Судебный акт
О обязании рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка
Документ от 10.12.2024, опубликован на сайте 19.12.2024 под номером 116101, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить права путем повторного рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

О восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы

Документ от 10.12.2024, опубликован на сайте 17.12.2024 под номером 116056, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить права путем повторного рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (о восстановлении процессуального срока), ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-002881-85

 

Судья Анциферова Н.Л.                                                                 Дело №33а-5529/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      10 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                       

судей Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31 мая 2024 года по делу  №2а-2509/2024, которым постановлено:

административный иск Абросимова Сергея Александровича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения, возложении обязанности рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и согласовать схему расположения земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № *** от *** об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области повторно рассмотреть заявление Абросимова Сергея Александровича о предварительном согласовании предоставления земельного участка и согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Абросимова С.А. – Малафеева А.А., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Абросимов С.А. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения, возложении обязанности рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и согласовать схему расположения земельного участка.

В обоснование административного иска указал, что он является собственником незавершенного объекта недвижимости — незавершенной строительством котельной, 1-этажная (подземных этажей – 1), площадь застройки 1994,7 кв.м, степень готовности: *** – 67%, *** – 21 %, инв. № ***, ***, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***.

Объект располагается на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 27 347 кв.м, разрешенное использование: под незавершенной строительством котельной, адрес участка: ***. Указанный земельный участок передан в аренду по договору № *** от ***.

В январе 2024 года ему стало известно, что кадастровый номер арендуемого земельного участка является недействующим. С целью приведения документов в соответствие, а также для завершения строительства 01.02.2024 он обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предполагающим утверждение схемы расположения земельного участка и последующее заключение договора аренды.

Решением административного ответчика от *** № *** отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Основание отказа: образуемый земельный участок расположен на водном объекте (***), в русле, формируемом в результате работ по регулированию русла реки, зона размещения производственных объектов IV и V классов опасности (санитарно-защитные зоны до 100 м), в которой вид разрешенного использования «коммунальные и складские объекты» отсутствует в числе видов разрешенного использования.

Устранив нарушения в части указания разрешенного использования, и с пояснительной запиской об отсутствии русла *** в зоне формируемого земельного участка, он повторно *** обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предполагающим утверждение схемы расположения земельного участка.

Решением от *** № *** административным ответчиком повторно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Причина отказа: образуемый земельный участок расположен на водном объекте (***), в русле, формируемом в результате работ по регулированию русла реки.

Считает отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка незаконным и необоснованным.

Земельный участок используется им в течение 13 лет, на участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в его собственности, отказ административного ответчика является надуманным и не подтверждается доказательствами.

Административный истец просил признать незаконным решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от *** № *** об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление от *** о предварительном согласовании предоставления земельного участка и согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, ППК «Роскадастр», Управление Росреестра по Ульяновской области, администрация города Ульяновска, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Указывает на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением. Вид разрешенного использования образуемого земельного участка должен соответствовать фактическому использованию земельного участка. Целевое использование земельного участка установлено в договоре аренды – под незавершенной строительством котельной. Однако представленная административным истцом схема размещения земельного участка имеет вид разрешенного использования – деловое управление. Доказательств того, что котельная отсутствует или имеется иной объект, в силу чего необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка, или земельный участок не используется для целей, указанных в договоре, административным истцом не представлено.

Указывает на отсутствие в материалах дела согласия землепользователей, землевладельцев соседних земельных участков на предоставление доступа к образуемому земельному участку с земель общего пользования, что также является основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании.

Считает, что Генеральный план города Ульяновска является первичным перед Правилами землепользования и застройки. Отсутствие в настоящее время на земельном участке сформированного русла ***, не говорит о том, что оно не запланировано на основании генерального плана. Отмечает, что генеральный план не должен учитывать текущее использование, а носит характер планов по развитию территории.

В судебное заседание, кроме представителя Абросимова С.А. - Малафеева А.А., другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом норм права при принятии оспариваемого решения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Абросимов С.А. является собственником незавершенной строительством котельной, назначение: объект незавершенного строительства, 1-этажная (подземных этажей – 1), площадь застройки 1994,7 кв.м, степень готовности: *** – 67%, *** – 21 %, инв. № ***, ***, кадастровый номер ***, расположенной по адресу: *** (том 1 л.д. 11, 196-197).

Постановлением мэрии города Ульяновска №*** от *** Абросимову С.А. передан в аренду на три года земельный участок, площадью 27347 кв.м, с кадастровым номером *** по адресу: *** (земли населенных пунктов, территориальная зона ***), под незавершенной строительством котельной (том 1 л.д. 15).

*** между мэрией города Ульяновска и Абросимовым С.А. заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером ***, из земель населенных пунктов, территориальная зона ***, площадью 27347 кв.м, находящийся по адресу: ***, для использования: под незавершенной строительством котельной, в границах указанных в кадастровом плане земельного участка, прилагаемом к договору аренды и являющимся его неотъемлемой частью (Приложение 1) (том 1 л.д. 16-23).

