У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-***-2008г. Судья Балуков А.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 ноября 2008 года г.Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Николаевой
Р.И., Кинчаровой О.Е.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Новоспасском районе Ульяновской области на решение Новоспасского районного
суда Ульяновской области от 08 октября 2008 года, по которому постановлено:
Исковые
требования Т*** А*** В*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение ) в Новоспасском районе
Ульяновской области удовлетворить.
Обязать
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новоспасском
районе Ульяновской области включить Т***
А*** В*** в специальный медицинский стаж период работы с 19.05.1982 года по
11.09.1992 года в должности старшей медицинской сестры в детском комбинате ***
г. Т*** Республики Узбекистан, и
назначить Т*** А*** В*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной
деятельности по охране здоровья населения с 21 июля 2008 года.
Заслушав доклад судьи
Кинчаровой О.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Т*** А.В. обратилась
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новоспасском
районе Ульяновской области об обязании включить
в специальный стаж работы для назначения
досрочной трудовой пенсии по старости
период работы с 19.05.1982 по 11.09.1992 в должности старшей медицинской
сестры в штате детского комбината № *** К*** района г.Т*** Республики Узбекистан, обязании
назначить указанную пенсию с момента обращения к ответчику. При этом она указала, что ответчик своим
решением от 11.08.2008 отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия
требуемого медицинского стажа, не засчитав вышеуказанный период. Она считает
данный отказ неправомерным, указывая, что по всем обязанностям выполняемой ею
работы она подчинялась и отчитывалась
медицинскому учреждению – поликлинике № *** К*** райздравотдела г. Т***, на нее
распространялись все предписания и указания райздравотдела, она выполняла
именно медицинскую работу.
Рассмотрев спор, суд
принял приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новоспасском
районе Ульяновской области не
соглашается с решением суда, считая его незаконным, просит решение отменить и в
иске отказать в полном объеме по следующим основаниям. Суд применил закон, не
подлежащий применению, а именно: Постановление Совета Министров от 17.12.1959 №
1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства». Данное постановление утратило силу с 01.10.1993. Ни
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, ни постановлением Совмина
РСФСР от 06.09.1991 № 464 включение в специальный стаж для назначения досрочной
трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности не
предусмотрено. В соответствии с указанными нормативными актами данная работа
подлежит включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с
педагогической деятельностью. В п.3 постановления № 464 от 06.09.1991г. делалась оговорка, что
за теми работниками, которые ранее имели право на пенсию за выслугу лет, но не
предусмотрены новым Списком, сохраняется право на назначение пенсии на условиях
и в порядке, действовавшем до введения в действие закона «О государственных
пенсиях в РФ». Право на включение в специальный стаж периода работы в должности
старшей медицинской сестры в детском комбинате могло быть у истицы только
в том случае, если бы на момент действия Списков от 17.12.1959 года она
отработала весь требуемый для назначения пенсии медицинский стаж – 30 лет – в
соответствии с условиями, которые устанавливались Постановлением № 1397. Истица
на 01.10.1993 не имела необходимого специального стажа для назначения досрочной
трудовой пенсии.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации (государственное учреждение) в Новоспасском районе Ульяновской
области, выслушав пояснения представителя ответчика З*** М.А., судебная
коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст.347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Согласно ст.ст.12,
55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела,
всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы
сторон.
Материалами дела
установлено, что Т*** А.В. в период с 19.05.1982
по 11.09.1992 работала в должности старшей медицинской сестры детского комбината № *** К*** РОНО г.Т***
Республики Узбекистан. Истица 21.07.2008 обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Новоспасском
районе Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как
лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных
прав граждан при УПФ РФ в Новоспасском районе от 11.08.2008 истице было
отказано в назначении указанной пенсии со ссылкой на отсутствие требуемого
медицинского стажа 30 лет, не был засчитан в специальный стаж для назначения указанной
льготной пенсии период работы с 19.05.1982 по 11.09.1992 в должности старшей медицинской
сестры детского комбината № *** К***
РОНО г.Т*** Республики Узбекистан.
Положения статьи 6
(части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55
(части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность
и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного
обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих
правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего
поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего
законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционным
Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П была
высказана позиция, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до
введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в
соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации,
действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной
категорией лиц.
Согласно ч.3
Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении
Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на
пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья
населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу
лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу,
дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по
охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.
Согласно п.3 названного
Постановления Совета Министров РСФСР за другими работниками учреждений здравоохранения
и санитарно-эпидемиологических учреждений сохраняются условия и порядок назначения
пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных
пенсиях в РСФСР».
Судом первой
инстанции правомерно в решении указано, что в
период работы Т*** А.В. старшей медицинской
сестрой детского комбината № *** К***
РОНО г.Т*** Республики Узбекистан с
19.05.1982 по 11.09.1992 действовал
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на
пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17
декабря 1959 года № 1397, в соответствии
с которым к должностям, дающим право на
назначение пенсии за выслугу лет, отнесены медицинские сестры, работающие в
детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах.
Суд первой инстанции,
принимая во внимание то, что детский
комбинат в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного
хозяйства, утвержденным Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР
01.01.1976 являлся дошкольным воспитательным учреждением, пришел к
обоснованному выводу о том, что истица имеет право на зачет указанного периода
работы старшей медицинской сестры детского комбината в специальный стаж. То
обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную
пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с
работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше,
не должно нарушать ее право.
Иное толкование и
применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права на социальное обеспечение.
При таких
обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно было принято решение об
обязании ответчика включить Т*** А.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной
трудовой пенсии по старости, период работы старшей медицинской сестры детского комбината № *** К*** РОНО г.Т***
Республики Узбекистан с 19.05.1982 по
11.09.1992.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы УПФ РФ
(ГУ) в Новоспасском районе Ульяновской области не подлежит.
Нарушений норм
процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения
суда, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь
ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Новоспасского
районного суда Ульяновской области от 08 октября 2008 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственного учреждения) в Новоспасском районе Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: