Судебный акт
О признании постанрвления незаконным, о восстановлении в должности
Документ от 29.10.2024, опубликован на сайте 18.11.2024 под номером 115408, 2-я гражданская, о признании незаконным постановления об освобождении от занимаемой должности, восстановлении в должности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-003908-11

Судья Грачева Т.Л.                                                                       Дело № 33а-4693/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.  Ульяновск                                                                                    29 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Васильевой Е.В.,

при помощнике судьи  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Хакимова Рамиля Шавкятовича на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от      14 июня 2024 года по делу № 2а-3084/2024, которым постановлено:      

в удовлетворении  административного  иска Хакимова Рамиля Шавкятовича к Законодательному Собранию Ульяновской области  о признании  незаконным   постановления  Законодательного Собрания  Ульяновской области от 22 мая  2024 года № 430/12-7 «Об освобождении  депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимова Рамиля Шавкятовича  от занимаемой должности   заместителя  председателя  Законодательного Собрания Ульяновской  области  без прекращения   депутатских полномочий с лишением права занимать должность в Законодательном Собрании Ульяновской  области до прекращения срока его полномочий», возложении обязанности восстановить в должности заместителя  председателя  Законодательного  Собрания Ульяновской   области отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения  Хакимова Р.Ш. и его представителя Харчистовой С.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Михайловой Т.В., объяснения представителя Законодательного Собрания  Ульяновской области Фазылзяновой А.М., объяснения представителя Законодательного Собрания  Ульяновской области и заинтересованного лица Малышева В.В. -  Стерлядева Э.В.,  полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Хакимов Р.Ш. обратился в суд с административным иском к Законодательному Собранию Ульяновской области о признании постановления незаконным, возложении обязанности восстановить в должности.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Ульяновской области Законодательному Собранию Ульяновской области  внесено представление «Об устранении нарушений законодательства» от 26 апреля 2024 года, согласно которому выявлены нарушения   требований части 4.1 статьи  12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ), части 15 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря  2021  года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 декабря  2021  года № 414-ФЗ), статьи 7 Закона Ульяновской области от 29 февраля 2012 года № 22-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности» (далее – Закон  Ульяновской области от 29 февраля 2012 года № 22-ЗО), допущенные депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимовым Р.Ш. в части ненаправления уведомления в комиссию Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области (далее - Комиссия), которые привели к конфликту интересов.

6 мая 2024 года на заседании  указанной Комиссии  принято решение о проведении в отношении него проверки в части соблюдения ограничений и запретов и исполнения обязанностей, установленных федеральными законами, Уставом  и законами Ульяновской области. В тот же день   им получен запрос в срок до 16 мая 2024 года представить в Комиссию письменные пояснения.

15 мая 2024  года Хакимовым Р.Ш.  направлены письменные пояснения в Комиссию, в которых он выразил несогласие с вменяемыми ему нарушениями  законодательства.

16 мая 2024 года на втором заседании Комиссии  принято решение о признании неисполнения депутатом Хакимовым Р.Ш. обязанности, предусмотренной частью 15 статьи 19 Федерального закона от      21 декабря  2021  года № 414-ФЗ и об освобождении  его в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 19 Федерального закона от  21 декабря  2021  года № 414-ФЗ  от занимаемой должности в Законодательном Собрании без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Законодательном Собрании с момента принятия решения о применении к Хакимову Р.Ш. меры ответственности до прекращения срока полномочий.

Основываясь на результатах проведенной проверки Комиссии, 22 мая 2024  года  Законодательным Собранием Ульяновской области принято постановление               № 430/12-7 «Об освобождении депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимова Рамиля Шавкятовича от занимаемой должности заместителя Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Законодательном Собрании Ульяновской области до прекращения срока его полномочий».

Административный истец считает указанное постановление Законодательного Собрания Ульяновской области незаконным и несоответствующим действующему законодательству Российской Федерации.

Комиссией  установлены близкие отношения между Хакимовым Р.Ш. и ***, однако в соответствии со статьей 12 Семейного Кодекса Российской Федерации они ему близкими родственниками не являются. *** является супругом родной тети и Хакимову Р.Ш. не является родственником или свояком.

Также он  не является учредителем *** с 29 сентября 2019 года, то есть на момент  его избрания  на должность заместителя председателя Законодательного Собрания Ульяновской области он им не являлся. Хакимов Р.Ш. действительно работал в *** в должности исполнительного директора с 17 июля 2017 года по 30 декабря 2019 года, то есть наемным работником по трудовому договору согласно статье 20 Трудового Кодекса Российской Федерации. Однако данные обстоятельства не могут подтверждать факт наличия корпоративных отношений между Хакимовым Р.Ш. и   указанным обществом на момент событий, описанных в представлении прокурора.  

