность по уплате налогов и сборов в нормативные сроки. 

По данным информационного ресурса УФНС России по Ульяновской области у Соловьевой А.М. по состоянию на 26.03.2024 имелось отрицательное сальдо Единого налогового счета (ЕНС) в сумме -616 526 рублей 89 копеек, в том числе:  налог на имущество -3 994 рубля за 2020, 2022 годы; страховые взносы за периоды до 01.01.2023 -3750 руб. за 2021, 2022 годы; страховые взносы, уплачиваемые плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам -45842 руб. за 2023 год; налог на доходы физических лиц – 369175 рублей 45 копеек за 2021, 2022 годы; транспортный налог – 44200 рублей за 2022 год; штрафы, которые не возможно отнести к конкретному налогу – 24923 рубля 44 копейки за 2021, 2022 годы;  пени –93642 рубля.

Соловьева А.М. с 27.09.2017 зарегистрирована в качестве арбитражного управляющего. 12.05.2023 Соловьевой А.М. представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2021 год с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет 308750 рублей (по сроку 15.07.2022), за 2022 год с суммой налога 282750 рублей (по сроку 17.07.2023). Налоговая декларация представлена с нарушением установленного пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) срока.

Решениями № ***, № *** от *** Соловьева А.М., с учетом смягчающих обстоятельств, привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения п. 1 ст. 119 НК РФ  в  виде штрафа за 2021 год в размере 23 156 рублей 25 копеек, за 2022 год – 1767 рублей 19 копеек.

Соловьева А.М., как арбитражный управляющий является плательщиком страховых взносов в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ. Согласно представленной 12.05.2023 в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 год сумма полученных доходов с нарастающим итогом составила 1900000 рублей. Страховые взносы за 2021 год  в размере 1,0% суммы дохода, превышающего 300000 руб. за расчетный период составили 16000 рублей со сроком уплаты 01.07.2022.

Кроме того, по данным налогового органа, Соловьева А.М. имеет (имела) в собственности следующее имущество:

автомобиль легковой марки ***, государственный регистрационный знак *** года выпуска, дата регистрации права ***,

- квартиру по адресу: ***, дата регистрации права *** (доля в праве),

- квартиру по адресу: ***.

Соловьевой А.М. направлены налоговые уведомления от ***, от *** об уплате налога на имущество физических лиц за 2020, 2021 годы, транспортного налога за 2022 год. В сроки, установленные законодательством, налог Соловьевой А.М. не оплачен.

*** в адрес Соловьевой А.М. было направлено требование № ***, в котором сообщалось о наличии у нее задолженности по ЕНС и обязанности уплаты в срок до 26.07.2023.

В сроки, установленные законодательством, Соловьевой А.М. оплата не была произведена. В связи с чем, были начислены пени на задолженность в размере 23578 рублей 14 копеек за период с 10.10.2023 по 10.01.2024.

В отношении Соловьевой А.М. вынесены судебные акты о взыскании задолженности по налогам и сборам: судебный приказ № *** от *** года, № *** от *** года, которые отменены, решение суда от *** года по делу № ***.

По состоянию на дату подачи иска сумма отрицательного сальдо, подлежащая к взысканию в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ, с учетом увеличения (в связи с начислениями имущественных налогов по сроку уплаты 01.12.2023, в связи с доначислениями штрафных санкций по статье 119 НК РФ за 2021, 2022 годы по решению по результатам камеральной налоговой проверки от 04.10.2023) составляет 112695 рублей 58 копеек.

УФНС России по Ульяновской области просило взыскать с Соловьевой А.М. задолженность по ЕНС в общей сумме 112 695 рублей 58 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц в размере 3989 рублей за 2020, 2022 годы, транспортный налог 44 200 рублей за 2022 год, страховые взносы 1% в размере 16 000 рублей за 2021 год, штраф по статье 119 НК РФ в размере 24 923 рубля 44 копейки за 2021, 2022 годы, пени в размере 23 578 рублей 14 копеек за период с 10.10.2023 по 10.01.2024.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Соловьева А.М. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает о том, что перечисление в решении суда принадлежащего ей имущества, кроме транспортного средства марки ***,  считает не имеющим отношения к делу и неправомерно раскрывающим ее личную персональную информацию. Указала, что неоднократно обращалась в суд с заявлением и уведомлением о том, что является членом семьи (супругой) участника СВО, и обладает правом на налоговую льготу по налогу на имущество за налоговый период 2022 год, но налоговым органом и судом данное обстоятельство не было принято во внимание. Также полагает, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с данным административным иском.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статьи 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность принятого по делу решения по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2 статьи 286 КАС РФ).

