УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
73RS0021-02-2024-000169-30
Судья Зинин А.Н.
Дело №33а-4691/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ульяновск
30 октября
2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Лифановой З.А.,
судей Васильевой
Е.В., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре
Туктаровой Н.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кириллова Андрея Владимировича
на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 3 июля 2024
года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 9 августа 2024
года, по делу №2а-2-128/2024, которым постановлено:
административные
исковые требования Управления Федеральной налоговой службы России по
Ульяновской области к Кириллову Андрею Владимировичу о взыскании задолженности
по налогам и пени удовлетворить частично.
Взыскать с Кириллова
Андрея Владимировича *** года рождения, уроженца ***, зарегистрированного по
адресу ***, ИНН *** (паспорт *** серия *** №***, выдан ***, код подразделения ***)
в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области
задолженность по транспортному налогу за 2020, 2021 и 2022 годы в общей сумме
26 413 руб., пени за неуплату транспортного налога за 2020, 2021 и 2022
годы за период с 02.12.2021 по 16.01.2024 в общей сумме 3546 руб. 48 коп.,
задолженность по земельному налогу за 2021-2022 годы в сумме 549 руб., пени по
земельному налогу за период с 02.12.2022 по 16.01.2024 в общей сумме 28 руб. 60
коп., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019, 2020, 2021 и
2022 годы в сумме 3133 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за
период с 02.12.2020 по 16.01.2024 в сумме 478 руб. 71 коп.
Взыскать с Кириллова
Андрея Владимировича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере
1224 руб. 46 коп.
В удовлетворении
остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
установила:
УФНС России по
Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к
Кириллову А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени, указав, что
административный ответчик стоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской
области.
Кириллов А.В. имеет
задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019-2022 годы в сумме
3133 руб., пени на указанную недоимку в сумме 478,71 руб. за период с
02.12.2020 по 16.01.2024; по земельному налогу за 2021-2022 годы в сумме 549 руб.,
пени на указанную недоимку в сумме 28,60 руб. за период с 02.12.2022 по
16.01.2024; по транспортному налогу за 2017, 2020, 2021, 2022 годы в сумме
77 869 руб., пени на указанную недоимку в сумме 24636,12 руб. с 04.12.2018
по 16.01.2024
Согласно ст.69 и 70
НК РФ должнику направлено требование об уплате задолженности от 13.07.2023 года
№ *** на сумму 89028 руб. 32 коп., в котором сообщалось о наличии
отрицательного сальдо, а так же об обязанности уплатить задолженность. По
состоянию на 05.04.2024 сумма задолженности (отрицательное сальдо) Кириллова
А.В. составляла 106 694 руб. 43 коп.
Судебный приказ от
21.02.2024 о взыскании с Кириллова А.В. спорной задолженности отменен
14.03.2024.
УФНС России по
Ульяновской области просило взыскать с административного ответчика указанную
задолженность по налогам и пени.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Кириллов А.В. просит отменить решение суда как незаконное, принять по
делу новое решение.
Не соглашается с
взысканием в него задолженности по налогам за 2019, 2020 и 2021 годы.
Полагает, что срок
взыскания задолженности по налогу на имущество за 2019 год налоговым орган
пропущен, в связи с обращением в суд за пределами установленного судом трехгодичного
срока.
Задолженность по
требованию №*** от 15.12.2021 за 2020 год на сумму 8785 руб., пени 28,55 руб.
своевременно налоговым органом в судебном порядке не была взыскана. Указание
данной задолженности повторно в требовании №*** от 13.07.2023 является
незаконным.
Судом неправомерно
без вынесения соответствующего определения оставлено без удовлетворения его
ходатайство о необходимости предоставления налоговым органом расчета
задолженности.
В возражениях на
апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда
оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание
стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим
образом.
Судебная коллегия с
учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность принятого по
делу решения в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии
оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
В соответствии с ч.1
ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы
государственной власти, иные государственные органы, органы местного
самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом
функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст.3
Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно
установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик
обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством
перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное
не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в
соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные
средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного
срока (п.1 ст.45 НК РФ).
В силу ст. 11.3
Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и
подлежит учету на едином налоговом счете (далее - ЕНС), который ведется в
отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС,
осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее - ЕНП).
Данная статья
введена в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом
от 14.07.2022 №263-ФЗ. Согласно пункту 1 указанной статьи единым налоговым
платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком,
плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или)
иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального
казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового
агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика
сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с
настоящим Кодексом.
Пунктами 4, 5
названной статьи предусмотрено, что единый налоговый счет ведется в отношении
каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками,
плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми
агентами.
Совокупная
обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица,
указанного в пункте 4
настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди
прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного
законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6).
В соответствии с
подп.1 п.1 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого
налогового счета организации или физического лица формируется 01.01.2023 с
учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей,
в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3
Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом согласно
п.2 ст.4 названного Федерального закона в целях п.1 ч.1
настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются
суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой
налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым
взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом
Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек
срок их взыскания.
В силу п.10. ст.4
Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую
и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» денежные средства,
поступившие после 01.01.2023 в счет погашения недоимки по налогам, сборам,
страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в
качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в
соответствии со ст.45 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).
Положениями
подп. 1 п.3 ст.44, подп.1 п.7 ст.45 Налогового кодекса Российской
Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора
прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом; обязанность по уплате налога считается исполненной
(частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п.13
ст.45 НК РФ, со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового
платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных
средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую
дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в
отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных
средств в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ.
В связи с неуплатой
в установленные сроки налогов, в соответствии со ст. 75 Налогового
кодекса Российской Федерации налогоплательщику подлежат начислению пени за
каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в
размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде:
недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % =
пени (руб.).