В корпоративных отношениях с *** Хакимов Р.Ш. не состоит, в управлении *** участия не принимал. Также лица, состоящие с Хакимовым Р.Ш. в близком родстве или свойстве по закону, корпоративными отношениями с *** не связаны.

Также  отсутствует и  личная заинтересованность Хакимова Р.Ш.

Полагает, что Комиссией не учтены условия, при которых определенная ситуация будет считаться конфликтом интересов.

При принятии решения о выделении субсидий *** голос Хакимова Р.Ш. в комиссии по рассмотрению документов на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области, образованной в Министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, не имел решающего значения, а соответственно у него отсутствовали полномочия для реализации личной заинтересованности, из чего следует вывод     об отсутствии связи между получением (возможностью получения)                     обществом доходов или выгод с реализацией (возможной реализацией) административным истцом полномочий в качестве члена комиссии по рассмотрению документов на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области. Также Хакимов Р.Ш. неоднократно голосовал и против.

Просил признать незаконным постановление Законодательного Собрания Ульяновской области от 22 мая 2024 года № 430/12-7 «Об освобождении депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимова Рамиля Шавкятовича от занимаемой должности заместителя Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Законодательном Собрании Ульяновской области до прекращения срока его полномочий»; обязать Законодательное Собрание Ульяновской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод и законных интересов Хакимова Р.Ш.  и восстановить его в должности заместителя председателя Законодательного Собрания Ульяновской области.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен председатель Законодательного Собрания Ульяновской области Малышев В.В.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Хакимов Р.Ш. не соглашается с решением суда, просят его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.

В обоснование доводов жалобы приводит доводы, аналогичные доводам административного искового заявления. Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие близких отношений Хакимова Р.Ш. с учредителями и исполнительным органом ***. Указывает, что *** и *** являются его двоюродными братьями   по матери, однако между ними нет близкого родства или свойства в соответствии со статьей 12 Семейного кодекса Российской Федерации.

Наличие корпоративных отношений между административным истцом и *** ничем не подтверждается.

Судом не обосновано неверное толкование Хакимовым Р.Ш. определения Верховного Суда РФ от 27 июля  2020  года № ***, а также не принято во внимание, что голосование Хакимова Р.Ш. в рамках заседания Комиссии не могло оказать влияние на итоговый результат, поскольку его голос не был решающим и не может являться полномочием для реализации личной заинтересованности. 

В возражениях на апелляционную жалобу Законодательное Собрание Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, Хакимов Р.Ш. впервые избран депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва постановлением Избирательной   комиссии   Ульяновской   области   от 11 сентября 2018  года № 57/393-6 «О результатах выборов депутатов Законодательного  Собрания Ульяновской области   шестого   созыва» (л.д. 27 том 2).

Постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от               12 сентября 2023 года № 47/364-7 «О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва»,  постановлением от 19 сентября  2023 года № 48/367-7 «О передаче вакантного мандата депутата Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва зарегистрированному кандидату из областного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Ульяновское областное  отделение   политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Хакимов     Р.Ш.    избран депутатом Законодательного Собрания области седьмого созыва  (л.д. 30-33 том 2).

Также постановлением Законодательного Собрания области № 4/1-7 от        24 сентября 2023 года Хакимов Р.Ш. избран на должность заместителя председателя Законодательного Собрания Ульяновской области (л.д. 35 том 2).

Постановлением Законодательного Собрания области № 16/2-7 от                 27 сентября 2023 года удовлетворено заявление депутатов Законодательного Собрания Ульяновской об осуществлении ими депутатской деятельности на профессиональной (постоянной) основе, в том числе Хакимова Р.Ш., в связи с чем  в тот же день издано  распоряжение председателя Законодательного Собрания области №***, согласно которому административному истцу установлено ежемесячное денежное     вознаграждение (л.д. 36-37 том 2).

Также установлено, что Хакимов Р.Ш. избран  членом комиссии для рассмотрения документов на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области, созданной Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области; избран  членом Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Ульяновской области  в адрес комиссии Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области  направлено представление от ***  года № *** об устранении нарушений законодательства (л.д. 38-39 том 2).

Согласно  указанному  представлению прокуратуры  депутат Хакимов Р.Ш., будучи членом комиссии для рассмотрения документов на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области, созданной Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области,  принял участие в ее заседании 13 декабря 2023 года и голосовал за предоставление субсидий ***. При этом депутат Хакимов Р.Ш. является двоюродным братом директора *** и состоял с указанной организацией в корпоративных отношениях (с 17 июля 2017 года по 30 декабря 2019 года замещал должность исполнительного директора).

