Судебный акт
Взыскание пенсии за прошлый период
Документ от 10.12.2024, опубликован на сайте 18.12.2024 под номером 116040, 2-я гражданская, о признании права на получение государственной пенсии по случаю потери кормильца, взыскании невыплаченной государственной пенсии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-004492-05

Судья Царапкина К.С.                                                                                      Дело № 33-5553/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                  10 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                        Кузнецовой Валентины Васильевны на решение Ленинского районного суда                                 города Ульяновска от 12 августа 2024 года с учетом определения того же суда                            от 17 сентября 2024 года об исправлении описки по делу № 2-3474/2024, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Валентине Васильевне к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании за ней права на получение государственной пенсии по случаю потери кормильца в размере 200% размера социальной пенсии в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» в силу решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 мая 2023 года, взыскании единовременно невыплаченной государственной пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 в размере 1 113 910 руб. 88 коп. отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Кузнецова В.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца в ином размере, взыскании невыплаченной пенсии по случаю потери кормильца. В обоснование иска указала, что она является вдовой умершего *** К*** П.И., бывшего военнослужащего. В период с октября 1987 года по январь 1988 года К*** П.И. выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, являлся инвалидом *** группы с причинной связью: «***». Согласно решению межведомственного экспертного совета федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» от 08.07.2011 причина смерти К*** П.И. связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Заключением федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы Ульяновской области» от 20.10.2021 № *** установлено, что смерть К*** П.И. связана с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (военная травма). На день смерти мужа она достигла пенсионного возраста 55 лет, являлась нетрудоспособной, состояла на его иждивении, являлась и является получателем страховой пенсии по старости. 04.02.2011 она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Засвияжскому району г. Ульяновска с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Однако в назначении пенсии ей было отказано. 25.08.2020 и 24.09.2020 она повторно обратилась к ответчику с письменными заявлениями, в результате чего с 01.09.2020 ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца бессрочно в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 15 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в размере 200% размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 166-ФЗ. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.05.2023 за ней признано право на назначение с 01.03.2011 пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и частью 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (как жене, независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста). На ОСФР по Ульяновской области возложена обязанность назначить и выплатить ей за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 пенсию по случаю потери кормильца (супруга К*** П.И.). Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 24.10.2023 указанное решение суда оставлено без изменения. Однако ОСФР по Ульяновской области решение суда не исполнило в полном объеме, выплатило 27.12.2023 пенсию по случаю потери кормильца единовременно за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 в размере 639 370 руб. 36 коп. исходя из расчета 125% размера социальной пенсии. 05.04.2024 она обратилась к ответчику с письменным заявлением о выплате данной пенсии за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 исходя из расчета 200% размера социальной выплаты, на что получила отказ, с которым не согласна. Просила признать за ней право на получение государственной пенсии по случаю потери кормильца в размере 200% размера социальной пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» в силу решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.05.2023; взыскать с ОСФР по Ульяновской области невыплаченную государственную пенсию по случаю потери кормильца за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 в размере 1 113 910 руб. 88 коп. единовременно в соответствии с действующим законодательством.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кузнецова В.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права. Обращает внимание, что исковые требования о перерасчете размера пенсии за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 она не заявляла, поскольку факт невыплаты государственной пенсии по случаю потери кормильца за указанный выше период установлен решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.05.2023. С заявлением о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 в ОСФР по Ульяновской области она также не обращалась. Полагает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, фактически принял решение по требованиям, не заявленным в иске. Просит учесть, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.05.2023 признан факт ее первичного обращения за пенсией по случаю потери кормильца 04.02.2011, с 01.03.2011 за ней признано право на назначение пенсии по указанному основанию. 04.02.2011 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении социальных и пенсионных выплат по случаю потери кормильца, однако, в нарушение действующего законодательства, пенсионный орган не разъяснил ей права, связанные с пенсионным обеспечением, не указал, какие дополнительные документы необходимы для реализации права на пенсию. Кроме того, по мнению автора жалобы, суд первой инстанции не применил подлежащую применению статью 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», согласно которой сумма пенсии, не полученная пенсионером по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком; пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, согласно которому пенсионный орган обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации; часть 2 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласного которой страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кузнецова В.В., *** года рождения, являлась супругой К*** А.И. (л.д. 10-11, 125).

