Судебный акт
О признании отказа в выдаче сведений по форме 1П незаконным
Документ от 22.10.2024, опубликован на сайте 12.11.2024 под номером 115292, 2-я гражданская, о признании отказа незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2024-002106-29

Судья Кезина О.А.                                                                     Дело №33а-4618/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                 22 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ведущего судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Тимагина Дмитрия Анатольевича на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 3 мая 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 9 июля 2024 года, по делу №2а-1963/2024, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления ведущего судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Тимагина Дмитрия Анатольевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Засвияжскому району г.Ульяновска, начальнику отдела по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Засвияжскому району г.Ульяновска Юсуповой Гелине Рафаиловне о признании отказа от *** № *** в предоставлении сведений по запросу от *** № *** незаконным, об обязании предоставить запрашиваемые сведения отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Тимагина Д.А., представляющего также УФССП России по Ульяновской области, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя УМВД России по Ульяновской области Батраковой Е.В., представителя ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска Камаевой Ю.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

ведущий судебный пристав-исполнитель отделения судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее – ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области) Тимагин Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Засвияжскому району г.Ульяновска (далее – ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска) о признании отказа от *** № *** в предоставлении сведений на запрос от *** №*** незаконным, обязании ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска предоставить запрашиваемые сведения о выдаче (замене) паспорта граждан Российской Федерации в форме № 1П.

В обоснование требований административный истец указал, что *** в адрес ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска им направлен запрос №*** о предоставлении заявлений о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации по форме № 1П в отношении должников по исполнительным производствам, уклоняющихся от отбытия административного наказания в виде обязательных работ. 10.11.2023 вышеуказанный запрос получен ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска. *** ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска направило в адрес ОСП № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска ответ, согласно которому данные сведения не могут быть представлены, так как в заявлениях о выдаче (замене) паспортов граждан Российской Федерации по форме № 1П содержится информация об иных лицах, в отношении которых исполнительное производство не ведется. Отказ административного ответчика считает незаконным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого. Согласно ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе, персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки. В соответствии со ст.  6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в случаях обработки персональных данных, необходимых для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Таким образом, действующее законодательств не ограничивает полномочия судебного пристава-исполнителя в обработке персональных данных исключительно должников. С целью своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, допускается обработка персональных данных лиц, не являющихся должниками. В заявлении о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации по форме № 1П содержатся сведения о месте регистрации должника, родителях, фотография должника. Таким образом, данная информация необходима судебному                      приставу-исполнителю для идентификации должника, а также установления его местонахождения.

Административный истец просил признать отказ ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска от *** № *** в предоставлении сведений на запрос от *** № *** незаконным, обязать ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска представить запрашиваемые сведения о выдаче (замене) паспорта граждан Российской Федерации по форме № 1П.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УМВД России по Ульяновской области, начальник ОВМ ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска Юсупова Г.Р., в качестве заинтересованных лиц – УФССП России по Ульяновской области, начальник Управления по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области Инкин В.Н.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении административного иска.

Считает, что действующее законодательство не ограничивает полномочия судебного пристава-исполнителя в обработке персональных данных исключительно должников. С целью своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, допускается обработка персональных данных лиц, не являющихся должниками. Отказ ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска в предоставлении сведений на запрос от 03.11.2023 нарушает нормы действующего законодательства, положения п.66 приказа МВД России от 29.05.2019 №350 и препятствует исполнению требований исполнительных документов.

В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание не явились начальник ОВМ ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска Юсупова Г.Р., начальник Управления по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области Инкин В.Н., о месте и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено судом и следует из материалов дела *** ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Тимагиным Д.А. в Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска был направлен запрос о предоставлении копии формы № 1П в отношении ряда физических лиц, в отношении которых в отделении судебных приставов возбуждены исполнительные производства с предметом исполнения: административное наказание в виде обязательных работ (л.д. 6-8, 13-34).

В ответе от *** начальником ОВМ ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновска Юсуповой Г.Р. указано о невозможности предоставления административному истцу требуемых сведений, поскольку в заявлении о выдаче (замене) паспорта гражданина РФ по форме № 1П содержится информация об иных лицах, в отношении которых исполнительное производств не ведется. Сведения о паспортных данных должников и адресах регистрации по месту жительства предоставляются организациям и ведомствам в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Отказывая в удовлетворении требований административного истца о признании данного отказа незаконным и обязании ОМВД России по Засвияжскому району г.Ульяновка предоставить запрашиваемые сведения, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик действовал в пределах предоставленных ему законодательством полномочий, сведений о нарушении прав административного истца в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на надлежащем толковании и применении норм материального права.

