Судебный акт
Оспаривание отказа во включение в список детей-сирот для предоставления жилого помещения
Документ от 03.12.2024, опубликован на сайте 24.12.2024 под номером 115984, 2-я гражданская, о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-003514-29

Судья Кузнецова О.В.                                                                  Дело № 33а-5396/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            3 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ивановой Юлии Станиславовны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 июля 2024 года по делу № 2-3126/2024, по которому постановлено: 

в удовлетворении исковых требований Ивановой Юлии Станиславовны к Министерству социального развития Ульяновской области о возложении обязанности включить в список детей – сирот и детей, оставшихся для попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области,  отказать.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя  Министерства социального развития Ульяновской области – Наумовой В.И., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

Иванова Ю.С. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности включить в список детей – сирот и детей, оставшихся для попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.

В обоснование требований указала, что Иванова Ю.С., *** года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Её мать *** умерла ***, отец *** лишен родительских прав ***. Истица являлась опекаемой Обручниковой А.Ф. (бабушки). По месту регистрации *** истица не проживает с 18 лет.

В момент наступления своего совершеннолетия истица обратилась в отдел опеки и попечительства Заволжского района г.Ульяновска по вопросу оформления документов на получение жилого помещения, где ей пояснили, что этим должен заниматься опекун.

Опекун отказал в ей помощи, в связи с чем она обратилась с письмом к Президенту, на которое получила письмо с разъяснением права обратиться с заявлением в Министерство социального развития Ульяновской области (далее – Министерство). Обратившись в Министерство, истица получила отказ, который был утерян. В силу своей неопытности этот вопрос остался нерешенным.

В ноябре 2023 года она повторно обратилась в Министерство с заявлением о включении её в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на что получила отказ.

Проживать по месту прописки она не может в связи с плохими отношениями с жильцами квартиры, с которыми не общается более двух лет. В трехкомнатной квартире прописаны 5 человек, проживают трое взрослых и трое детей, один из которых является инвалидом. В скором времени в квартире будет проживать ее дядя, который вернется из тюрьмы. Истица замужем, проживать с таким количеством людей не может. Данная квартира не приватизирована, какого-либо права на неё истица не имеет. В связи с этим ей приходится снимать квартиру.

Просила суд включить её в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к данной категории и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены УМС администрации г.Ульяновска, администрация г.Ульяновска, Обручникова А.Ф., Савельев М.В.,  Солдаткин Д.В.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Иванова Ю.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения искового заявления по причине пропуска срока на обращение с заявлением о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Обращает внимание, что она пыталась воспользоваться данным правом до достижения возраста 23 лет. Ее опекун бабушка вовремя не подала документы на включение ее в список детей-сирот. Ссылается на бездействие органов опеки и попечительства, которые не осуществляли помощь в реализации прав истца на обеспечение жилым помещением. Указывает на невозможность проживания в квартире, в которой она зарегистрирована по причине большого количества проживающих в ней лиц и отсутствия доступа в нее.

Просит учесть невозможность реализации права Ивановой Ю.С. на приватизацию данной квартиры, поскольку она не сможет получить согласие всех зарегистрированных в ней лиц.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением от 14.10.2024 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебное заседание  другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В Ульяновской области действует Закон от 21.12.2012 №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

Статьей 2 названного закона регламентировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в случае если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Указанное право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Иванова Ю.С. (ранее ***) ***, относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её мама *** умерла ***, папа *** лишён родительских прав ***

Постановлением главы администрации Заволжского района г.Ульяновска от *** № *** опекуном над Афанасьевой Ю.С. была назначена ее бабушка - Обручникова А.Ф.

Иванова Ю.С. с 04.02.1998 и по настоящее время зарегистрирована по адресу: ***, до 18-летного возраста фактически проживала в указанной квартире. 

Согласно ордеру № *** от *** указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности.

В собственности истца жилых помещений не имеется.

06.02.2020 комиссия по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях (далее – комиссия) рассмотрела заявление Афанасьевой Ю.С., в котором она просила установить факт невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: ***. На момент обращения с заявлением истице было 22 года. Комиссия установила следующее.

Согласно выписке ООО «РИЦ - Ульяновск» из имеющихся учётов ОРУГ и лицевого счёта № *** от 30.01.2020 в муниципальном жилом помещении по адресу: *** общей площадью 62,9 кв.м, зарегистрированы 5 человек. Следовательно, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составляет 12,6 кв.м, что превышает учётную норму 12 кв.м, установленную решением Ульяновской городской думы от 13.07.2005 № 136.

На данном основании было принято решение от *** об отказе  Афанасьевой Ю.С. в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Разъяснено право обжаловать решение в судебном порядке (л.д.38).

Решение Комиссии об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении истицей не обжаловалось.

22.01.2021 Ивановой Ю.С. исполнилось 23 года. До указанного времени она не обращалась в компетентные органы с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также в комиссию по установлению факта невозможности проживания.

13.11.2023 в возрасте 25 лет Иванова (***) Ю.С. обратилась в Министерство с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Распоряжением Министерства от *** Ивановой Ю.С. было отказано во включении  ее в список на том основании, что на момент обращения с заявлением исполнилось 25 лет, следовательно,  она не относится к категории лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Закона №159-ФЗ, которым предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.69).

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уважительных причин, свидетельствующих о невозможности реализовать истцом свое право на обращение в уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска Ивановой Ю.С. отказал.

С такими выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются как не основанные на законе и материалах дела.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, при разрешении настоящего спора, связанного с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Между тем, Ивановой Ю.С. не названо причин, по которым она не обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обращаясь в Комиссию в 2020 году, в возрасте 22 лет, истица не просила включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением.

Доказательств наличия каких-либо препятствий в обращении о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», до достижения ею возраста 23 лет истцом не предоставлено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, с достижением возраста 23 лет граждане из числа детей-сирот, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом              №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Доводы о невозможности проживания в квартире, в которой она зарегистрирована, по причине большого количества фактически проживающих в ней лиц и отсутствия доступа в нее, какими-либо объективными данными не подтверждаются. Иванова Ю.С. в ходе судебного разбирательства указала, что по достижении ею возраста 18 лет добровольно выехала из занимаемого жилого помещения. Фактов причинения ей препятствий в доступе в указанную квартиру и запрета на проживание в ней со стороны других жильцов квартиры не установлено.

Утверждение заявителя жалобы о невозможности реализации права на приватизацию квартиры ввиду отсутствия согласия всех зарегистрированных в ней лиц носит характер предположения. Более того, данное обстоятельство не является предметом рассмотрения по настоящему спору.

Каких либо доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит. Безусловных оснований для отмены решения не имеется. Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивановой Юлии Станиславовны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 09.12.2024.