У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2024-003948-85
Судья Алексеева Е.В. Дело №
33а-5542/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
10 декабря 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной
Н.А.,
судей Васильевой Е.В.,
Бахаревой Н.Н.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Чирковой Натальи Михайловны на решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 7 августа
2024 года по делу № 2а –3103/2024, по которому постановлено:
административный иск
Управления Федеральной налоговой
службы по Ульяновской области к Чирковой Наталье Михайловне о взыскании обязательных платежей и санкций
– удовлетворить.
Взыскать с Чирковой Натальи Михайловны, *** года рождения,
уроженки г. Ульяновска, ИНН ***, паспорт серии
***, выдан ***, в пользу Управления
Федеральной налоговой службы по
Ульяновской области задолженность
по транспортному налогу за 2019 год в
сумме 3183 руб., за 2020 год в сумме 3183 руб., за 2021 год в сумме 3183 руб.,
за 2022 год в сумме 3183 руб., пени по
налогу за 2019 год за период с 02.12.2020
по 31.12.2022 в сумме 506,40
руб., по налогу за 2020 год
за период с 02.12.2021 по 31.12.2022 в сумме 436,33 руб., пени на
отрицательное сальдо ЕНС с 01.01.2023 по
18.01.2024 в сумме 1334,19 руб.
Реквизиты для оплаты задолженности: наименование банка
получателя: ***.
Взыскать с Чирковой Натальи Михайловны, *** года рождения,
уроженки ***, ИНН ***, паспорт серии ***, выдан ***, в доход местного бюджета
государственную пошлину в сумме 600,35 руб.
Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия
установила:
Управление федеральной налоговой службы по Ульяновской
области (далее УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным
исковым заявлением к Чирковой Н.М. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование заявленных требований указало о том, что
Чиркова Н.М. состоит на налоговом учете. В установленные законом сроки она не
уплатила транспортный налог за 2019, 2020, 2021, 2022 годы.
В адрес Чирковой Н.М. налоговым органом направлялись
налоговые уведомления: от *** №*** об уплате транспортного налога за 2019
год в сумме 3183 руб.; от *** №***
об уплате транспортного налога за 2020 год в сумме 3183 руб.; от *** №***
об уплате транспортного налога за 2021 год в сумме 3183 руб.; от *** №*** об уплате транспортного налога за 2022
год в сумме 3183 руб. В связи с
неуплатой налога выставлено требование № *** по состоянию на *** об уплате задолженности
в срок до 01.12.2023.
*** мировым судьей судебного участка №3 Ленинского судебного
района г. Ульяновска был вынесен судебный приказ по делу №*** о взыскании с Чирковой Н.М. задолженности по
налогу и пени, который определением
мирового судьи от *** года отменен в связи с подачей возражений Чирковой Н.М.
относительно исполнения судебного приказа.
УФНС Росси по Ульяновской области просило взыскать с
Чирковой Н.М. указанную задолженность
и пени по налогу за 2019 год на сумму 3183 руб. за период с 02.12.2020 по
31.12.2022 в размере 506,40 руб., по
налогу за 2020 год на сумму 3183 руб. за период с 02.12.2021 года
по 31.12.2022 года в сумме 436,33 руб., пени на отрицательно сальдо ЕНС за период с
01.01.2023 года по 18.01.2024 в сумме
1334,19 руб.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Чиркова Н.М. не
соглашается с решением суда, просит его изменить, вынести по делу новое
решение, учитывая пропуск налоговым органом срока обращения за взысканием.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания.
Судебная
коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Административное
исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано
в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об
уплате обязательных платежей и санкций (ч.2 ст.286 КАС
РФ).
Статья 57 Конституции Российской Федерации и
пункт 1 статьи 23 Налогового
кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно
установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок,
установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из пункта 1 статьи 45
Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено
законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть
исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления
налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке,
предусмотренном статьями 69
и 70
Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 70
Налогового кодекса Российской Федерации
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является
основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности
по налогу и предусмотренной
статьей 75 Налогового кодекса Российской
Федерации пени, начисляемой за каждый
календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога,
начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В
силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками
транспортного налога признаются лица, на
которых в соответствии с законодательством Российской Федерации
зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в
соответствии со статьей 358
настоящего Кодекса (автомобили и иные средства).
