УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0003-01-2024-002191-12
судья Таранова А.О.
Дело №33а-5377/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ульяновск 3
декабря 2024 года
Судебная
коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,
при помощнике судьи Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение
Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 15 июля 2024 года по делу №2а-1492/2024, которым постановлено:
административный иск
прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в защиту прав и законных
интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации
удовлетворить.
Признать
незаконным бездействие администрации города Ульяновска в части невыполнения
работ по перекладке водопровода *** методом прокола диаметром 110 мм,
протяженностью 60 п.м, перекладе водопровода между котельными *** диаметром
160 мм протяженностью 1522 п.м, замене сборного водопровода от скважины в ***
до трубопровода на водонапорную башню диаметром 325 мм, протяженностью 400 п.м,
перекладке водопровода по
*** диаметром 63 мм, протяженностью 195 п.м, перекладке водопровода ***
диаметром 225 мм, протяженностью 90 п.м, замене водопровода по ***
диаметром 110 мм протяженностью 225 п.м.
Возложить
на администрацию города Ульяновска обязанность по проведению работ по
перекладке водопровода в *** методом прокола диаметром 110 мм, протяженностью
60 п.м, перекладе водопровода между котельными *** диаметром 160 мм,
протяженностью 1522 п.м, замене сборного водопровода от скважины в *** до
трубопровода на водонапорную башню диаметром 325 мм протяженностью 400 п.м,
перекладке водопровода по *** диаметром 63 мм протяженностью 195 п.м, перекладке водопровода по *** диаметром 225
мм, протяженностью 90 п.м, замене водопровода по *** диаметром 110 мм
протяженностью 225 п.м в срок до 01.06.2025.
Заслушав
доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя прокуратуры Ульяновской области - помощника
прокурора Засвияжского района г.Ульяновска Насыровой Д.М., не согласившейся с
апелляционной жалобой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
установила:
прокурор
Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд в защиту прав и законных
интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации с
административным иском к администрации города Ульяновска о признании незаконным
бездействия, обязании произвести работы.
Требования
мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки
исполнения администрацией города Ульяновска требований законодательства
выявлены нарушения, выразившиеся в необходимости перекладки водопровода в
Железнодорожном районе г. Ульяновска.
Вынесенное в адрес администрации города
Ульяновска представление
проигнорировано, вышеуказанные мероприятия в 2023 году не выполнены, при
этом известно, что они заложены в план мероприятий лишь на 2024-2026 годы.
Администрацией
города Ульяновска не выполняются требования по поддержанию надлежащего
состояния муниципальных сетей водоснабжения и проведению их текущего и
капитального ремонта, что нарушает права граждан.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации города
Ульяновска по невыполнению работ по перекладке водопровода в *** методом
прокола диаметром 110 мм, протяженностью 60 п.м, перекладе водопровода между
котельными *** диаметром 160 мм, протяженностью 1522 п.м, замене сборного
водопровода от скважины в *** до трубопровода на водонапорную башню диаметром
325 мм, протяженностью 400 п.м, перекладке водопровода по *** диаметром 63 мм
протяженностью 195 п.м, перекладке водопровода по *** диаметром 225 мм
протяженностью 90 п.м, замене водопровода по *** диаметром 110 мм
протяженностью 225 п.м и обязать произвести данные работы в течение 2024 года.
К
участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены
УМУП «Ульяновскводоканал», Министерство финансов Ульяновской области,
Финансовое управление администрации города Ульяновска, Управление
жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города
Ульяновска.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается
с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований
прокурора.
В обоснование жалобы указывает, что ввиду отсутствия
дополнительных источников доходов бюджета, а также исполнения обязательств
социальной направленности, предусмотреть в бюджете муниципального образования
«город Ульяновск» значительное увеличение средств на обеспечение водоснабжения
в настоящее время не представляется возможным.
По информации, предоставленной УМУП «Ульяновскводоканал»,
все указанные адреса входят в перечень мероприятий требуемого ремонтного фонда
на 2024-2026 годы, за исключением проведения работ на участке от *** (диаметр
трубопровода – 110 мм, длина ремонтируемого участка – 60 п.м), так как
проведение ремонтных работ на вышеуказанном водопроводе в настоящее время не
актуально в связи с завершением в 2024 году устройства водопровода от ***.