Согласно пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

В силу статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете (ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа.

Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

В силу пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ                         «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» денежные средства, поступившие после 01.01.2023 в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьи 45 НК РФ.

Положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 44, подпункта 1 пункта 7 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 13 статьи 45 НК РФ, со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом  8 статьи 45 НК РФ.

Пунктом 5 статьи 11.3 НК РФ предусмотрено, что совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете налогоплательщика на основе, в том числе налоговых деклараций (расчетов), которые представлены в налоговый орган; уточненных налоговых деклараций (расчетов), которые представлены в налоговый орган; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; налоговых уведомлений; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа; судебного акта или решения вышестоящего налогового органа, отменяющего (изменяющего) судебный акт или решение налогового органа, на основании которых на едином налоговом счете ранее была учтена обязанность лица по уплате сумм налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, - на дату вступления в законную силу соответствующего судебного акта или решения; исполнительных документов о взыскании с налогоплательщика государственной пошлины.

В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ (в редакции, действовавшей до 30.10.2024) требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пунктом 3 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.

В случае изменения суммы задолженности направление налоговыми органами дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено, на что указано в письме Минфина России от 28.12.2023 № 03-02-07/127259.

Согласно статье 72 НК РФ, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункты 1, 2 статьи 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (пункт 3  статьи 75 НК РФ).

Пунктом 4 статьи 75 НК РФ установлено, что пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

По общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется в случае любой просрочки уплаты налога.

Исключение закреплено только в абзаце втором пункта 3 названной статьи, который устанавливает, что не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. Данные правила, исключающие начисление пени за весь период действия указанных обстоятельств, распространяются на всех налогоплательщиков, в том числе физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

При этом пеня не является мерой ответственности, а представляет собой компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в случае задержки уплаты налога (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П и Определении №175-О от 12.05.2003).

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Соловьева А.М., *** года рождения, имеющая ИНН ***, с 06.07.2013 по настоящее время является пользователем интернет- сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».

Она с 27.09.2017 года  зарегистрирована в качестве арбитражного управляющего (л.д. 26).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419, статьей 430, подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 НК РФ является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, налога на доходы физических лиц.

В силу своего статуса административный ответчик должен самостоятельно исполнять обязанность по уплате указанных налогов и сборов соответствии с пунктом 1 статьи 227 НК РФ.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

Как установлено в пункте 5 статьи 227 НК РФ, налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 НК РФ.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 229 НК РФ, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений статьи 227 НК РФ, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 НК РФ).

В нарушение вышеуказанных сроков предоставления декларации, а именно 12 мая 2023 года Соловьевой А.М. представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2021 год с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет 308750 рублей (по сроку уплаты 15.07.2022), за 2022 год с суммой налога 282750 рублей (по сроку 17.07.2023).

Решениями № ***, № *** от *** Соловьева А.М. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения пункта 1 статьи 119 НК РФ  в  виде штрафа за 2021 год в размере 23 156 рублей 25 копеек, за 2022 год – 1767 рублей 19 копеек (л.д. 27-32).

Наказание назначено на основании пункта 3 статьи 114, пункта 1 статьи 112 НК РФ, с учетом смягчающих обстоятельств: несоразмерность деяния тяжести наказания (правонарушение совершено впервые), тяжелое материальное положение физического лица (на иждивении несовершеннолетний ребенок), незначительность просрочки.   

Сумма штрафа в общем размере 24 923 рубля 44 копейки не оплачена.

Соловьева А.М., как арбитражный управляющий является плательщиком страховых взносов в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ. Согласно представленной 12.05.2023 в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 год сумма полученных доходов с нарастающим итогом составила 1900000 рублей. Страховые взносы за 2021 год  в размере 1,0% суммы дохода, превышающего 300000 руб. за расчетный период составили 16000 рублей со сроком уплаты 01.07.2022.

В сроки, установленные законодательством, исчисленная сумма административным ответчиком в бюджет не уплачена.

По сведениям, представленным налоговому органу в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, в собственности Соловьевой А.М.  находилось имущество:

1) недвижимое имущество – жилые помещения в Самарской области:

с 20.07.2017 по 17.08.2020 владела жилым помещением, площадью 73,3 кв.м, по адресу: *** (единственный собственник),

с 24.02.2020 по настоящее время владеет жилым помещением, общей площадью 42,6 кв.м, по адресу: *** (доля в праве 4/5),  

с 14.05.2021 по 15.06.2021 владела жилым помещением по адресу: *** (доля в праве 3/5),

Решением Думы городского округа Самара от 24 ноября 2014 года № 482             «О налоге на имущество физических лиц» (в актуальных редакциях) установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения: за 20202 год по сроку уплаты до 01.12.2021  - в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения, в 2022 году по сроку уплаты до 01.12.2023 - в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Сумма налога на имущество за 2020 год составила 1 447 рублей, за 2022 год 2 547 рублей.

