Судебный акт
О признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации
Документ от 03.12.2024, опубликован на сайте 24.12.2024 под номером 116015, 2-я гражданская, о признании ненадлежащими условий содержания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2023-003421-89

Судья Земцова О.Б.                                                                      Дело № 33а-4715/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            3 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Пономаренко Романа Сергеевича на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 29 ноября 2023 года, с учетом определения того же суда от 21 мая 2024 года об исправлении описки, по делу № 2а-2955/2024, по которому постановлено:          

административный иск Пономаренко Романа Сергеевича удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания  Пономаренко Романа Сергеевича под стражей, а именно, содержание  в помещении, имеющим признаки поражения стен грибком.

В удовлетворении административных исковых требований Пономаренко Романа Сергеевича к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области,  Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», начальнику Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Бобровскому Станиславу Викторовичу о признании действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания, в остальной части, отказать.                     

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области – Рабани Д.Г.,   полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

Пономаренко Р.С. обратился в суд с административным иском к                 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области о признании действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.

В обоснование требований указал, что с 06.09.2023 по 15.09.2023 при этапировании его из ФКУ ИК № 10 УФСИН России по Ульяновской области в        ФКУ СИЗО-1 он содержался в камере № 108 на внутреннем посту № 1 первого этажа режимного корпуса № 1 (карантинного отделения).

Условия содержания в камере № 108 полностью не соответствовали требованиям к условиям содержания осужденных, предусмотренных ч.3, ч.7 ст. 76 УИК РФ.

Администрация ФКУ СИЗО-1 не обеспечила его горячей водой для обеспечения гигиенических мероприятий (умывание, чистка полости рта, мытье посуды) в нарушение требований закона, что создавало неудобства, негативно влияло на его здоровье. Кроме того, температура воздуха в камере № 108, где он находился, составляла около +12-15 градусов, была некомфортной. В камере отсутствовали стекла в оконных проемах, которые были демонтированы еще летом. Низкая температура в камере вызвала у Пономаренко Р.С. чувство дискомфорта, что повлекло заболевание ОРВИ. Администрация ФКУ СИЗО-1 должна была обеспечить осужденных и заключенных оптимальной температурой в камере, которая является спальным местом (+20+25 градусов). 

Также в камере № 108 имелись дефекты - повреждения стен, потолка и покрытия полов, в камере имелись признаки поражения стен и потолка грибком и плесенью, следы протечек на стенах и потолке. Штукатурка и камни осыпались со стен и потолка прямо на голову, в том числе и во время сна.

Такие условия содержания являются негуманными, поскольку ставят здоровье и жизнь административного истца в опасность  заболевания грибковыми инфекциями и поражением легких, что является нарушениями со стороны СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области условий содержания.

В камере № 108 имеется 1 санитарный узел (туалет), который должным образом не изолирован от основного помещения камеры, где заключенные и осужденные спят и принимают пищу, что исключает приватность при отправлении естественных нужд, а высота потолка в туалете составляет не более 1,5 м, что при его росте около 1,85 м делает затруднительным. Такое расположение и обустройство санитарного узла (туалета) является негуманным и нарушает условия его содержания.

В самой камере (на полу, в туалете) имелись паразиты (крысы, мыши и другие), администрация ФКУ СИЗО-1 не принимала никаких мер для санитарной обработки камер в целях их уничтожения. Отсутствие мер санитарно-профилактических мероприятий со стороны администрации СИЗО-1 ставило под угрозу здоровье административного истца.

Стол в камере № 108  рассчитан на прием пищи одновременно максимум  человек (при нахождении в камере 12 человек), что в свою очередь препятствует своевременному принятию им пищи, поскольку приходилось ждать, пока поедят другие осужденные, и, соответственно, нарушены условия его содержания.