В нарушение требований антикоррупционного законодательства депутат Хакимов Р.Ш. не сообщил о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов ни в комиссию по контролю за достоверностью сведений, ни в комиссию Министерства, мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта не принял.

Ранее депутат Хакимов Р.Ш. также принял участие еще в 5 заседаниях комиссии агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, на которых голосовал за предоставление субсидий           *** (протоколы *** года, *** года,  *** и *** года, *** года).

В связи с чем прокуратурой Ульяновской области потребовано рассмотреть указанное представление и  принять исчерпывающие меры к устранению отмеченных нарушений, решить вопрос о привлечении депутата Хакимова Р.Ш. к ответственности.

6 мая 2024 года состоялось заседание комиссии по контролю за достоверностью сведений с участием депутата Хакимова Р.Ш., на котором рассмотрено указанное представление прокуратуры (л.д. 40-45 том 2).

Комиссией по контролю за достоверностью сведений в соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 4 Закона Ульяновской области от 29 февраля 2012 года № 22-ЗО принято решение провести проверку в порядке, предусмотренном статьей 5 указанного Закона, соблюдения депутатом Хакимовым Р.Ш. ограничений и запретов и (или) исполнения обязанностей, установленных федеральными законами, Уставом  и законами Ульяновской области.

Решение о проведении проверки в соответствии с абзацем 1 части 16 статьи 4 Закона Ульяновской области от 29 февраля 2012 года № 22-ЗО направлено депутату Хакимову Р.Ш.  6 мая 2024 года и получено им 8 мая 2024 года (л.д. 46 том 2).

По результатам проверки кадровой службой  подготовлен доклад, который в соответствии с частями  5  и 7 статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 февраля 2012 года № 22-ЗО 14 мая 2024 года  вручен нарочно депутату Хакимову Р.Ш. и направлен в комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами (л.д. 53-62 том 2).

В результате проведенной проверки установлено, что в период с 2021 года по 2024 год  депутат Хакимов Р.Ш. являлся членом комиссии для рассмотрения документов на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области, образованной в Министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области. Его участие в качестве члена комиссии указанного Министерства   подтверждено распоряжениями Министерства от            *** года № *** и от *** года № ***.  

13 декабря 2023 года депутат Хакимов Р.Ш. принял участие в заседании комиссии Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, на  котором, в том числе,  рассматривалась заявка *** на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области (протокол от *** года № ***). На заседании присутствовало 12 членов комиссии Министерства, по всем вопросам решения принимались единогласно 12 членами.

В Приложении № *** к протоколу № *** (заявители, принятые к субсидированию) под пунктом *** значится *** (ИНН ***) с суммой субсидии 1 034 061 руб. 60 коп.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ директором ***
(ИНН ***) является ***, с 30 сентября 2019 года учредителями (по 50% доли в уставном капитале) являются *** и *** Учредителем *** до 29 сентября 2019 года являлся ***

Из информации, полученной от межрайонного специализированного отдела ЗАГС Агентства ЗАГС Ульяновской области 6 мая 2024 года, прослеживается родственная связь *** (мать *** и ***, супруга   ***) и *** (отец Хакимова Р.Ш.), которые являются родными братом и сестрой, соответственно,  ее дети - *** и *** являются двоюродными братьями депутата Хакимова Р.Ш. по матери. Указанное обстоятельство  им не оспаривается.

В соответствии с приказом *** о приеме на работу Хакимова Р.Ш. от *** года № ***, трудовым договором от *** года № ***, приказом об увольнении от *** года № ***  депутат Хакимов Р.Ш. замещал должность исполнительного директора *** в период с 17 июля 2017 года по 30 декабря 2019 года. Следовательно, в период с сентября по декабрь 2019 года Хакимов Р.Ш. проработал совместно со своими двоюродными братьями, один из которых является директором ***, что подтверждает факт наличия корпоративных отношений депутата Хакимова Р.Ш. с ***.

Будучи депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области шестого созыва, Хакимов Р.Ш.  также принял участие еще в пяти заседаниях комиссии Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, на которых голосовал за предоставление субсидий *** (протоколы № *** года, № *** года,  № *** и № *** от *** года, № *** от *** года).

При непосредственном активном участии депутата Хакимова Р.Ш. в заседаниях комиссии Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области *** в период  с 2021 года  по 2023 год   получено субсидий на общую сумму более 16 млн. рублей.