Общая сумма непогашенной задолженности по налогу на имущество, с учетом частичных платежей и с учетом решения о зачете в текущие платежи,  составила 3 994 рубля за 2020 и 2022 год.

2) транспортное средство – автомобиль марки ***, государственный регистрационный знак *** года выпуска, дата регистрации права ***, перерегистрации ***, налоговая ставка 130  рублей.

В силу статьи 2 Закона Ульяновской области от 06.09.2007 130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области», налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах, в частности: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 130 рублей.

Сумма транспортного налога за 2022 год для Соловьевой А.М. составила 44 200 рублей, из расчета: 340 *130:12 *12= 44 200 рублей.

Сроки уплаты транспортного налога и налога на имущество физическими лицами за 2022 год составляли не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее 1 декабря 2023 года (пункт 1 статьи                363 НК РФ, пункт 1 статьи 409 НК РФ).

В установленные сроки налог не оплачен. 

Налоговые уведомления № *** от ***, № *** от ***, № *** от *** со сроками уплаты транспортного налога и налога на имущество до 01.12.2021, 01.12.2022, 01.12.2023 получены Соловьевой А.М.  через личный кабинет.

Частично внесенные платежи, а также удержания в рамках исполнительного производства учтены при формировании задолженности по налогам и сборам, при расчете пеней, что следует из представленного расчета, представленного налоговым органом по запросу судебной коллегии.

В полном объеме задолженность не погашена.

В связи с наличием у административного ответчика непогашенной задолженности, формированием отрицательного сальдо  единого налогового счета налоговым органом ему начислены пени за период с 10.10.2023 по 10.01.2024 в общем размере 23 578 рублей 14 копеек.

*** налоговым органом административному ответчику выставлено требование №*** об уплате в срок до 26.07.2023 налога на доходы физических лиц в соответствии со ст.227 НК РФ, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023, и пени (л.д. 10).

По состоянию на дату подачи иска сумма отрицательного сальдо, подлежащая к взысканию в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ, с учетом увеличения (в связи с начислениями имущественных налогов по сроку уплаты 01.12.2023, в связи с доначислениями штрафных санкций по статье 119 НК РФ за 2021, 2022 годы по решению по результатам камеральной налоговой проверки от 04.10.2023) составляет 112695 рублей 58 копеек.

При этом по состоянию на 18 ноября 2024 года у Соловьевой А.М., по данным налогового органа числится отрицательное сальдо ЕНС в размере 1 012 957 рублей 32 копейки.

В связи с неисполнением административным ответчиком требования, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Соловьевой А.М. недоимки по налогам и сборам на основании требования № *** от *** со сроком исполнения  до 26.07.2023.

По заявлению налогового органа, поступившему 25 октября 2023 года, мировым судьей судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области  вынесен судебный приказ от *** года по делу № ***. Судебный приказ по возражениям должника отменен *** года.

Предметом взыскания выступила задолженность по ЕНС в общем размере 670 055 рублей 73 копейки, в том числе: по налогу на доходы физического лица за 2021, 2022 годы в размере 586 734 рубля 45 копеек, страховые взносы за 2022 год в размере 34 750 рублей, пени на отрицательное сальдо ЕНС за период с 02.07.2022 по 09.10.2023 в размере 48 571 рубль 28 копеек.

В исковом порядке налоговый орган обратился в суд 9 января 2024 года.

Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от *** года по делу № ***, с учетом определения суда об исправлении описки от *** года, были удовлетворены уточненные  административные исковые требования УФНС России по Ульяновской области к Соловьевой А.М. о взыскании обязательных платежей и санкций. Взыскана  задолженность по ЕНС в сумме 436 453 рубля 40 копеек, в том числе: по налогу на доходы физических лиц за 2021, 2022 годы – 369 175 рублей 45 копеек, по страховым взносам за 2022 год – 18 750 рублей, пени в размере 48 527 рублей 95 копеек за период с 02.07.2022 по 09.10.2023.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 12 ноября 2024 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Соловьевой А.М. без удовлетворения.

По заявлению налогового органа, поступившему 26 января 2024 года, мировым судьей судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области  вынесен судебный приказ от *** года по делу                № ***.

Судебный приказ по возражениям должника отменен *** года.

