Судебный акт
Оспаривание заключения межведоственной комиссии
Документ от 29.10.2024, опубликован на сайте 18.11.2024 под номером 115225, 2-я гражданская, о признании незаконным заключения межвежовственной комиссии об оценке соостветствия МКД требованиям, возложить обязанность рассмотреть вопрос признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-001837-16

Судья Грачева Т.Л.                                                                            Дело №33а-4697/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         29 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10 апреля     2024 года по делу №2а-1869/2024, по которому постановлено:

административные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии администрации города Ульяновска от 29.08.2019 № *** об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в отношении многоквартирного жилого дома № ***.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома № *** аварийным и подлежащим сносу.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., объяснения прокурора             Стерлядевой Е.В., законного представителя Б***  Г.Р. – Богданович О.В., заинтересованного лица Волгина А.Н., полагавших решение суда не подлежащим отмене, возражения заинтересованного лица – Поповой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы администрации г.Ульяновска, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего Б*** Г.Р., обратился с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о признании заключения межведомственной комиссии незаконным.

В обоснование требований указал, что прокуратурой района по поступившему из Ленинского районного суда г. Ульяновска частному определению от 29.01.2024     №2-9/24 об аварийном состоянии дома № *** проведена проверка исполнения законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

Установлено, что проведенным специалистом Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (далее - Департамент) обследованием дома №*** (акт от 24.07.2019) установлено, что указанный дом 1917 года постройки, состоящий из 4 квартир, имеет значительные разрушения (обрушение стен, потолка, пола, значительное отклонение от вертикали, прогибы пола, разрушение кровельного покрытия, отсутствие оконных заполнений). Козырек над входом в кв. 3 имеет признаки разрушения, деформации. Часть фундамента, выступающая за внешний уровень земли по всему периметру дома, имеются разрушения. Стены дома имеют отклонение от горизонтали, прогибы, рассыхание, коробление, разрушение дранки и отдельных бревенчатых элементов. Напольное покрытие имеет трещины, зыбкость, деформацию в виде прогиба внутрь дома. Потолок в местах общего пользования имеет разрушение, рассыхание, трещины, зыбкость.

В этой связи 26.07.2019 Департаментом вынесено заключение о признании многоквартирного дома № *** аварийным, подлежащим сносу либо реконструкции, которое вместе с актом от 26.07.2019 направлены в администрацию г. Ульяновска для рассмотрения вопроса о признании дома аварийным.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации      г. Ульяновска от 29.08.2019 № *** по результатам рассмотрения акта и заключения Департамента принято решение об отсутствии оснований для признания дома №*** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при этом обследование технического состояния дома, в том числе специализированной экспертной организацией, администрацией г.Ульяновска не было организовано и не проводилось, принятое заключение в нарушение требований законодательства является немотивированным.

Между тем, обжалуемое заключение не соответствует требованиям закона, поскольку представляется неясным, по какой причине комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу при наличии заключения Департамента, являющегося органом, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора в области жилищного законодательства. Какие-либо доводы межведомственная комиссия не привела, дополнительное обследование дома не проводилось. Техническая документация на дом не запрашивалась. Доводы Департамента об аварийном состоянии дома ничем не опровергнуты.

Кроме того, с заключением межведомственной комиссии администрации г.Ульяновска от 29.08.2019 №*** собственники дома не ознакомлены, о его существовании не знали, его копию не получали.

Таким образом, вопреки требованиям приложения №1 к Положению, заключение межведомственной комиссии администрации г. Ульяновска от 29.08.2019 № *** мотивированного обоснования принятого комиссией решения не содержит.

Более того, проведенным 26.02.2023 Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области обследованием дома № *** установлено, что он имеет признаки аварийности: обрушение стен, потолка, пола, значительное отклонение от вертикали, прогибы пола, разрушение кровельного покрытия.

Совершенные администрацией г. Ульяновска неправомерные действия грубым образом нарушают жилищные права несовершеннолетнего Б*** Г.Р., *** г.р., и других жителей дома.

Прокурор просил признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 29.08.2019 №*** об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в отношении многоквартирного жилого дома   №***; возложить на администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома №*** аварийным и подлежащим сносу.

Судом к участию в деле в качестве законного представителя несовершеннолетнего истца привлечена Богданович О.В., в качестве заинтересованных лиц - Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы указывает, что то обстоятельство, что указанный дом является аварийным и подлежащим сносу, установлено вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29.01.2024 по делу № 2-9/2024, в связи с чем требование о возложении обязанности на администрацию г.Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании данного жилого дома аварийным и подлежащим сносу не подлежит удовлетворению. 

Полагает, что прокурором пропущен срок исковой давности для обращения в суд.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

В свою очередь на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 7 Положения).

Согласно п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям и принимает решение в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.

Пунктами 44 - 47 Положения установлена процедура проведения оценки соответствия помещения, многоквартирного дома установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятие решения по результатам работы комиссии.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43).