Налог
подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1
декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 363 НК РФ).
Статьей 75 Налогового кодекса Российской
Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм
налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это
время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый
календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со
следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты
налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Федеральным законом № 263-ФЗ от 14.07.2022 года «О внесении изменений в
части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации»
внесены изменения в положения Налогового Кодекса Российской Федерации, которые вводят
институт Единого налогового счёта с 01.01.2023.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 11.3 Налогового Кодекса Российской Федерации, Единым налоговым
счётом признается форма учёта налоговыми органами: 1) денежного выражения
совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого
налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Единый налоговый счёт ведётся в отношении каждого
физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками,
плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми
агентами.
Единым налоговым платежом признаются денежные средства,
перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых
взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской
Федерации на счёт Федерального казначейства, предназначенные для исполнения
совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика
страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или)
налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом (п.1 ст.11.3 НК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового Кодекса Российской
Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или)
признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми
органами на основании учтённой на едином налоговом счёте налогоплательщика
суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1)
недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего
момента её возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента
возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по
иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента её
возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с
момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6)
проценты; 7) штрафы.
Отрицательное сальдо
ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или)
признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения
совокупной обязанности.
Согласно пункту 3
статьи 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей
юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести
месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Чиркова
Н.М. состоит на налоговом учете, за ней зарегистрирован автомобиль ***,
государственный регистрационный номер ***.
В адрес Чирковой Н.М. налоговым органом направлялись налоговые
уведомления: от *** №*** (л.д. 21) об
уплате транспортного налога за 2019 год в сумме 3183 руб.; от *** №*** (л.д. 23) об уплате транспортного
налога за 2020 год в сумме 3183 руб.; от *** №*** (л.д. 17) об уплате
транспортного налога за 2021 год в сумме 3183 руб.; от *** №*** об уплате транспортного налога за
2022 год в сумме 3183 руб.( л.д. 19).
В связи с неуплатой налога выставлено требование № *** по
состоянию на *** года (л.д. 10) об уплате задолженности в срок до 01.12.2023.
Ввиду неуплаты задолженности по налогу и пен налоговый орган
обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о
взыскании с Чирковой Н.М. задолженности (л.д. 40-42).
*** мировым судьей судебного участка №3 Ленинского судебного
района г. Ульяновска был вынесен
судебный приказ по делу №*** о взыскании с Чирковой Н.М. задолженности по
налогу и пени, который определением мирового судьи от *** отменен в связи с
подачей возражений Чирковой Н.М. относительно исполнения судебного приказа
(л.д. 52).
Удовлетворяя заявленные требования налогового
органа, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не
уплачена задолженность по транспортному налогу и пени; порядок и сроки
взыскания налога и пени по нему налоговым органом соблюдены, проверена
правильность расчета задолженности.
Судебная
коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они основаны на
представленных доказательствах, оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ,
соответствуют нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, сроки для обращения в суд административным истцом не
пропущены.
В соответствии с подпунктом
1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
сальдо ЕНС организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с
учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, в порядке, аналогичном
установленному статьей 11.3 НК РФ на основании имеющихся у налоговых органов по
состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных обязанностей
организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками
сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов,
авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой
налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых
взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов.
Согласно статье
11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином
налоговом счете лица (далее-ЕНС) который ведется в отношении каждого
физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с
использованием единого налогового платежа (далее-ЕНП).
Сальдо ЕНС
представляет собой разницу между общей суммой денежных средств перечисленных и
(или) признаваемых в качестве ЕНП и денежным выражением совокупной обязанности.