В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» перечень обязанностей, предусмотренный указанным Федеральным законом, является исчерпывающим, и иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения в него изменений.

Частью 3 статьи 12 «Федерального закона «О полиции» закреплено, что порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел путем издания нормативного правового акта, в том числе совместно либо по согласованию с заинтересованными федеральными государственными органами.

Согласно п.41 ч.1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» органы полиции обязаны оказывать содействие сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, при осуществлении розыска гражданина - ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительным документам.

Статей 62 Федерального закона «Об исполнительном производстве» также предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий оказывают содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Совместным приказом Минюста России № 178, МВД России № 565 от 29.08.2018 утвержден Порядок оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика, согласно которому в целях оказания содействия ФССП России и МВД России, их территориальные органы организуют обмен информацией в соответствии с настоящим Порядком:

1) оказывают на основании запросов ФССП России, ее территориальных органов содействие при исполнении судебными приставами-исполнителями служебных обязанностей, в том числе в ходе исполнительных производств о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций, о вселении взыскателя, об административном приостановлении деятельности должника, об отобрании или о передаче ребенка в случаях воспрепятствования в совершении исполнительных действий либо угрозы их жизни или здоровью;

2) на основании соответствующих запросов представляют сведения о наличии у должников специальных прав, зарегистрированных транспортных средств, а также адресно-справочную информацию и информацию об учете иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе в рамках проводимых ФССП России и ее территориальными органами проверок сообщений о преступлениях и расследования уголовных дел;

3) в соответствии со сведениями, содержащимися в централизованных розыскных учетах, формируемых на базе органов внутренних дел, незамедлительно информируют подразделение ФССП России (Управление по исполнению особо важных исполнительных производств ФССП России или территориальный орган ФССП России), являющееся инициатором розыска, через его дежурную часть о задержании в соответствии с пунктами 2, 4 части 2 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» находящихся в розыске должника-гражданина или гражданина-ответчика, а также об обнаружении разыскиваемых ФССП России несовершеннолетних;

4) на основании запроса судебного пристава-исполнителя информируют о принятом МВД России решении о нежелательности пребывания (проживания), решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или их отмене в отношении указанного в запросе иностранного гражданина или лица без гражданства в течение семи рабочих дней со дня его получения;

5) принимают участие в проводимых территориальными органами ФССП России мероприятиях по выявлению транспортных средств, разыскиваемых в рамках исполнительных производств на основании предоставленной судебными приставами-исполнителями конкретизированной информации об установлении фактического местонахождения таких транспортных средств.

Запрашиваемая приставом информация не относится к сведениям, указанным в названном Порядке.

Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 2).

Согласно пункту 66 приказа МВД России от 29.05.2019 №350 «О порядке заказа, распределения, приема, учета, хранения и уничтожения специальной бланочной продукции, используемой в сфере миграции и подлежащей централизованному заказу и распределению» предоставление копий (ксерокопий) заявлений о выдаче (замене) паспорта осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» по запросам субъекта персональных данных (только лицевая сторона заявления о выдаче (замене) паспорта), территориальных органов МВД России или уполномоченных органов.

Приведенными нормами права установлен запрет на передачу заявлений о выдаче (замене) паспорта, а также их пересылку, за исключением следственных и судебных органов.

Намерение судебного пристава-исполнителя получить с помощью справки формы № 1П сведения о родителях должников и их адресах правомерно расценено административным ответчиком как возможное нарушение законодательства о персональных данных в отношении лиц, не являющихся должниками по исполнительным производствам.

Исходя из содержания вышеуказанных норм закона и установленных по делу фактических обстоятельств, районный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Довод в апелляционной жалобе о том, что оспариваемый отказ в предоставлении сведений по форме 1П препятствует исполнению судебным приставом-исполнителем должностных обязанностей по исполнительным производствам, не может быть признан состоятельным, поскольку Федеральным законом «Об исполнительном производстве» судебный пристав наделен достаточными полномочиями для правильного и своевременного исполнения требований исполнительных документов.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы, и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

 

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Такой совокупности условий для принятия решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований по делу не установлено.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще применены нормы права, регулирующие правоотношения сторон.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 3 мая 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 9 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ведущего судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Тимагина Дмитрия Анатольевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.11.2024.