Судебный акт
О назначении пенсии по старости
Документ от 29.10.2024, опубликован на сайте 07.11.2024 под номером 115312, 2-я гражданская, о возложении обязанности назначить пенсию по старости с уменьшением возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Каргин Н.Н.                                                                  73RS0008-02-2024-000100-53

Дело №33-4900/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    29 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Головизовой Ларисы Александровны на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 31 июля 2024 по гражданскому делу № 2-2-82/2024, по которому постановлено:

исковые требования Головизовой Ларисы Александровны к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности назначить с 19.05.2024 пенсию по старости с уменьшением возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, на один год в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения истца Головизовой Л.А., которая поддержала доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Головизова Л.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Требования были мотивированы тем, что *** ей исполнилось 54 года.

17.05.2024 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием (работой) в зоне со льготным социально-экономическим статусом соответствии со статей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Ульяновской области № *** от 27.05.2024 в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста по указанному основанию ей было отказано, поскольку она не представила документы, подтверждающие факт проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 30.06.1986.

Между тем, несмотря на то, что она была зарегистрирована в ***, в указанный период она обучалась в *** и фактически проживала в квартире своей родственницы К*** М.Ф. по адресу: ***

Следовательно, проживая в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 в ***, то есть в зоне с льготным социально-экономическим статусом, она имеет право на снижение пенсионного возраста на 1 год.

В связи с этим просила суд обязать ОСФР по Ульяновской области назначить ей пенсию в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991                   № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 19.05.2024.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Головизова Л.А. просит отменить решение суда, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что факт ее проживания в спорный период в *** подтверждается собранными по делу доказательствами, в частности, показаниями свидетелей. Расстояние от *** составляет 17,4 км. Между данными населенными пунктами в период ее обучения в школе отсутствовало транспортное сообщение, кроме железнодорожного транспорта. Также ссылается на судебную практику, согласно которой требования истцов при аналогичной ситуации были удовлетворены.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Головизовой Л.А.  – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 17.05.2024 истец Головизова Л.А. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием (работой) в зоне со льготным социально-экономическим статусом соответствии со статей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Ульяновской области № *** от 27.05.2024 истцу было отказано в назначении пенсии по старости с уменьшением возрастав связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с льготно-экономическом статусом.

ОСФР по Ульяновской области рассчитана продолжительность проживания (работы) истца Головизовой Л.А. в зоне с льготным социально-экономическим статусом, которая составила 3 года 19 дней, что не дает ей право на снижение пенсионного возраста в соответствии с требованиями вышеуказанного закона.

При этом ответчиком не был учтен период обучения истца с 26.04.1986 по 30.06.1986 в ***.

Полагая, что указанное решение ответчика является незаконным, Головизова Л.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд первой интанци, верно применив закон и дав правильную правовую оценку представленным доказательствам, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для отказа истцу в удовлетворении его требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии оснований не имеется.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются нормы Закона №1244-1, относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Указанной категории граждан в соответствии со статьей 34 Закона №1244- 1 пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом согласно примечанию к статье 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Согласно статье 7 Закона Закон № 1244-1 действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально- экономическим статусом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557 город Инза Инзенского района Ульяновской области был включен в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 город Инза с 01.02.1998 не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №958н от 28 ноября 2014 года утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

В подпункте «б» пункта 18 данного Перечня предусмотрено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 109 данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Таким образом, в указанных актах законодатель определил порядок подтверждения права и условий для назначения пенсии, в соответствии с которым факт проживания (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения в целях пенсионного обеспечения требует документального подтверждения.

Из материалов дела следует, что истец Головизова Л.А.  в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 проходила обучение в ***.

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, истец Головизова Л.А. в указанный период была зарегистрирована по месту жительства и постоянно проживала с родителями в ***, которое к зоне с льготным социально-экономическим статусом не относилось.

Таким образом, у истца Головизовой Л.А. отсутствует документальное подтверждение того, что в оспариваемый период она постоянно проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.

Доводы апелляционной жалобы Головизова Л.А. о том, что она в спорный период проходила обучение в *** и постоянно проживала в *** у своей родственницы, что подтверждается представленными по делу доказательствами, не могут повлечь отмены состоявшегося по делу решения, поскольку как правильно указано судом первой инстанции, обучение в средней школе, не являющейся школой-интернатом, не может быть приравнено к постоянной работе, поскольку ученики в школе находятся значительно меньше времени нежели рабочие, сотрудники учреждений, для которых четко установлен трудовой распорядок, предусматривающий, как правило, восьми часовой рабочий день с перерывом на обед 1 час, пятидневную рабочую неделю и очередной отпуск в течение календарного года.

При этом в суде апелляционной инстанции истец Головизовой Л.А.  не отрицала то обстоятельство, что она возвращалась из *** к себе домой в *** на каникулы и в выходные дни.

В связи с этим доводы апелляционной жалобы Головизовой Л.А. о том, что при определении ее права на снижение пенсионного возраста на основании статьи 34 Закон № 1244-1 необходимо учитывать период ее обучения в *** с 26.04.1986 по 30.06.1986, судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.

Оснований для иной оценки фактических обстоятельств дела и представленных суду первой инстанции доказательств судебная коллегия не усматривает.

Ссылка в апелляционной жалобе истца на судебную практику по другим делам не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции единообразия в толковании и применении норм права с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела.

При разрешении требований истца судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы истца Головизовой Л.А.  не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения, повторяют ее позицию при рассмотрении дела,  сводятся к иной оценке доказательств, получивших надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом решении.

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 31 июля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Головизовой Ларисы Александровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.11.2024