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Как установлено судом и следует из материалов дела, проведенным специалистом Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (далее - Департамент) обследованием дома №*** (акт от 24.07.2019) установлено, что указанный дом 1917 года постройки, состоящий из 4 квартир, имеет значительные разрушения (обрушение стен, потолка, пола, значительное отклонение от вертикали, прогибы пола, разрушение кровельного покрытия, отсутствие оконных заполнений). Козырек над входом в кв. 3 имеет признаки разрушения, деформации. Часть фундамента, выступающая за внешний уровень земли по всему периметру дома, имеются разрушения. Стены дома имеют отклонение от горизонтали, прогибы, рассыхание, коробление, разрушение дранки и отдельных бревенчатых элементов. Напольное покрытие имеет трещины, зыбкость, деформацию в виде прогиба внутрь дома. Потолок в местах общего пользования имеет разрушение, рассыхание, трещины, зыбкость.

26.07.2019 Департаментом вынесено заключение о признании многоквартирного дома №*** аварийным, подлежащим сносу либо реконструкции, которое вместе с актом от 26.07.2019 направлено в администрацию г.Ульяновска для рассмотрения вопроса о признании дома аварийным.

Заключением межведомственной комиссии администрации г.Ульяновска от 29.08.2019 № *** по результатам рассмотрения акта и заключения Департамента принято решение об отсутствии оснований для признания дома № *** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Из материалов инвентарного дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: ***, не соответствовал строительным и техническим нормам уже в 1978 году.

Согласно акту обследования от 05.06.1978 фундаментом дома служат стены первого этажа, стены-бревна, имеются опасные деформации, значительные повреждения от гнили, износ 50%, состояние неудовлетворительное.

Из выписки описания конструктивных элементов этого дома по состоянию на 08.08.1989 видно, что износ фундамента 70%, ремонт нецелесообразен; стены износ 65%, капитальный ремонт нецелесообразен, требуется полная замена стен.

Решением Ульяновского городского Совета народных депутатов от 08.06.1989 №573 Ульяновскому центру микроэлектроники разрешен снос домовладения №***; Отделу по учету и распределению жилой площади постановлено выдать ордера под переселение в соответствии со ст. 137 Жилищного Кодекса РСФСР. Данное решение не исполнено до настоящего времени.

В соответствии с выводами судебной строительно-технической экспертизы экспертов ООО «УЛСТЭ», проведенной в рамках гражданского дела №2-9/24, изложенными в заключении от 22.01.2024, имеются недостатки объекта недвижимости, в части благоустройства территории и нарушения противопожарной безопасности здания, расположенного по адресу: г***, в том числе в части: фасад здания находится в ненормативном состоянии. Остекление и оконные заполнения имеют множественные повреждения. Имеется крен и деформация наружных стен, повреждение несущих венцов, ослабление. Отмостка по периметру отсутствует. Жилой дом №*** не соответствует требованиям нормативно-технической документации,  имеются трещины, деформации, прогибы перекрытий, а также стен. Выявленные недостатки на момент исследования влияют на безопасность объекта исследования в части состояния несущих конструкций, отключения объекта от инженерных сетей. В соответствии с таблицей №1 данного заключения следует, что объект исследования – жилой дом по ул. *** в соответствии с требованиями ГОСТ 311067-2011, СП 13-102-2003 относится к аварийному. Техническое состояние конструкций здания, расположенного по адресу: ***, характеризуется как аварийное.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным оспариваемого заключения межведомственной комиссии, поскольку в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права именно администрация муниципального образования должна принять меры для установления фактического состояния объекта, в отношении которого должно быть принято заключение в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Поскольку межведомственная комиссия, принимая оспариваемое  заключение по обращению Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, фактически уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа и не дала оценки представленному  акту обследования жилого дома, то у суда первой инстанции имелись основания, предусмотренные  пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения требований прокурора.

Как верно указано судом, совершенные администрацией г.Ульяновска неправомерные действия грубым образом нарушают жилищные права несовершеннолетнего Б*** Г.Р., *** г.р., и других жителей дома. Проживание в указанном доме небезопасно.

Вопреки доводам жалобы, обследование технического состояния дома, в том числе специализированной экспертной организацией, администрацией г. Ульяновска не было организовано и не проводилось, принятое заключение в нарушение требований законодательства является немотивированным.

Довод жалобы о пропуске срока для обращения в суд является несостоятельным, срок прокурором не пропущен.

С заключением межведомственной комиссии администрации г.Ульяновска от 29.08.2019 №*** собственники дома не ознакомлены, о его существовании не знали, его копию не получали, Богданович О.В. обратилась в прокуратуру в заявлением о защите прав ее несовершеннолетнего сына Б*** Г.Р. 28.02.2024, исковое заявление подано в суд 14.03.2024.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на признание дома аварийным решением суда по гражданскому делу Ленинского районного суда г.Ульяновска          № 2-9/24 является несостоятельной, поскольку по данному делу рассматривался иск администрации г.Ульяновска к жильцам спорного дома о возложении обязанности осуществить разбор аварийных конструкций, привести в нормативное состояние фасад здания. Решением суда от 29.01.2024 в удовлетворении иска было отказано. Требования о признании дома аварийным и подлежащим сносу в рамках указанного дела не заявлены. Решение  сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.

Ошибочное указание судом в оспариваемом решении на неучастие в судебном заседании представителя административного ответчика на правильность выводов суда не влияет и основанием для отмены решения служить не может. Указанная описка подлежит исправлению судом первой инстанции в порядке ст.184 КАС РФ.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.10.2024.