Полагает, что при определении конкретного срока
исполнения решения суда необходимо было
учесть, что администрация города Ульяновска является
исполнительно-распорядительным органом власти, деятельность которого
осуществляется за счет средств местного бюджета. Бюджет муниципального
образования «город Ульяновск» на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов,
утвержденный решением Ульяновской Городской Думы, принят с дефицитом. В
настоящее время реальных источников дополнительных поступлений в бюджете города
не имеется.
В
судебное заседание кроме представителя
административного истца, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного
заседания.
Судебная
коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность принятого по
делу решения в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии
оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
В соответствии с
ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей
компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о
признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций,
лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту
прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые
решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц,
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов
дела, проведенной прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска проверкой
выявлены факты неисполнения администрацией муниципального образования «город
Ульяновск» требований п.п. 3 и 4 ч.1 ст.16, п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона
от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении» при организации холодного водоснабжения в Железнодорожном
районе г.Ульяновска. Установлена необходимость проведения ряда работ на сетях
водоснабжения в связи с их износом и фактами неоднократных аварийных ситуаций в
2021-2022 годах. Непроведение работ по замене аварийных участков водопроводов
нарушает права граждан на надлежащее обеспечение холодным водоснабжением.
По выявленным фактам нарушения законодательства в
адрес главы города Ульяновска прокурором Железнодорожного района г.Ульяновска
внесено представление от *** (л.д. 23-24).
В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа
относится, в том числе организация в границах муниципального, городского округа
водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством
Российской Федерации.
Пунктом 4.3 ч.1
ст.17 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления
по решению вопросов местного значения относятся полномочия в сфере
водоснабжения и водоотведения.
Согласно ст.6
Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и
водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа
по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории
относится организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по
организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае
невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение,
холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае
отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу
ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» население городских и сельских поселений должно
обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном
для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
УМУП
«Ульяновскводоканал» представлены сведения об аварийных ситуациях на
коммунальных сетях в Железнодоролжном районе г.Ульяновска за период с октября
2022 года по 15.02.2023, количество которых превысило 80 аварий.
Необходимость проведения ремонтных работ на спорных участках водопроводных
сетей не оспаривается административным ответчиком.
Установив необходимость проведения работ по замене аварийных участков
водопроводных сетей в Железнодорожном районе г.Ульяновска, принимая во
внимание, что в силу действующего законодательства обязанность по обеспечению
населения холодным водоснабжением и водоотведению возложена на органы местного
самоуправления, суд правомерно удовлетворил требования прокурора, обязав
администрацию муниципального образования «город Ульяновск» произвести работы по перекладке и замене
указанных в административном иске участков водопроводных сетей в
Железнодорожном районе г.Ульяновска.
Довод администрации города Ульяновска об отсутствии необходимости
проведения работ на участке от *** (диаметр трубопровода – 110 мм, длина
ремонтируемого участка – 60 п.м) соссылкой на то, что проведение данных работ в
настоящее время не актуально в связи с завершением в 2024 году устройства
водопровода от ***, не опровергает установленные судом обстоятельства и может
служить основанием к отмене принятого по делу решения.
Административным ответчиком не представлено в суд доказательств,
подтверждающих обоснованность данного довода, в частности того обстоятельства,
что устройство водопровода от *** завершено и компенсирует потребность
водоснабжения на участке от ***.
При вводе названного участка водопроводных сетей в эксплуатацию и
установлении факта удовлетворения за счет данного водопровода потребности в
водоснабжении потребителей от *** вопрос об исполнении решения суда в данной
части подлежит рассмотрению на стадии его исполнения.
Ссылка административного ответчика в апелляционной жалобе на недостаточность
установленного судом срока для исполнения решения суда также не влечет отмену
принятого по делу решения, поскольку администрация города Ульяновска не лишена
права обращения в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения с
предоставлением соответствующих доказательств в обоснование такого заявления.
Выводы, послужившие
основанием для удовлетворения административного иска, в решении суда
мотивированы, и судебная коллегия с ними соглашается.
Принятое по делу
решение является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие
значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства,
надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие
спорные правоотношения, нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не
допущено.
Оснований для
удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного
суда г.Ульяновска от 15 июля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска -
без удовлетворения.
Определение
суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и
может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 16.12.2024.