16 мая 2024 года комиссией по контролю за достоверностью сведений  в соответствии со статьей 26 Закона Ульяновской области от 7 октября 2002 года     № 045-ЗО «О статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 7 октября 2002 года  № 045-ЗО) рассмотрены результаты проверки, проведенной в отношении депутата Хакимова Р.Ш. (протокол № 3). Административный истец  лично принимал участие в заседании указанной комиссии, по результатам которого ему  направлена выписка из протокола № 3 (л.д. 168-173 том 2).

Проверкой достоверно установлен факт участия депутата Хакимова Р.Ш. в заседаниях комиссии Министерства при выделении субсидий из бюджета Ульяновской области ***, в связи с чем комиссией по контролю за достоверностью сведений  принято решение о признании, что депутат Хакимов Р.Ш. не исполнил обязанность, предусмотренную частью 15 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря  2021  года № 414-ФЗ, сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, а причины неисполнения этой обязанности содержат признаки уклонения депутатом Хакимовым Р.Ш. от исполнения обязанности, предусмотренной частью 15 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря  2021  года № 414-ФЗ; в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря  2021  года           № 414-ФЗ освободить депутата Хакимова Р.Ш. от занимаемой должности в Законодательном Собрании без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Законодательном Собрании с момента принятия решения о применении к нему меры ответственности до прекращения срока его полномочий; подготовить проект постановления Законодательного Собрания и в соответствии со статьей 115 Регламента Законодательного Собрания внести на рассмотрение Законодательного Собрания.

22 мая 2024  года на заседании Законодательного Собрания Ульяновской области принято постановление № 430/12-7 об освобождении депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимова Р.Ш. от занимаемой должности заместителя председателя Законодательного Собрания Ульяновской области без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в Законодательном Собрании Ульяновской области с 22 мая 2024 года и до прекращения срока его полномочий в связи с уклонением от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 15 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря  2021  года № 414-ФЗ (л.д. 174 том 2).

Разрешая административный спор, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу о нарушении депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимовым Р.Ш. законодательства о противодействии коррупции, что является основанием для отказа  в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Суд первой инстанции исходил из того, что при наличии близких отношений с учредителями и лицом, осуществляющим функции исполнительного органа ***,  и имеющиеся ранее корпоративные отношения с указанной организацией, возникла ситуация, при которой у депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимова Р.Ш. имелись как основания,  так обязанность  для подачи сообщения о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей в комиссию по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих выборные должности Ульяновской области, и урегулированию конфликта интересов не направлено, в связи с чем освобождение административного истца  от занимаемой должности   заместителя  председателя  Законодательного Собрания Ульяновской  области  без прекращения   депутатских полномочий с лишением права занимать должность в Законодательном Собрании Ульяновской  области до прекращения срока его полномочий является безальтернативным последствием.

С такими выводами судебная коллегия соглашается. Они подробно мотивированы в оспариваемом решении, всем доказательствам и установленным по делу юридически значимым обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ  и пунктом 6 Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации», депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации, и на него, в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2021 года    № 414-ФЗ распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, федеральными законами, в том числе, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ.

Одной из важнейших мер по противодействию коррупции является недопущение конфликта интересов на гражданской службе.

Понятие конфликта интересов содержится в части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ и согласно данной норме представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 статьи 10 Федерального закона от        25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми такое лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от              25 декабря 2008 года № 273-ФЗ).

Из содержания приведенных федеральных норм следует, что конфликт интересов является оценочной категорией; для квалификации конкретных обстоятельств в качестве конфликта интересов в целях противодействия коррупции необходимо установить одновременное наличие личной заинтересованности и полномочий у должностного лица реализовать личную заинтересованность, а также связь между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

Согласно статье 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года              № 273-ФЗ  и частью 15 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 2021 года      № 414-ФЗ  также предусмотрено, что депутат при наличии оснований и в порядке, которые определяются законодательным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, обязан сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Аналогичная обязанность  депутата определена  и Законом Ульяновской области от  29 февраля 2012 года  № 22-ЗО, согласно части 1 статьи 7 которого  в случае, если при осуществлении полномочий депутата у него и (или) у состоящих с ним в близком родстве или свойстве лиц (родителей, супругов, детей, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супругов и супругов детей), граждан или организаций, с которыми депутат и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями, возникла возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) (далее - личная заинтересованность), которая приводит или может привести к конфликту интересов, депутат обязан в письменной форме сообщить об этом в комиссию, как только ему станет об этом известно.