В соответствии со
статьей 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в
бюджеты бюджетной системы РФ признается общая сумма недоимок, а также не
уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, страховых взносов и (или)
налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм
налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренных
НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого
лица.
Согласно пункту 1
статьи 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено
налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому
агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо
единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено Кодексом.
Постановлением
Правительства Российской Федерации №500 от 29.03.2023 «О мерах по
урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов,
пеней, штрафов, процентов, установленных НК РФ, в 2023 году» предельные сроки
направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании
задолженности увеличены на 6 месяцев.
Чирковой Н.М.
в сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ и Постановлением Правительства
Российской Федерации №500 от 29.03.2023 было направлено требование об уплате
задолженности № *** от ***,
в котором сообщалось о сумме задолженности с указанием налогов и пеней, а также об обязанности уплатить
в установленный срок - до 01.12.2023 сумму задолженности.
В требовании
указано, что в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного
(уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.
Требование об уплате
задолженности действует с момента его направления и до формирования
положительного или нулевого сальдо ЕНС. Новое требование об уплате
задолженности направляется налогоплательщику только после полного погашения
имеющейся задолженности и формирования нового отрицательного сальдо. В случае
увеличения суммы задолженности налогоплательщика по ранее направленному и не
исполненному требованию о ее уплате направление нового (уточненного) требования
об уплате задолженности действующим законодательством о налогах и с сборах не
предусмотрено.
Требование № *** от
*** Чирковой Н.М. в
установленный срок исполнено не было.
Таким образом, срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа,
и впоследствии срок обращения в суд с административным иском налоговым органом
были соблюдены. Доводы апелляционной жалобы об обратном являются
несостоятельными.
В связи с неуплатой в установленные сроки налога обоснованно суд
взыскал и пени, размер которых на 31.12.2022 определен верно.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с расчетом пени на
отрицательное сальдо в сумме 9604,98 руб. за период с 01.01.2023 по 18.01.2024.
Как видно из материалов дела, отрицательное сальдо состоит из
задолженности по транспортному налогу за 2019, 2020, 2021 годы в сумме 9549
руб. (3183 руб. х ) и из задолженности по налогу на имущество физических лиц в
сумме 55,98 руб. С 02.12.2023 добавлена недоимка за 2022 год в сумме 3183 руб.
Поскольку пени уплачиваются одновременно с уплатой налога, и не был
установлен факт взыскания в установленном порядке задолженности по налогу 55,98
руб., расчет пени, составленный налоговым органом и принятый судом первой
инстанции с учетом этой суммы, является неверным.
При расчете пени на отрицательное сальдо сумма 55,98 руб.
подлежит исключению:
период
|
количество дней
|
сумма налога
|
ставка
|
пени
|
01.01.2023-23.07.2023
|
204
|
9549
|
7,5%
|
487
|
24.07.2023-14.08.2023
|
22
|
9549
|
8,5%
|
59,52
|
15.08.2023-17.09.2023
|
34
|
9549
|
12%
|
129,87
|
18.09.2023-29.10.2023
|
42
|
9549
|
13%
|
173,79
|
30.10.2023-01.12.2023
|
33
|
9549
|
15%
|
157,56
|
02.12.2023-17.12.2023
|
16
|
12 732
|
15%
|
101,86
|
18.12.2023-18.01.2024
|
32
|
12 732
|
16%
|
217,29
|
Итого
|
|
|
|
1326,89
|
Таким образом,
решение суда первой инстанции подлежит изменению со снижением размера пени на
отрицательное сальдо ЕНС с 01.01.2023 по
18.01.2024 с 1334,19 руб. до 1326,89
руб.
Соответственно, подлежит снижению размер государственной
пошлины, взысканной с Чирковой Н.М., до
600,22 руб.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 7 августа
2024 года изменить, уменьшив пени на отрицательное сальдо ЕНС с 01.01.2023 по 18.01.2024
до 1326,89 руб., государственную пошлину – до 600,22 руб., в остальной
части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Чирковой Натальи
Михайловны – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 13.12.2024.