По информации ППК «Роскадастр» по Ульяновской области от 29.05.2024 (том 1 л.д. 217, 220) земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, был поставлен на государственный учет 15.05.2009 в соответствии с требованиями федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2007).

В виду того, что на земельный участок с кадастровым номером *** не была осуществлена государственная регистрация прав, запись в реестре о земельном участке аннулирована 16.05.2011, по истечении двух лет со дня постановки его на государственный кадастровый учет, в соответствии с ч.4 ст.24 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей в указанный период).

01.02.2024 Абросимов С.А. обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, как собственник объекта с кадастровым номером ***, расположенного на арендованном земельном участке (том 1 л.д. 180).

*** решением Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № *** отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на то, что земельный участок расположен на водном объекте (***), в русле, формируемом в результате работ по регулированию русла ***. Также, формируемый земельный участок расположен в территориальной зоне *** – зона размещения производственных объектов IV и V классов опасности (санитарно-защитные зоны до 100 м), в которой вид разрешенного использования «коммунальные и складские объекты» отсутствует в числе видов разрешенного использования. Согласно представленной схеме и сведениям, полученным со спутниковой карты, предоставляемой сервисом «Публичная кадастровая карта», доступ с земель общего пользования к образуемому земельному участку отсутствует (том 1 л.д. 170-171).

22.03.2024 Абросимов С.А. вновь обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением (вх.№32890) о предварительном согласовании предоставления земельного участка (том 1 л.д. 179).

*** решением Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № *** отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка с указанием на то, что образуемый земельный участок расположен на водном объекте (***), в русле, формируемом в результате работ по регулированию русла ***; в схеме указан вид разрешенного использования образуемого земельного участка – деловое управление, что не соответствует фактическому использованию земельного участка в связи с нахождением на нем незавершенного строительством объекта недвижимости с кадастровым номером *** - незавершенной строительством котельной; отсутствие согласия землепользователей соседних участков, через которые будет обеспечен доступ к испрашиваемому земельному участку с земель общего пользования (том 1 л.д. 168-169).

В соответствии с подп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 данного Кодекса, в том числе если схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10).

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Согласно п.7 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Принимая решение об удовлетворении требований административного истца, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: ***, по заявлению Абросимова  С.А. от ***.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

Как следует из данных Нижне-Волжского бассейнового водного управления рассматриваемый земельный участок, расположенный по адресу: ***, находится в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности.

При этом действующее земельное законодательство (статьи 27, 104, 105, 107 ЗК РФ) не запрещает предоставлять гражданам земельные участки, которые находятся в границах зоны затопления, подтопления. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте.

Как следует из информации УАиГ от 012.04.2024 (том 1 л.д. 172) рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне *** – зона размещения производственных объектов IV и V классов опасности (санитарно-защитные зоны до 100 м).

Согласно Генеральному плану города Ульяновска, рассматриваемый земельный участок расположен в функциональной зоне «территория озеленения санитарно-защитных зон» и на водном объекте (***), в русле, формируемом в результате работ по регулированию русла ***, в санитарно-защитной зоне.

В соответствии со ст. 15 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды» Правил землепользования и застройки рассматриваемый земельный участок находится в границах ***, санитарно-защитной зоны и зоны затопления.

Согласно проекту планировки территории Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» (за исключением территории ***, площадью 1500 га), земельный участок расположен на территории элемента планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы).

Проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, администрацией города Ульяновска не утверждался.

По сведениям публичной кадастровой карты Росреестра по состоянию на 29.03.2024 рассматриваемый земельный участок либо частично, либо полностью расположен в зонах с особыми условиям использования территории: охранная зона электросетевого комплекса №*** напряжением 110 КВ ОП «Ульяновские электросетевые сети»; зона затопления территорий, прилегающих к *** в границах муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области, затапливаемых при половодьях и паводках 1 % обеспеченности; пятая подзона ***; ***; третья подзона ***; четвертая подзона ***; шестая подзона ***.

Согласно постановлению администрации города Ульяновска от 10.08.2021 №1166 *** – зона размещения производственных объектов IV и V классов опасности (санитарно-защитные зоны до 100 м) основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе: деловое управление, склады, коммунальное обслуживание.

В силу приведенных норм вывод о несоответствии выбранного вида использования земельного участка не может быть признан обоснованным.

Не нашли своего подтверждения и доводы административного ответчика о необходимости получения согласия землепользователей соседних участков, через которые будет обеспечен доступ к испрашиваемому земельному участку с земель общего пользования, поскольку по делу представлены доказательства наличия доступа на земельный участок с бетонной дороги, находящейся в общем пользовании (том1 л.д. 166, 185-187).

Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и правильность выводов суда.

Принятое по делу решение основано на верной оценке представленных доказательств, надлежащем применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31 мая 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.12.2024.