УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-003767-46
Судья Жилкина А.А. Дело № 33-4968/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 22
октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,
при секретаре Кузеевой Г.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Гаврилова Юрия Ивановича на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 24 июня 2024
года по гражданскому делу № 2-3008/2024, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Гаврилова Юрия Ивановича
к Отделению Фонда
пенсионного и социального страхования по Ульяновской области о признании
решения незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж,
назначении досрочной страховой пенсии по старости отказать.
Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения представителя
истца Гаврилова Ю.И. – Садеевой Г.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия
установила:
Гаврилов Ю.И. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области о признании незаконным решения, включении периодов учебы и службы в страховой
стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В
обоснование заявленных требований указал, что 05.04.2024 он обратился в
пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по
старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области от 12.04.2024 № *** ему было отказано в досрочном
назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых
пенсиях», в связи с отсутствием требуемого страхового стажа – 42 года.
При
этом в его страховой стаж в целях определения права на досрочное назначение
страховой пенсии по старости не были засчитаны следующие периоды: с 03.09.1979
по 22.02.1980 – учеба, ***, с 29.06.1983 по 01.07.1986 – служба, ***.
Просил
признать незаконным и отменить решение Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от
12.04.2024 № ***, обязать ответчика включить в страховой стаж, дающий право на
назначение страховой пенсии по старости досрочно периоды: с 03.09.1979 по
22.02.1980 – учеба, ***, с 29.06.1983 по 01.07.1986 – служба, *** и назначить
досрочную страховую пенсию по старости с 03.05.2024.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Гаврилов Ю.И. просит отменить решение
суда, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в
полном объеме.
В
обоснование доводов жалобы указывает, что в силу положений Постановления Совета
Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке
назначения и выплаты государственных пенсий», а также Закона Российской
Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской
Федерации» период его обучения в СПТУ подлежал включению в страховой стаж.
Ссылается
на неправильное применении судом положений Закона от 12.02.1993 № 4468-1 «О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской
Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их
семей».
Отмечает,
что действие положений статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции указанного Федерального закона от
04.11.2022, распространяется на правоотношения, возникшие с 24.02.2022, в связи
с чем данные положения не могли быть применены к истцу.
Не
соглашается с выводом суда о том, что периоды учебы и службы в органах МВД
учтены пенсионным органом в общем страховом стаже истца.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о
времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях
относительно жалобы, представления.
Выслушав пояснения представителя истца, проверив материалы дела, обсудив
доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Гаврилов
Юрий Иванович, ***, 05.04.2024 обратился в Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с
заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О
страховых пенсиях» (л.д. 40-41).
Решением территориального органа Пенсионного фонда
Российской Федерации от 12.04.2024 № *** в назначении такой пенсии Гаврилову
Ю.И. отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа – 42 года. Принятый
к учету страховой стаж Гаврилова Ю.И. составил 39 лет 4 месяца 14 дней (л.д. 21об.‑22).
При этом пенсионным органом в страховой стаж истца в целях
определения права на назначение досрочно страховой пенсии по старости не засчитаны
следующие периоды: период учебы в *** с 03.09.1979 по 22.02.1980, период службы
в *** с 29.06.1983 по 01.07.1986.
Не согласившись с данным решением пенсионного органа, Гаврилов
Ю.И. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных
требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок исчисления
страхового стажа, необходимого для приобретения права на досрочную страховую
пенсию по старости в связи с длительной работой, отличается от правил
исчисления страхового стажа, применяемых при определении права на страховую
пенсию по старости, и предусматривает ограничения, исключающие включение в
страховой стаж, в том числе, периодов службы, что обусловлено льготным
характером данного вида пенсии и его целевым предназначением; право на
досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не
менее 42 лет (для мужчин) действующим пенсионным законодательством ранее
предусмотрено не было; оснований для включения спорных периодов с 03.09.1979 по
22.02.1980 и с 29.06.1983 по 01.07.1986, в подсчет страхового стажа,
необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и
назначения пенсии досрочно, ранее достижения истцом возраста 64 лет, у
ответчика не имелось; при определения права на страховую пенсию по старости
указанные периоды учебы и службы в органах МВД пенсионным органом учтены в
общем страховом стаже Гаврилова Ю.И., нарушений пенсионных прав не допущено.
Судом также отмечено, что законодатель, вводя новую льготу
по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж,
предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии
по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению
только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории
Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и
уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из иных
периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ, - только периоды получения пособия по обязательному социальному
страхованию в период временной нетрудоспособности.
Все остальные периоды, включая спорные в подсчет страхового
стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, не входят.
Возможность включения в страховой стаж периодов военной
службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской
Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно‑исполнительной
системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», а
также учебы, для определения права на страховую пенсию по старости в
соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ,
частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, не
предусмотрена.
Оснований
не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции у судебной
коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам
дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих
спорные правоотношения.