Кадровая служба Законодательного Собрания осуществляет в определяемом Председателем Законодательного Собрания порядке учет фактов сообщения депутатами о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов (часть  3 статьи 7 Закона Ульяновской области от  29 февраля 2012 года № 22-ЗО).

По итогам рассмотрения сообщения депутата о возникновении личной заинтересованности при осуществлении им своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, комиссия принимает одно из следующих решений:1) о том, что у депутата отсутствует личная заинтересованность при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов; 2) о том, что у депутата имеется личная заинтересованность при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов. При этом комиссия рекомендует депутату принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (часть  11 статьи 7 Закона Ульяновской области от  29 февраля 2012 года № 22-ЗО).

Статьей  21 Закона Ульяновской области от  7 октября 2002 года № 045-ЗО «О статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области» также установлена обязанность депутатов  соблюдать ограничения и запреты, а также исполнять обязанности, установленные федеральными законами и законами Ульяновской области в целях противодействия коррупции, в том числе представлять в комиссию Законодательного Собрания Ульяновской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области (далее - комиссия по контролю), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в сроки и в порядке, которые установлены частью 7 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и Законом Ульяновской области «О правовом регулировании отдельных вопросов, касающихся соблюдения депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области ограничений и запретов, связанных с осуществлением депутатской деятельности».

Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ определено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Согласно части 22 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 2021 года    № 414-ФЗ  в случае нарушения депутатом ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, предусмотренных частями 1, 15 и 19 настоящей статьи, а равно предоставления им заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера к депутату может быть применена одна из следующих мер ответственности:                              1) предупреждение; 2) освобождение от занимаемой должности в законодательном органе субъекта Российской Федерации без прекращения депутатских полномочий с лишением права занимать должности в законодательном органе субъекта Российской Федерации с момента принятия решения о применении к депутату меры ответственности до прекращения срока его полномочий; 3) запрет занимать должности в законодательном органе субъекта Российской Федерации до прекращения срока его полномочий.

Правильно применив приведенные выше законоположения, оценив подтвержденные материалами дела фактические обстоятельства   и установив, что поскольку депутат Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимов Р.Ш., являясь  членом комиссии по рассмотрению документов на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области, образованной в Министерстве агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области,  принял участие в голосовании за предоставление субсидий ***, то возникла ситуация, которая привела или могла привести  к конфликту интересов, меры по предотвращению или урегулированию которого административным истцом не приняты.

Поскольку Хакимовым Р.Ш. уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей не направлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что принятое административным ответчиком постановление об  освобождении   Хакимова Р.Ш.  от занимаемой должности   заместителя  председателя  Законодательного Собрания Ульяновской  области  без прекращения   депутатских полномочий с лишением права занимать должность в Законодательном Собрании Ульяновской  области до прекращения срока его полномочий соответствует  приведенному выше законодательству. Правовых  оснований  для отмены  указанного  постановления и  восстановления Хакимова  Р.Ш. в должности заместителя  председателя  Законодательного Собрания Ульяновской области не усматривается.  Примененная к нему  мера ответственности в виде освобождения от занимаемой должности заместителя  председателя  Законодательного  Собрания Ульяновской  области  без прекращения   депутатских    полномочий   с лишением  права занимать   должность в Законодательном     Собрании Ульяновской  области   до прекращения     срока его полномочий соответствует тяжести  совершенного  проступка.

Доводы жалобы о том,  что *** не являются близкими родственниками административного  истца,  выводы суда первой инстанции не опровергают, поскольку действующим правовым регулированием к субъектам возникновения конфликта интересов отнесены не только лица, обладающие признаками близкого родства или свойства, но и иные лица (а к ним могут быть отнесены двоюродные братья), отношения между которыми могли повлечь за собой возникновение ситуации о конфликте интересов  депутата  с указанными лицами.  

Судебная коллегия также не соглашается с доводами жалобы об отсутствии у депутата Законодательного Собрания Ульяновской области Хакимова Р.Ш. основания для подачи  уведомления ввиду того, что его  голос не имел решающего значения при рассмотрении вопроса о выделении субсидий из бюджета Ульяновской области  ***.  То обстоятельство, что учредителями указанного юридического лица  являются двоюродные братья административного  истца, при этом последний также ранее занимал должность исполнительного  директора, обязывало его к принятию соответствующим мер об уведомлении возникновения или возможности возникновения ситуации, которая приводит или может привести к конфликту интересов, установленных действующим законодательством. Доказательств выполнения депутатом названных требований, предусмотренных  законодательством  о противодействии  коррупции, материалы дела не содержат.

Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, выводы суда не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и   процессуального права.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хакимова Рамиля Шавкятовича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 ноября 2024 года.