У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0006-01-2023-000176-62
Судья Гаврилова
Е.И.
Дело № 33а-5163/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
14 ноября 2024 года
Судья Ульяновского
областного суда Буделеев В.Г., рассмотрев представление прокурора Барышского
района Ульяновской области на определение Барышского городского суда
Ульяновской области от 23 августа 2024 года об отсрочке исполнения решения суда
по делу № 2а-205/2023,
установил:
администрация
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области обратилась в
суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
В обоснование
заявления указано, что решением Барышского городского суда Ульяновской области от
21.04.2023, на администрацию муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области возложена
обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить
финансирование муниципального общеобразовательного учреждения «Основная
общеобразовательная школа имени академика А.Ф.Трёшникова с.Павловка»
муниципального образования «Барышский
район» Ульяновской области средствами для проведения мероприятий по оснащению
здания, расположенного по адресу: ***, системой оповещения и управления
эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения
работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о
потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в
соответствии с пп.«д» п.24 Постановления Правительства Российской Федерации
№1006 от 02.08.2019.
Решение суда
вступило в законную силу 29.08.2023.
В настоящее время
исполнить решение суда не представляется возможным в связи с системным дефицитом денежных средств в
бюджете МО «Барышский район».
Заявитель указал на
значительный объем кредиторской задолженности по обязательным платежам, налогам
и сборам, исполнению решений Арбитражного суда, по уплате штрафных санкций,
наложенных ОСП по Барышскому району и судами, составляющей в сумме более 100
млн. рублей, на наличие вынесенных Барышским городским судом аналогичных
решений по 25 образовательным учреждениям.
Указал, что на
основании Соглашения от 25.12.2023 о предоставлении субсидии бюджету МО «Барышский район» из областного бюджета
Ульяновской области запланировано обеспечение финансирования проведения данных
работ в отношении всех образовательных учреждений Барышского района в течение
2025 года. При этом для выполнения этих работ необходимо дополнительное время
для подготовки закупочной документации и заключения контракта.
Просил учесть,
что по двум образовательным учреждениям
(в *** и в ***) аналогичные решения суда уже исполнены в полном объеме, что, по
мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии бездействия и вины с его
стороны.
Кроме того указал,
что заявление о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда
подается заявителем впервые.
Заявитель просил
предоставить отсрочку исполнения решения суда до 31.12.2025.
Определением
Барышского городского суда от 23.08.2024 указанное заявление удовлетворено,
администрации МО «Барышский район» предоставлена отсрочка исполнения решения
суда до 01.04.2025.
Не согласившись с
определением суда, прокурор Барышского района подал представление, в котором
просил определение суда отменить.
В обоснование
представления прокурор указал, что судом не принята во внимание длительность
неисполнения решения суда (более 12 месяцев) и отсутствие исключительных
обстоятельств для предоставления отсрочки. Администрацией района не указаны
конкретные мероприятия и принимаемые меры в целях исполнения решения суда.
Обращает внимание, что ссылка на запланированное обеспечение финансирования
проведения данных работ в отношении всех образовательных учреждений в течение
2025 года на основании Соглашения от 25.12.2023 не свидетельствует о реальном
действительном выделении денежных средств для проведения указанных работ.
В возражениях на
представление прокурора администрация МО «Барышский район» Ульяновской области
просит определение суда оставить без изменения, а представление прокурора – без
удовлетворения.
В соответствии с
ч.2, ч.2.1 ст.315 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации частная жалоба рассматривается судьей суда апелляционной инстанции
единолично без извещения лиц, участвующих в деле, и без проведения судебного
заседания.
Изучив материалы
дела, доводы представления, проверив правильность применения судом норм
материального и процессуального права, не нахожу оснований к отмене обжалуемого
определения.
Согласно ч.1 ст.189 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело,
в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного
пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других
обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить
способ и порядок его исполнения.
Основанием для
отсрочки, рассрочки исполнения судебного решения являются предоставленные
заявителем доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, затрудняющих
исполнение судебного постановления.
