Судебный акт
О признании незаконным действий исправительного учреждения
Документ от 29.10.2024, опубликован на сайте 12.11.2024 под номером 115254, 2-я гражданская, о признании бездействий ответчика незаконными, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

 

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-006097-59

Судья Русакова И.В.                                                                    Дело №33а-4347/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      29 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,                         

судей Кинчаровой О.Е., Сычёвой О.А.,

при помощнике судьи Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Попкова Виталия Игоревича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 12 декабря 2023 года по делу №2-4256/2023, которым постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Попкова Виталия Игоревича к  федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о признании незаконным распространения сведений, имеющих гриф «ДСП», признании незаконным наложения профилактического учета и продления профилактического учета, признании распространения сведений о профилактическом учете порочащими честь и достоинство, взыскании компенсации морального вреда за распространение порочащих сведений в размере 1 000 000 руб., признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсационной выплаты в размере              1 000 000 руб. отказать.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., судебная коллегия

 

установила:

 

Попков В.И. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области) о признании незаконным распространения сведений, имеющих гриф «ДСП», признании незаконным наложения профилактического учета и продления профилактического учета, признании распространения сведений о профилактическом учете порочащими честь и достоинство, взыскании компенсации морального вреда за распространение порочащих сведений в размере 1 000 000 руб., признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере              1 000 000 руб.

В  обоснование  иска указал, что 9 сентября 2023  года в отряде №4 ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, где содержался он, была размещена табличка с расположением спальных мест. В этой табличке его спальное место  отмечено черным цветом с пояснениями, что черный цвет – это осужденные, поставленные на профилактический учет, как склонные к совершению преступлений с использованием технических средств связи. Такие сведения являются материалами для служебного пользования и не могут распространяться среди осужденных. Своего согласия на распространение такой информации он не давал.

Вышеуказанный профилактический учет в отношении него был установлен незаконно, поскольку 25 апреля 2023 года на заседании административной комиссии осужденный М*** А. подписал документы из г.Сочи в отношении него. Он вынужден был поставить свою подпись рядом с подписью М*** А. Это свидетельствует о незаконности документа.              

Установление профилактического учета является нецелесообразным и противоречит Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, поскольку лишение свободы и так предусматривает отсутствие  у осужденного возможности пользоваться техническими средствами связи. При нахождении в исправительном учреждении в использовании технических средств связи истец замечен не был, следовательно, отсутствовали основания для постановки его на профилактический учет.

Более того, информация о нахождении его на профилактическом учете, размещенная на табличке,  порочит  его честь, репутацию. Распространение порочащей информации выражается в том, что табличку со сведениями о его постановке на профилактический учет  видели другие осужденные, содержащиеся в отряде № 4. Ему причинен моральный вред в связи с распространением сведений, порочащих его честь и достоинство.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащих условиях содержания, что является основанием к присуждению ему компенсации. 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Попков В.И., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, передать дело в суд первой инстанции для нового судебного разбирательства.

В обоснование указывает, что административным ответчиком своевременно на были представлены ему возражения, в связи с чем нарушено его право на подготовку к судебному разбирательству.

Обязательным условием для постановки осужденного на профилактический учет является наличие достоверных и проверенных сведений о его намерении совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские психологические показания. Однако в отношении него такие сведения отсутствуют. В приговоре Адлеровского районного суда города Сочи не указано, что он намерен совершать преступления с использованием технических средств связи. Никаких проверок на наличие у него таких преступных намерений не проводилось, следовательно, постановка на профилактический учет является незаконной.

Сотрудник колонии Г*** П.В., составивший рапорт, послуживший основанием для его постановки на профилактический учет, начальник исправительного учреждения, принявший соответствующее решение, должны были быть привлечены судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц либо  ответчиков.

Судом не установлено лицо, составившее рапорт о продлении профилактического учета в отношении него.

Установленный судом факт отсутствия положительной динамики в соблюдении им порядка отбывания наказания не является  основанием к продлению профилактического учета.

К участию в деле следовало привлечь в качестве соответчиков сотрудников исправительной колонии Б*** Е.Ф., П*** В.В., а также ФСИН России, как главного распорядителя бюджетных средств.

Суд не представил возможности сторонам выступить с репликами.

Определением судьи Ульяновского областного суда от 15 августа 2024 года постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.  

В судебном заседании 8 октября 2024 года Попков В.И. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы с учетом дополнений, по доводам, изложенным в ней, просил отменить решение суда, был извещен о месте и времени заседания суда 29 октября 2024 года, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность принятого по делу решения в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении административного дела в апелляционном порядке суд проверяет правильность применения судом норм материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 4 части  2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одним из оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Такие нарушения допущены судом при рассмотрении настоящего административного дела.

Статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. Так, пунктом 4 названной статьи установлено, что при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Подпунктом 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314, определено, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Положения части  1 статьи 176 и части 1 статьи  178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющие в том числе  то, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, являются процессуальными гарантиями реализации права сторон на судебную защиту и не допускают произвольного изложения в судебном решении заявленных требований, изменения судом предмета судебного разбирательства, а также требуют от суда правильного определения процессуального статуса лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью  4 статьи  38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Следовательно, судом первой инстанции должен разрешаться вопрос о правах и об обязанностях лиц, привлеченных к участию в административном деле, в соответствующем закону статусе.

В рассматриваемом случае в нарушение части 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле судом не привлечена ФСИН России, являющаяся, как главный распорядитель бюджетных средств, надлежащим административным ответчиком по требованиям административного истца о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, и чьи права могут быть затронуты при разрешении административного иска.

Учитывая, что по делу установлены обстоятельства непривлечения судом к участию в деле в качестве административного ответчика ФСИН России, судебная коллегия в силу положений пункта 3 статьи 309, пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу об отмене принятого по делу решения с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные процессуальные нарушения, верно определить содержание заявленных административным истцом требований и принять законное и обоснованное решение в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующими спорные правоотношения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 12 декабря 2023 года  отменить, административное дело направить в Заволжский районный суд города Ульяновска на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 ноября 2024 года