УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
73RS0001-01-2024-002473-48
Судья Сизов И.А. Дело
№33а-4683/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ульяновск
29 октября
2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Васильевой
Е.В., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре
Туктаровой Н.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 июня 2024
года по делу №2а-2581/2024, которым постановлено:
административное
исковое заявление прокурора Ленинского
района г. Ульяновска удовлетворить.
Обязать
администрацию города Ульяновска разработать и утвердить проекты организации
дорожного движения в отношении автомобильных дорог по следующим адресам: ***, в
течение трех месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в
законную силу.
Заслушав
доклад судьи Васильевой Е.В.,
пояснения прокурора Стерлядевой Е.В., не согласившейся с апелляционной
жалобой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского
района г.Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц,
обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о
возложении обязанности разработать и утвердить проекты организации дорожного
движения в отношении автомобильных дорог.
В обоснование
требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки в
деятельности администрации города Ульяновска и Управления дорожного хозяйства и
транспорта администрации г.Ульяновска выявлены нарушения законодательства о
безопасности дорожного движения. В нарушение положений Федерального закона от
29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» не утверждены проекты организации дорожного движения в отношении
автомобильных дорог в *** ***.
Отсутствие
документации по организации дорожного движения влечет такие нарушения, как:
незаконная установка технических средств организации дорожного движения,
необоснованное размещение стоянок автомобильного транспорта, создание иных
объектов дорожной инфраструктуры.
Прокурор просил
обязать администрацию города Ульяновска разработать и утвердить проекты
организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог по следующим
адресам: ***, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в
законную силу.
К участию в деле в
качестве заинтересованного лица привлечено Управление дорожного хозяйства и
транспорта администрации города Ульяновска.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит
его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований
прокурора.
В обоснование жалобы
указывает, что в настоящее время проект бюджета муниципального образования
«город Ульяновск» на 2024 год сформирован. В связи с дефицитом бюджета большая
часть мероприятий по смете расходов Управления дорожного хозяйства и транспорта
администрации города Ульяновска финансированием не обеспечены. Администрация
города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные, находящиеся в
ее распоряжении, носят целевой характер.
Направление средств
бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью
или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной
бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором
(соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием
предоставления указанных средств, является нецелевым использованием бюджетных
средств.
В судебное заседание
не явились представители административного ответчика и заинтересованного лица,
о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с
учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность
принятого по делу решения в порядке ст.308 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об
отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
В соответствии с ч.1
ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор
вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав,
свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отношения,
возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением
дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом
от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
Частью 1
статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального
образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным
имуществом в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с
ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.21
Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения
безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и
физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами
автомобильных дорог.
Частью 2
указанной статьи установлено, что разработка и проведение указанных
мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами
Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации на основе документации по организации дорожного движения,
разработанной в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу п.1 ч.1 ст.7
названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления
муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области
организации дорожного движения относятся, в том числе организация и мониторинг
дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного
значения.
В соответствии со
ст.9 данного Федерального закона организация дорожного движения осуществляется
на основе комплексного использования технических средств организации дорожного
движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской
Федерации о техническом регулировании (часть 1).
Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на
основании документации по организации дорожного движения, разработанной и
утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона,
изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (часть 5).
Согласно ч.4 ст.16
Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и
о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в
состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные
схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного
движения.
В соответствии со
ст.17 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в
целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на
территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских
округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу,
реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности
организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области
организации дорожного движения (часть 1).
Комплексные схемы
организации дорожного движения для территории муниципального района, городского
округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа
или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного
самоуправления (часть 7).
В силу ст.18
Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и
о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации
комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных
их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной
разработки комплексной схемы организации дорожного движения (часть 1).
Проекты организации
дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения
либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных
в границах муниципального образования, утверждаются органами местного
самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного
самоуправления в области организации дорожного движения (часть 9).
Таким образом,
федеральный законодатель, определяя задачи, принципы и основные направления
обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации,
наделил органы местного самоуправления полномочиями по проведению мероприятий в
области организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего
пользования местного значения.
Принимая решение по
делу суд первой инстанции установил, что находящиеся в *** автомобильные дороги
по ***, относятся к дорогам общего пользования местного значения, однако
администрацией муниципального образования «город Ульяновск» в нарушение
приведенных выше норм права не приняты меры по разработке проекта организации
дорожного движения на данных автомобильных дорогах, в связи с чем обоснованно
возложил на администрацию города Ульяновска обязанность разработать и утвердить
проекты организации дорожного движения в отношении названных автомобильных
дорог. Неисполнение административным ответчиком данной обязанности нарушает
права неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения.
Довод администрации
города Ульяновска в апелляционной жалобе о недостаточности финансирования не
освобождает административного ответчика как орган местного самоуправления от
возложенной на него законом обязанности по разработке и утверждению проектов
организации дорожного движения на спорных автодорогах.
Принятое по делу
решение является правильным, нормы материального и процессуального права
применены судом верно, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену
решения суда, не допущено.
Оснований для
удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 3 июня 2024 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной
инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано
в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, чрез суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 07.11.2024.