С 05.05.2004 Кузнецовой В.В. была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которая с 01.01.2015 в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» была преобразована в страховую пенсию по старости.

Согласно справке серии МСЭ-2006 № *** К*** П.И. с 17.12.2007 являлся инвалидом *** группы бессрочно, причина инвалидности «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС» (л.д. 12).

*** К*** П.И. умер (л.д. 13, 132).

Решением экспертного совета ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 08.07.2011 № *** установлено, что причина смерти К*** П.И.: ***, связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д.14).

Из материалов дела следует, что 24.09.2020 Кузнецова В.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении государственной пенсии по случаю потери кормильца за умершего супруга К*** П.И. (л.д. 86-88).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 12.10.2020 Кузнецовой В.В. с 01.09.2020 была назначена государственная пенсия по случаю потери кормильца (вторая пенсия) по нормам подп. 1 п. 4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №166-ФЗ) в размере 200% размера социальной пенсии, предусмотренной подп. 1 п. 1 ст.18 Федерального закона № 166-ФЗ, в сумме 11 212,30 руб. (л.д. 84-85).

Из материалов пенсионного дела Кузнецовой В.В., ответа ОСФР по Ульяновской области на запрос судебной коллегии следует, что на момент принятия решения о назначении Кузнецовой В.В. пенсии по случаю потери кормильца в распоряжении ответчика имелись следующие документы: справка от 26.12.1994 №***, выданная Ленинским районным военным комиссариатом г. Орска о том, что К*** П.И. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в качестве военнообязанного в период с 15.10.1987 по 07.01.1988; выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2006 № *** от 17.12.2007, выданная филиалом № 11 ГБ МСЭ по Ульяновской области, о признании К*** П.И. инвалидом *** группы с причиной «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС»; решение экспертного совета от 08.07.2011 № ***, выданное ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», согласно которому причина смерти К*** П.И. связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 59-62).

24.09.2021 ОСФР по Ульяновской области уведомило Кузнецову В.В. о том, что при проверке выплатного дела установлено, что при назначении истцу государственной пенсии по случаю потери кормильца допущена ошибка; истцу неправомерно установлена государственная пенсия по случаю потери кормильца по нормам военной травмы. Для назначения данного вида пенсии требуется подтверждение причины связи смерти кормильца с военной травмой либо с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с  катастрофой на ЧАЭС. Указанная причина смерти должна быть подтверждена заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, которое истцом в адрес ответчика не предоставлялось. В этом же письме истцу было рекомендовано обратиться в федеральное казенное учреждение медико-социальной экспертизы за заключением о причинной связи смерти супруга с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС, а после получения такого заключения - с заявлением о назначении государственной пенсии по случаю потери кормильца по нормам военной травмы (л.д. 20-21).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 22.09.2021 размер пенсии Кузнецовой В.В. по случаю потери кормильца на период с 01.09.2020 по 31.12.2020 и далее был установлен в размере 7007,69 руб., то есть в размере 125% размера социальной пенсии, предусмотренной подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона № 166-ФЗ. Выплата пенсии в новом размере начала производиться Кузнецовой В.В. с 01.10.2021 (л.д. 62-64).

15.11.2021 Кузнецова В.В. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии по случаю потери кормильца, приложив к нему заключение ФКУ «Главное бюро судебно-медицинской экспертизы по Ульяновской области» от 20.10.2021, которым установлено, что смерть инвалида К*** П.И. связана с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей  военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (л.д. 65-70).

В соответствии с распоряжением ОСФР по Ульяновской области от 16.11.2021 размер пенсии Кузнецовой В.В. с 01.12.2021 был установлен в размере 11 593,52 руб., то есть в размере 200% размера социальной пенсии, предусмотренной подп. 1 п. 4 ст.15 Федерального закона № 166-ФЗ (л.д. 69 (оборот)).

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.05.2023, вступившим в законную силу 24.10.2023, были частично удовлетворены исковые требования Кузнецовой В.В. к ОСФР по Ульяновской области; за Кузнецовой В.В. признано право на назначение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ и ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.191 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; на ОСФР по Ульяновской области возложена обязанность назначить и выплатить Кузнецовой В.В. за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 пенсию по случаю потери кормильца (супруга К*** П.И.) (л.д. 74-79).