Пеня начисляется за
каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов
начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения
совокупной обязанности по уплате налогов.
В соответствии с
п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение
обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых
взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного
сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для
направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате
задолженности.
Согласно п. 3
ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе
обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в
течение шести месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 000 руб.
Административное
исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица
может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного
судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об
отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного
приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на
момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность
была погашена (п.4 ст.48 НК РФ).
Принимая решение по
заявленным УФНС России по Ульяновской области требованиям, суд пришел к выводу
об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в части
взыскания с Кириллова А.В. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в
сумме 51 834 руб. и пени за неуплату данного налога в сумме 21 089
руб. 94 коп. в связи с пропуском налоговым органом установленного п.4 ст.48 Налогового
кодекса Российской Федерации срока обращения в суд с административным иском,
Данный вывод основан
на правильном применении норм налогового законодательства и в решении суда
надлежаще мотивирован.
Удовлетворяя
требования административного истца о взыскании с административного ответчика
задолженности по транспортному налогу за период с 2020 по 2022 года, по
земельному налогу с 2020 по 2022 годы, по налогу на имущество физических лиц с
2019 по 2022 годы и пени на указанные недоимки по налогам, суд правомерно
исходил из того, что налоговым органом соблюдены требования налогового
законодательства, регулирующие порядок взыскания данной задолженности по
налогам и пени.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, при взыскании с административного истца
задолженности по налогам суд первой инстанции исходил из обязанности
налогоплательщика по уплате обязательных платежей на основании следующих
требований налогового органа:
требование от 15.06.2021
№*** об уплате налога на имущество за 2019 год в размере 157 руб. и пени
4,58 руб. в срок до 23.11.2021 (л.д. 73);
требование от 15.12.2021
№*** об уплате транспортного налога за 2020 год в размере 8443 руб.,
налога на имущество физических лиц в размере 195 руб. и 147 руб., пени на
указанную недоимку в сумме 28,55 руб. (л.д. 12);
требование от 13.07.2023
№*** на погашение задолженности по транспортному налогу за 2017, 2020, 2021
годы, по налогу на имущество за 2019-2021 годы, по земельному налогу за 2021
год в общей сумме 69 841,42 руб., пени – 19 186,90 руб. (л.д. 14).
Названное требование
от 13.07.2023, выставленное после 01.01.2023 в соответствии с принятыми
Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ изменениями в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации, прекратило действие требований об
уплате задолженности по налогам, по которым не приняты меры по взысканию до
01.01.2023.
При этом доводы
Кириллова А.В. в апелляционной жалобе о пропуске налоговым органом срока для
предъявления к взысканию недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019
год и транспортного налога за 2020 год не могут быть признаны состоятельными.
В соответствии с п.2
ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату
установленного в требованиях №*** от 15.06.2021 и №*** от 15.12.2021 срока
уплаты недоимки по налогам, был определен следующий порядок обращения
налогового органа в суд с требованиями о взыскании с налогоплательщика недоимки
по налогам и сборам.
Если в течение трех
лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате
налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым
органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых
взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма
налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 руб.,
налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в
течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб.
Если в течение трех
лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате
налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым
органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых
взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма
налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000
руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о
взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего
срока.
Принимая во внимание
названные нормы права, а также то обстоятельство, что суммарная задолженность
Кириллова А.В. по налогу на имущество физических лиц за 2019 год и налогам за
2020 год не превышала 10 000 руб., у налогового органа отсутствовали
правовые основания для обращения в суд за взысканием указанной недоимки.
Установленная
статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сумма задолженности
10 000 руб. была превышена только после наступления срока оплаты
01.12.2022 налогов за 2021 год.
С учетом нового
налогового регулирования, введенного с 01.01.2023 , суммы недоимок по налогам,
выставленные в требованиях от 15.06.2021 №***, от 15.12.2021 №***, а также
недоимка по налогам за 2021 год были включены в требование от 13.07.2023 №***,
срок исполнения которого установлен до 04.12.2023 (л.д. 14).
Срок направления
требования от 13.07.2023 №*** налогоплательщику соблюден и соответствует
положениям ст.70 НК РФ и постановлению Правительства РФ от 29.03.2023
№ 500 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов,
страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом
Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах».
Принимая во внимание установленный в
требовании срок его исполнения до 04.12.2023, УФНС России по Ульяновской
области обратилось в суд за взысканием недоимки своевременно, в течение 6
месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности (п.3 ст.48 НК РФ).
После отмены 14.03.2024 судебного приказа
мирового судьи судебного участка Тереньгульского района Сенгилеевского
судебного района Ульяновской области от 21.02.2024 по делу №2а-354/2024 о
взыскании с Кириллова А.В. спорной недоимки налоговый орган обратился в суд с
настоящим административным иском также в шестимесячный срок согласно
требованиям п.4 ст.48 НК РФ.
Довод в
апелляционной жалобе о необходимости предоставления административным истцом
расчета задолженности судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку
размер заявленных к взысканию сумм налогов и пени подтвержден документально,
судом проверен и признан верным. Оснований для истребования каких-либо других
расчетов у суда не имелось.
Принятое по делу
решение является правильным. Судом верно определены обстоятельства, имеющие
значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства,
надлежаще применены нормы материального права, регулирующие правоотношения
сторон. Выводы, на основании которых судом принято решение о частичном
удовлетворении требований административного истца, в решении надлежаще
мотивированы и являются верными.
Оснований для
удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 3 июля 2024 года, с учетом
определения того же суда об исправлении описки от 9 августа 2024 года, оставить
без изменения, апелляционную жалобу Кириллова Андрея Владимировича - без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 12.11.2024.