По прибытию в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области он (Пономаренко Р.С.) не был обеспечен постельной группой. В частности, ему не  были выданы 2 простыни, наволочка, в результате чего ему пришлось спать без постельного белья, что создавало дискомфорт во время сна и ощущение собственной неполноценности, что в свою очередь является нарушением условий его содержания. Кроме того, и днем и ночью под окном камеры № 108 постоянно громко лаяли собаки, поскольку там находится вольер, что препятствовало нормальному сну.

Таким образом, во время его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, администрация учреждения допустила нарушение условий  содержания Пономаренко Р.С., которые до настоящего времени не устранены.

Просил признать несоответствующими законодательству и незаконными действия (бездействия) администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания в камере № 108, расположенной на внутреннем посту № 1 режимного корпуса № 1, в частности: отсутствие теплой воды, отсутствие окон, низкая температура воздуха, отсутствие надлежащего ремонта, наличие грибка и плесени на стенах и потолке, отсутствие приватности и необходимой высоты туалета, наличие крыс и мышей, невыдача постельного белья по прибытию, невозможность нормально спать; взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере                300 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России, начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Бобровский С.В., в качестве заинтересованных лиц – Министерство финансов РФ в лице УФК по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Пономаренко Р.С. не соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении его требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 300 000 руб., просит в данной части решение отменить и удовлетворить его требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает на несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда. Считает, что данный вывод суда противоречит    ч.1 ст.12.1 УИК РФ. Нарушение административным ответчиком условий его содержания в части санитарно-гигиенических норм могло отрицательно сказаться на его здоровье, в связи с чем считает свои права нарушенными, а требования о взыскании компенсации подлежащими удовлетворению. 

В судебное заседание  другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.227.1 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации  лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч.1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5 ст.227.1 КАС РФ).

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требование административного истца об оспаривании решения, действия (бездействия) в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Пономаренко Р.С. осужден 19 апреля 2019 г. Евпаторийским городским судом Республики Крым по          п. «б» ч.4 ст.132, п. «б» ч.3 ст. 242, ч.3 ст. 135, ч.3 ст. 69 УК РФ к 6 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 11 февраля 2020 г.

6 сентября 2023 г. Пономаренко Р.С. прибыл  в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области из ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области для направления в распоряжение УФСИН России по Республике Адыгея.

19 сентября 2023 г. убыл в распоряжение УФСИН России по Республике Адыгея.

В период пребывания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области административный истец содержался в камере № 108.

Согласно справке ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области камера № 108 расположена на внутреннем посту № 1 первого этажа режимного корпуса № 1. Системы холодного водоснабжения и канализации в данной камере находятся в исправном состоянии. Камеры внутреннего поста №1 оснащены принудительной приточной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии.

Общая площадь камеры № 108 составляет 45,9 кв. м, жилая площадь составляет 44,3 кв. метров. Камера рассчитана на 11 человек, исходя из 4 кв. м на одного человека. Имеется два окна с форточкой, что обеспечивает доступ свежего воздуха. Полы камеры оснащены деревянным настилом.

В данной камере напольная чаша и умывальник размещаются в кабине с дверью изолированной перегородкой из кирпича и сотового поликарбоната до потолка, что обеспечивает приватность при отправлении естественных нужд

Камера № 108 оборудована согласно Нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01 Минюста России) от 2001 года и Приказа Минюста России № 512 от 27.07.2006 года «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»: двухъярусными кроватями типа КДК 1-1-6 штук; столом и скамейками для приема пищи; шкафами для хранения продуктов питания; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену камеры; подставкой под бак для питьевой воды; баком для питьевой воды; урной для мусора; радиодинамиком; светильниками дневного света - 2 шт. и ночного света - 1 шт.; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; кнопкой вызова представителя администрации; розеткой электрической - 1 штука; напольной чашей; умывальником; предметами для уборки камеры.

Камера № 108 оборудована столом длиной 2,34 м и скамейками общей длиной 4,68 м для приема пищи, что позволяет разместиться всем лицам при приеме пищи, исходя из нормы 0,40 м на одного осужденного.