Согласно части
1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65
и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений,
предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В
соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы
и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего
Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также
другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации
от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной
службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках
национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Таким
образом, законодателем период службы в органах внутренних дел отнесен к
самостоятельным периодам, которые подлежат включению в страховой стаж наравне с
периодами, в течение которых имела место уплата страховых взносов при
осуществлении гражданином трудовой деятельности при назначении пенсии на общих
основаниях по достижении возраста, установленного частью 1 статьей 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Вместе
с тем, мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет, страховая пенсия по
старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста,
предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения
возраста 60 лет (часть 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Следовательно,
в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсия назначается со снижением
общеустановленного возраста, то есть досрочно при наличии длительного
страхового стажа. Право на досрочное назначение страховой пенсии при наличии
страхового стажа не менее 42 лет (для мужчин) ранее действующим пенсионным
законодательством предусмотрено не было.
Частью
9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» установлен самостоятельный порядок исчисления страхового стажа при
досрочном назначении пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 данного Федерального
закона.
Так,
согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ
«О страховых пенсиях» (в редакции, распространяющей свое действие на
правоотношения, возникшие с 24.02.2022, в том числе на момент обращения истца в
пенсионный орган) при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2
статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на
страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются)
периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11
настоящего Федерального закона (то есть периоды за которые уплачивались
страховые взносы), а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды
прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной
операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в
специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части
8 настоящей статьи, то есть без применения законодательства действовавшего в
период выполнения соответствующей работы.
Изложенное
свидетельствует, что законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в
отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок
исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию.
Согласно
указанному порядку в страховой стаж подлежат включению только периоды,
предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, то есть
периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории
Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального
закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые
взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Из
числа иных периодов, предусмотренных пунктами 1, 2 и 12 части 1 статьи 12
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», где
страховые взносы не уплачивались, в стаж включаются только периоды прохождения
военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в
период прохождения военной службы (из числа предусмотренных пунктом 1 части 1
статьи 12), периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию
в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12) и периоды
участия в специальной военной операции лиц, пребывавших в добровольческом формировании,
предусмотренном Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (пункт
12 части 1 статьи 12).
Все
остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения
пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не входят.
Спорный
период службы истца с 29.06.1983 по 01.07.1986 в органах *** в соответствии с Законом
Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,
войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» является
периодом приравненным к военной службе.
Вместе
с тем, он не относится к числу указанных в части 9 статьи 13 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов военной
службы по призыву, периоду участия в специальной военной операции в период
военной службы или пребывания в добровольческом формировании.
Вопреки
доводам апелляционной жалобы, возможность включения в страховой стаж периодов
военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом
Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,
войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», к которой
относится период службы в органах внутренних дел, для определения права на
страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, частью 9 статьи 13 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ, не предусмотрена.
Доводы
апелляционной жалобы истца о том, что в силу положений Постановления Совета
Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке
назначения и выплаты государственных пенсий», а также Закона Российской
Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской
Федерации» период его обучения в СПТУ подлежал включению в страховой стаж,
также являются несостоятельными, поскольку часть 1.2 статьи 8 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающая право
граждан, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и
женщины) на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста,
предусмотренного частью 1 статьи 8 указанного закона, введена Федеральным законом
от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», и вступила
в действие с 01.01.2019, с этой же даты, вступили в действие положения пункта
9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых
пенсиях», устанавливающие порядок исчисления страхового стажа лиц, указанных в части
1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, вследствие чего в период обучения
истца с 03.09.1979 по 22.02.1980, законодательством не было предусмотрено право
на назначение страховой пенсии по старости в связи с наличием продолжительного
страхового стажа не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины) ранее
достижения пенсионного возраста, а также не был установлен порядок подсчета
указанного страхового стажа, в связи с чем оснований для применения какого-либо
иного порядка подсчета страхового стажа не имеется.
С
учетом изложенного, правильно применив вышеуказанное правовое регулирование,
учитывая, что периоды учебы и службы в *** не относятся к периодам, которые
могут быть зачтены в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа,
у истца Гаврилова Ю.И. на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право
на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи
13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
составил менее 42 лет, суд первой инстанции пришел к верному выводу об
отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы
апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда о том, что периоды учебы и
службы в органах *** учтены пенсионным органом в общем страховом стаже истца,
не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, так как опровергаются
имеющейся в материалах дела выпиской из лицевого счета застрахованного лица.
При этом общий трудовой (страховой) стаж истца не идентичен страховому стажу,
учитываемому при определении права на пенсию в соответствии с частью 1.2 статьи
8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых
пенсиях».
В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы не
опровергают правильность выводов суда, по существу повторяют позицию истца в
суде первой инстанции, основанную на ошибочном толковании действующего
законодательства, регулирующего возникшие правоотношения сторон.
Суд с
достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку
представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела и
действующему законодательству.
При указанных обстоятельствах, решение суда следует признать законным и
обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену
обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска
от 24 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную
жалобу Гаврилова Юрия Ивановича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в
течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения, по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 1 ноября 2024 года.