Материалами дела подтверждено, что на основании указанного решения суда решением ОСФР по Ульяновской области от 27.11.2023 Кузнецовой В.В. с 01.03.2011 была назначена государственная пенсия по случаю потери кормильца в размере 125% размера социальной пенсии – 3603,14 руб. (л.д. 80).

23.12.2023 Кузнецовой В.В. была выплачена сумма пенсии за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 в размере 639 370,36 руб.

Указанным выше решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.05.2023 установлено, что пенсия по случаю потери кормильца не была назначена истцу с момента первого обращения по вине ответчика, не разъяснившего истцу право на получение пенсии по случаю потери кормильца и обладавшего необходимыми для этого документами.

Кузнецова В.В., ссылаясь на то, что имеет право на пенсию по случаю потери кормильца в размере 200% размера социальной пенсии с 01.03.2011, однако за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 указанная пенсия ей выплачена в меньшем размере, обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что заключение медико-социальной экспертизы от 20.10.2021, которым была установлена причинная связь смерти К*** П.И. с катастрофой на Чернобыльской АЭС, впервые было представлено Кузнецовой В.В. ответчику только 15.11.2021, в связи с чем перерасчет пенсии истца обоснованно произведен ответчиком с 01.12.2021.

Однако, данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, сделан без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене. 

Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ) установлено, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 данного Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 этого Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 этого Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 данного Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (подп. 4 п. 3 ст. 3).

Пенсия по случаю потери кормильца относится к числу пенсий по государственному пенсионному обеспечению (подп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона № 166-ФЗ).

Статьей 8 Федерального закона № 166-ФЗ установлено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (пункт 1).

Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона № 166-ФЗ определено, что в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, гибели (смерти) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, либо наступления смерти после окончания пребывания в добровольческих формированиях вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период пребывания в добровольческих формированиях, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членами семьи признаются отец, мать и супруг погибшего (умершего) кормильца (за исключением лиц, указанных в подпунктах 4 и 6 настоящего пункта), если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами (подпункт 3).

Статья 10 Федерального закона называет условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей

Так, в соответствии с п. 1 указанной статьи Федерального закона № 166-ФЗ право на пенсию в соответствии с данным Федеральным законом имеют: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы (подп. 1); граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подп. 2); граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (подп. 3).

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ членам семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 1 данной статьи, назначается пенсия по случаю потери кормильца независимо от продолжительности трудового стажа умершего кормильца.

Согласно подп. 1 п. 4 ст. 15 Федерального закона № 166-ФЗ пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, членам семей граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца; пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 данного Федерального закона.

Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 1 пункта 2 данной статьи.

В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, гарантируется назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте): супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

Пунктом 38 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н (далее – Перечень № 958н), действовавшего  до 01.01.2022, было установлено, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания, в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 36, 37 данного перечня, для подтверждения условий, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», необходимы документы: подтверждающие причину гибели (смерти) военнослужащего (пункт 3 статьи 8, пункт 4 статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») (подп. «а»); подтверждающие, что смерть бывшего военнослужащего наступила вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы (пункт 3 статьи 8, пункт 4 статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») (подп. «б»); подтверждающие период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») (подп. «в»); подтверждающие, что вдова военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступила в новый брак (подпункт 6 пункта 3 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») (подп. «г»).

Пунктом 39 Перечня № 958н предусматривалось, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца из числа граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 36, 37 данного перечня, для подтверждения условий, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», необходимы документы: подтверждающие, что умерший кормилец получил или перенес лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы (подпункты 1, 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»); подтверждающие, что умерший кормилец признавался инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») (подп. «б»); подтверждающие, что умерший кормилец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (подпункт 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») (подп. «в»); подтверждающие, что умерший кормилец пострадал в результате других радиационных или техногенных катастроф (подпункт 12 пункта 1 статьи 10, пункт 3 статьи 17 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») (подп. «г»); о трудовом стаже умершего кормильца (пункт 4 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») (подп. «д»).

Причина смерти бывших военнослужащих вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии (п. 95 Перечня № 958н).

Причина смерти лица, пострадавшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы (п. 96 Перечня № 958н).

Аналогичные по сути положения установлены действующим в настоящее время перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты населения от 04.08.2021 № 538Н.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова», далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П).

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П).

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчета кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении».

Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан»).

Также действующим законодательством в области пенсионного обеспечения установлено, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Из изложенных выше фактических обстоятельств дела следует, что при обращении Кузнецовой В.В. за назначением пенсии в 2020 году ОСРФ по Ульяновской области истцу была назначена пенсия по случаю потери кормильца с 01.09.2020 по нормам подп. 1 п. 4 ст. 15 Федерального закона № 166-ФЗ в размере 200% размера социальной пенсии в сумме 11 212,30 руб. (л.д. 84-85).

При этом имевшихся в распоряжении ответчика документов было достаточно для назначения пенсии в указанном размере. Каких-либо документов у истца затребовано не было, а равно Кузнецовой В.В. не было указано на необходимость предоставления дополнительных документов и сведений, в том числе заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы о причине смерти супруга.

Пенсию по случаю потери кормильца в размере 200% социальной пенсии Кузнецова В.В. получала на протяжении года, до момента ее пересмотра ответчиком по собственной инициативе в сторону уменьшения, а именно до 01.10.2021, когда Кузнецовой В.В. и было указано на необходимость представления заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы о причине смерти супруга.

Заключением ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» от 20.10.2021 была установлена причина смерти инвалида К*** П.И. (супруга истца) в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС, и фактически подтверждено право Кузнецовой В.В. на получение пенсии по случаю потери кормильца в размере 200% размера социальной пенсии.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25.05.2023 за Кузнецовой В.В. признано право на назначение пенсии по случаю потери кормильца с момента первоначального обращения, то есть с 01.03.2011, когда указанного выше Перечня документов, необходимых для установления в том числе пенсии по государственному пенсионному обеспечению от 28.11.2014 №958н, на который ссылался ответчик и суд первой инстанции, отказывая в иске, не существовало.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что Кузнецова В.В. имеет право на пенсию по случаю потери кормильца в размере 200% социальной пенсии с 01.03.2011.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с расчетом сумм пенсии, произведенным истцом.

Из материалов дела, сведений, представленных ОСФР по Ульяновской области в суд апелляционной инстанции, следует, что общий размер пенсии Кузнецовой В.В. за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 исходя из 200% социальной пенсии составляет 1 022 993,16 руб. ((5765,02 руб. (с 01.03.2011 по 31.03.2011)+(6357,08 руб.х12 мес.– с 01.04.2011 по 31.03.2012)+(7253,42 руб.х12 мес. – с 01.04.2012 по 31.03.2013)+(7384,70 руб.х12 мес. – с 01.04.2013 по 31.03.2012)+(8647,48 руб.х12 мес. – с 01.04.2014 по 31.03.2015)+(9538,18 руб.х12 мес. – с 01.04.2015 по 31.03.2016)+(9919,70 руб.х12 мес. – с 01.04.2016 по 31.03.2017)+(10 068,50 руб.х12 мес. – с 01.04.2017 по 31.03.2018)+(10 360,48 руб.х12 мес. – с 01.04.2018 по 31.03.2019)+(10 567,68 руб.х12 мес. – с 01.04.2019 по 31.03.2020)+(11 212,30 руб.х5 мес. – с 01.04.2020 по 31.08.2020)

Материалами дела подтверждено и истцом не оспаривалось за указанный спорный период в соответствии с решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.05.2023 ей выплачено 639 370,36 руб.

Таким образом, сумма задолженности ответчика перед истцом по выплате пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 составляет 383 622,80 руб. (1 022 993,16 руб. – 639 370,36 руб.).

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение, которым исковые требования Кузнецовой В.В. к ОСФР по Ульяновской области удовлетворить частично; признать за Кузнецовой В.В. право на пенсию по случаю потери кормильца за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 в размере 200% размера социальной пенсии в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»; обязать ОСФР по Ульяновской области произвести Кузнецовой В.В. доплату пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 в размере 383 622,80 руб.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 августа 2024 года с учетом определения того же суда от 17 сентября 2024 года об исправлении описки отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Кузнецовой Валентины Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать за Кузнецовой Валентиной Васильевной право на пенсию по случаю потери кормильца за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 в размере 200% размера социальной пенсии в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области произвести Кузнецовой Валентине Васильевне, *** года рождения, СНИЛС ***, доплату пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.03.2011 по 31.08.2020 в размере 383 622,80 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.12.2024.