Согласно протоколам измерений № *** от *** от              *** г., составленным ***, параметры микроклимата (температура воздуха, скорость движения воздуха, относительная влажность) в камере № 108 соответствовали требованиям СанПИН 2.1.3684-21 «Санитарные-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских  сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».

Отсутствие централизованного водоснабжения горячей водой в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось.

Здания режимных корпусов № 1 и № 2 были возведены в 1839 году и в 1977 году в связи с чем система горячего водоснабжения камер расположенных в указанном корпусе не предусмотрена конструктивной особенностью.

Для обеспечения подозреваемых и обвиняемых осужденных горячей водой в пищеблоке учреждения имеются два котла электрические объемом 150 литров.

Для санитарно-гигиенических нужд и мытья посуды холодную воду в камерах подогревают кипятильниками. 

Подозреваемые и обвиняемые могут иметь и хранить при себе, получать в посылках и передачах, приобретать по безналичному расчету в магазине *** при ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области электрокипятильники бытовые заводского изготовления. Кроме того, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются по заявлению лиц, содержащихся в учреждении с учетом потребности.

Согласно камерной карточке Пономаренко Р.С. в  период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области он обеспечивался постельными принадлежностями: матрацем, подушкой и одеялом. От получения наволочки и простыней, тарелки, кружки и ложки административный истец отказался, о чем сотрудниками учреждения составлен акт.

ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области были заключены государственные контракты от *** г. № *** с *** и от *** г. № *** с *** на проведение профилактических мероприятий по улучшению санитарно-гигиенической обстановки (дезинсекцию и дератизацию). 24 марта 2023, 2 июня 2023 г., 9 июня 2023 г., 14 августа 2023 г.,          24 октября 2023 г., 15 ноября 2023 г., 24 ноября 2023 г. была произведена обработка учреждения.

В соответствии с п.26 приказа Минюста России № 152 дсп от 31 июля 2019 г. «Об утверждении Порядка осуществления охраны следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов уголовно-исполнительной системы» в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области осуществляется патрулирование внутренней запретной зоны по тропе наряда специалистом кинологом со служебной собакой согласно установленного графика. Тропа наряда расположена на всех участках периметра охраняемого объекта, в том числе напротив окон режимных корпусов № 1  и № 2 учреждения.

Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от ***, вступившим в законную силу ***,  были удовлетворены исковые требования прокурора, на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области возложена, в том числе, обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по приведению помещений камер, коридоров постов и прогулочных двориков, карцеров №№ 2, 5-7, в соответствие с требованиями пункта  2.7 СП 2.1.3678-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44; в случае отсутствии и (или) недостаточности у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для выполнения возложенных обязанностей на ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность обеспечить необходимое финансирование ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области для выполнения указанных мероприятий.

Разрешая административные исковые требования Пономаренко Р.С. и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции исходил из того, что условия содержания Пономаренко Р.С. в камерном помещении № 108 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по  Ульяновской области не соответствовали требованиям закона и нормативно-правовым актам, регламентирующих деятельность исправительного учреждения, в части наличия в  камере признаков поражения стен грибком, что создает угрозу здоровью содержащихся в камере лиц, следовательно, не может быть отнесено судом к несущественным отклонениям от таких требований.

В остальной части указанных административным истцом нарушений суд пришел к выводу, что условия содержания соответствовали требованиям закона и нормативно-правовым актам, регламентирующих деятельность исправительного учреждения.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в силу ст.21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ч.1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ч.2).

В п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).

В названном пункте Пленум Верховного Суда Российской Федерации обращает внимание, что, учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации  меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).

Учитывая наличие в помещении № 108 грибковых образований, суд пришел к обоснованному выводу о бездействии административного ответчика, допустившего нарушение условий содержания административного истца.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, поскольку сводятся к иной оценке обстоятельств дела, что не может повлечь отмену правильного по сути решения суда.

Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами. Нарушений норм материального процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда является  законным и обоснованным, отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 29 ноября    2023 года, с учетом определения того же суда от 21 мая 2024 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Пономаренко Романа Сергеевича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 10.12.2024.