Предметом взыскания по судебному приказу от *** года по делу  № *** явилась задолженность по ЕНС в общей сумме 112 695 рублей 58 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц в размере 3989 рублей за 2020, 2022 годы, транспортный налог 44 200 рублей за 2022 год, страховые взносы 1% в размере 16 000 рублей за 2021 год, штраф по статье 119 НК РФ в размере 24 923 рубля 44 копейки за 2021, 2022 годы, пени в размере 23 578 рублей 14 копеек за период с 10.10.2023 по 10.01.2024.

С данным административным иском УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд 8 апреля 2024 года (согласно оттиску почтового штемпеля).

Таким образом, вопреки доводам жалобы, с заявлением о вынесении судебного приказа и с административным иском налоговый орган обратился в суд в установленном порядке в сроки, установленные статьей 48 НК РФ.

При принятии решения об удовлетворении административных исковых  требований административного истца предметом судебной проверки являлась правильность начисления налоговым органом сумм обязательных платежей и санкций.

Оснований для признания незаконными выводов суда о правомерности заявленных административным истцом к взысканию с Соловьевой А.М. сумм обязательных платежей, санкций не имеется.

Довод жалобы о нарушении решением суда права заявителя на защиту персональных данных не обоснован, поскольку во исполнение части 3 статьи 15 Федерального закона от 22.12.2008 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» при размещении в сети «Интернет» текстов судебных актов, принятых судами общей юрисдикции, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса и защиты государственной и иной охраняемой законом тайны из этих актов исключаются персональные данные, указанные в части 4 этой статьи. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы и другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

Автором жалобы указано на несогласие со взысканием с нее задолженности по налогу на имущество за 2022 год и исчислением пеней на эту задолженность, поскольку ее супруг участвует с 2022 года в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пунктом 9.4 статьи 407 НК РФ установлено, что право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц имеют супруги военнослужащих, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции.

Действие этого положения  распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2022 и 2023 годов (пункт 10 статьи 19 Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»).

Пунктом 1.2 статьи 407 НК РФ, введенным в действие Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ, установлено, что членам семей лиц, указанных в подпункте 9.4 пункта 1 настоящей статьи, соответствующая налоговая льгота предоставляется только за период участия указанных лиц в специальной военной операции (при выполнении задач в период проведения специальной военной операции). Периодом участия в специальной военной операции (при выполнении задач в период проведения специальной военной операции) для целей настоящей статьи признается налоговый период, в течение которого лицо было привлечено к участию в специальной военной операции (при выполнении задач в период проведения специальной военной операции) независимо от срока такого участия (выполнения задач) в течение налогового периода.

Пунктом 6 статьи 407 НК РФ предусмотрено общее правило о предоставлении физического лица, имеющего право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган по своему выбору заявления о предоставлении налоговой льготы, а также документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу.

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

По сведениям УФНС России по Ульяновской области, УФНС России по Самарской области заявление о предоставлении налоговой льготы, а также подтверждающие документы в налоговый орган от Соловьевой А.М. не поступали.

Материалы дела не содержат сведений о том, что налоговый орган обладал сведениями о возникновении у Соловьевой А.М. права на указанную налоговую льготу за соответствующий налоговый период, в том числе полученными в порядке информационного взаимодействия.

Нормативно установленный срок для предоставления в орган или иное лицо, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), для предоставления в ФНС России сведений о лицах, указанных в подпунктах 9.1 - 9.5 пункта 1 статьи 407 НК РФ, за налоговые периоды 2022 и 2023 годов, составляет не позднее 15 сентября 2024 года.

Этот срок установлен статьей 32 Федерального закона  от 08.08.2024 № 259-ФЗ 

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», то есть  нормативным актом, принятым после обращения налогового органа в суд и после принятия решения судом первой инстанции.

Кроме того, как разъяснено в Письме ФНС России от 04.09.2024                                   № БС-4-21/10112@, налоговым кодексом не установлен предельный (пресекательный) срок для направления в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы. Налогоплательщик может обратиться за предоставлением налоговой льготы в любой период со дня возникновения права на налоговую льготу, в том числе после получения налогового уведомления.

Судебная коллегия также обращает внимание на то, что налогоплательщик вправе направить в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы либо обращение о перерасчете налога, указав данные, необходимые для перерасчета налога.  В случае же, если после направления налогового уведомления, в котором не была учтена налоговая льгота, в налоговый орган в соответствии с Налоговым кодексом и другими федеральными законами представлены сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу за соответствующий налоговый период, перерасчет налога обеспечивается налоговым органом и проводится автоматически, начиная с налогового периода, в котором возникло основание для данного перерасчета, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. На это также указано в Письме ФНС России от 04.09.2024                                    № БС-4-21/10112@ (вопрос № 8).

С учетом установленных обстоятельств, принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соловьевой Александры Михайловны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 декабря 2024 года