В п.25 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства
при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного
производства» разъяснено, что основаниями для предоставления отсрочки или
рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на
момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником
исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких
оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих
значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться
тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие
исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки
судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и
должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал
требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа
гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том
числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Судом установлено и
материалами дела подтверждено, что решением Барышского городского суда
Ульяновской области от 21.04.2023 частично удовлетворен административный иск
прокурора Барышского района Ульяновской области.
В частности, на
администрацию муниципального образования «Барышский район» Ульяновской
области возложена обязанность в течение
шести месяцев со дня вступления
настоящего решения в законную силу обеспечить финансирование Муниципального
общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени
академика А.Ф.Трёшникова с.Павловка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области средствами
для проведения мероприятий по оснащению здания, расположенного по адресу: ***,
системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами
(средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц,
находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайной ситуации, в соответствии с пп.«д» п.24 Постановления
Правительства Российской Федерации №1006 от 02.08.2019.
Апелляционным
определением Ульяновского областного суда от
29.08.2023 решение Барышского городского суда оставлено без изменения.
Удовлетворяя
частично заявление о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, суд
первой инстанции, установив, что администрацией муниципального образования
«Барышский район» принимались меры, направленные на исполнение решения суда,
пришел к выводу о том, что его исполнение в настоящее время по объективным
причинам затруднительно.
Оснований не
согласиться с указанным выводом суда не имеется, поскольку принимая решение,
суд первой инстанции учел, что 25.12.2023 администрацией МО «Барышский район»
заключено Соглашение с Министерством просвещения и воспитания Ульяновской
области о предоставлении субсидии бюджету МО «Барышский район» из областного
бюджета Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств,
связанных с реализацией мероприятий по обеспечению антитеррористической
защищенности муниципальных образовательных организаций, по которому в 2024 году
бюджету МО «Барышский район» выделено 2 312 121,21 рублей, в 2025
году 26 700 000 рублей.
Суд также принял во
внимание, что всего в 2023 году состоялось 25 судебных решений, которыми на
администрацию возложена обязанность финансирования мероприятий
антитеррористической защищенности образовательных учреждений и в 2024 году за
счет выделенных денежных средств уже выполнены работы в ***, планируются работы
в ***.
Кроме того суд учел,
что администрация МО «Барышский район» обращалась с письмом о выделении
денежных средств, необходимых для исполнения решения суда в Управление финансов
МО «Барышский район» и Совет депутатов МО «Барышский район». Управление
финансов со ссылкой на кредиторскую задолженность в размере, превышающем 146
млн. рублей и отсутствием необходимых финансовых средств на заработную плату и
коммунальные услуги, в предоставлении денежных средств отказало. Совет
депутатов обращение на момент вынесения определения не рассмотрел.
Более того, суд
принял во внимание, что администрация МО «Барышский район» является бюджетной
организацией, и что исполнение решения суда возможно на основании заключенных
государственных контрактов на выполнение подрядных работ, заключение которых
требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Таким образом,
принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, а также учитывая
совершение администрацией необходимых действий, направленных на исполнение
решения суда, необходимость привлечения дополнительного финансирования,
требующего соблюдения установленных законом процедур, в том числе привлечения
подрядчиков, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для
предоставления отсрочки исполнения судебного акта.
Доводы представления прокурора направлены на
иную оценку установленных судом обстоятельств и выводов суда, оснований для
которой администрации муниципального образования «Барышский район» не имеется.
При указанных обстоятельствах оспариваемое
определение суда является законным и отмене не подлежит.
Ссылка судьи на
положения Конвенции о защите прав человека и основных
свобод от 04.11.1950, прекратившей в настоящее время свое действие в отношении
Российской Федерации (п.8 Федерального закона от 28.02.2023 №43-ФЗ «О
прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров
Совета Европы»), не может являться основанием для отмены либо изменения решения
суда, поскольку не влияет на обоснованность и законность вынесенного по
существу правильного судебного акта. Кроме того, аналогичные нормы
предусмотрены Конституцией Российской Федерации, но что также правомерно
указано судом первой инстанции.
Руководствуясь
ст.316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение
Барышского городского суда Ульяновской области от 23 августа 2024 года оставить
без изменения, представление прокурора Барышского района Ульяновской области –
без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Судья
В.Г. Буделеев