Судебный акт
Об оспаривании постановления органа местного самоуправления
Документ от 15.10.2024, опубликован на сайте 01.11.2024 под номером 115184, 2-я гражданская, о признании незаконным постановления в части установления срока отселения физических и юридических лиц из аварийного дома подлежащего сносу, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-002156-29

Судья Жилкина А.А.                                                                   Дело № 33а-4463/2024 

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   15 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Кинчаровой О.Е., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 апреля 2024 года по делу № 2а-2008/2024, по которому постановлено:

административное исковое заявление прокурора Ленинского района               г. Ульяновска в интересах несовершеннолетней *** удовлетворить.

Признать незаконным *** постановления администрации города Ульяновска от *** №*** «О признании многоквартирного дома № *** аварийным и подлежащим сносу».

Обязать администрацию города Ульяновска установить разумный срок для проведения мероприятий по расселению аварийного многоквартирного жилого дома по *** до 31 декабря 2025 года.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., пояснения представителя администрации города Ульяновска Болотиной Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора  Радченко В.С.,  Мумлевой И.Н., Засимовой Е.Л., Киселевой Е.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, Абитова Р.Ф., выразившего несогласие с установленным решением суда сроком расселения, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней *** к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления администрации города Ульяновска от *** № *** «О признании многоквартирного дома № *** аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № ***, до 31 декабря 2033 года, возложении обязанности установить срок отселения  граждан из указанного дома до 31 декабря 2025 года.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района             города Ульяновска была проведена проверка законности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов, по результатам проведения которой установлено, что многоквартирный жилой дом по *** был признан аварийным и подлежащим сносу, техническое состояние несущих конструкций многоквартирного дома характеризуется их разрушениями, повреждениями и деформациями, что свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения дома.

Оспариваемым постановлением администрации города Ульяновска срок отселения для указанного дома установлен до 31 декабря 2033 года.

Поскольку дальнейшая эксплуатация дома и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации города Ульяновска об установлении срока отселения граждан из указанного многоквартирного дома до 31 декабря 2033 года нарушает права граждан на благоприятную среду проживания. Установление длительного срока до 2033 года посягает на интересы неопределенного круга лиц - собственников, нанимателей помещений многоквартирного дома, членов их семей, не отвечает принципу разумности, грозит обрушением конструкций дома и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Учитывая    техническое    состояние    дома    № ***, разумным следует считать установление срока отселения жителей из указанного дома до 31 декабря 2025 года.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Слепко Н.А., Слепко В.А., Слепко В.В., Единина О.Ю., Куракова Е.С., Засимова Е.Л., Пяткин А.В., Власова Н.Ю., Мумлева И.Н., Игитова И.Е., Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области.  

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что конкретные сроки, в которые производится отселение жителей из аварийного дома, законом не установлены. Жилищным кодексом РФ не установлены требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Жители многоквартирного дома № *** вправе обратиться в администрацию города Ульяновска за предоставлением им для временного проживания жилых помещений маневренного фонда. Однако жители данного дома отказываются от временного проживания в маневренном фонде.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Игитова А.В. – Тришин В.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились Пяткин И.А., Игитов А.В. и его представитель Тришин В.А.,  Игитова И.Е., Парамонов Р.В., Синченя Н.С., Марянян И.Г., Киселев С.К., Киселева Е.С., Сорокина Л.Н., Слепко Н.А., Слепко В.А., Слепко В.В., Единина О.Ю., Куракова Е.С., Пяткин А.В., Власова Н.Ю., Мумлева Н.А., представители Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, ООО «Техностарт», о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив административное дело в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

Как установлено по делу, заключением межведомственной комиссии от *** года № *** признан аварийным и подлежащим сносу (том 1 л.д. 129-131).

Постановлением администрации  города Ульяновска от *** года № *** указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения  граждан из указанного дома предусмотрен до 31.12.2033 (том 1 л.д. 13).

Согласно  акту экспертного  исследования № *** по определению технического состояния многоквартирного дома  № ***, составленному  экспертом  ***, по результатам обследования основных несущих контракций многоквартирного жилого дома №*** 5 февраля 2024 года установлено, что на фундаменте имеются трещины, пигментация зеленоватого оттенка, растительность в трещинах. Имеется перекос оконных проемов, с фасадной стороны подшивка имеет деформацию, визуализируется крен становой конструкции с выпиранием досок в районе перемычки. Обшивка фасадов деформирована. В кладке имеются стягивающие закладные детали. Наблюдается просадка конструкции и излом конструктивных элементов. Наблюдается смещение подпорной стенки. Трещина имеет зазор более 10 мм в вертикальном исполнении с разрывом кладки по двум участкам. Исследуемая зона значительно изменена. При исследовании перекрытий  установлены значительные участки с деформацией отделки потолков. Прогиб по внутренним стенам, освобожденным от обшивки, составляет 45 мм, вертикальность конструкции – 50 мм. Имеется смещение расположения несущих элементов в оси с раскрытием швов на отдельных участках – 15-20 мм, множественные образования продольных трещин. В виду смещения досок по перекрытиям происходит деформация пола как первого, так и второго этажа. На первом этаже происходит смещение и провал конструкций, затхлый запах, гниение досок. На втором этаже наблюдается крен пола. Со стороны кровли наблюдается смещение опор и стропильных ног, вымачивание конструкций. Просадка перекрытия, несущих балок.

Таким образом, множественные следу увлажнения конструкций на карнизных участках  в данном доме имеются трещины, деформации, прогибы балок, перекрытий, а также стен, объект исследования не соответствует нормативно-техническим требованиям. Выявленные недостатки на момент исследования влияют на безопасность объекта исследования в части состояния несущих конструкций. Объект исследования несет угрозу жизни и здоровью собственников и третьих лиц.  Техническое состояние конструкций многоквартирного жилого дома характеризуется как аварийное, степень износа составляет 69,8% (том 1 л.д. 105-128).

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 ЖК РФ).

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Согласно пункту 49 указанного Положения к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из смысла названных норм, решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещения, в которых проживают граждане, представляют опасность для жизни и здоровья человека по причине их аварийного состояния, то восстановление жилищных прав не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Выявленные дефекты и повреждения, указывающие на аварийное состояние конструкций дома, свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора о признании неразумным срока отселения из многоквартирного дома жителей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, его техническое состояние представляет угрозу для проживающих в нем лиц, в связи с чем установленный административным ответчиком срок отселения не отвечает признакам разумности, следовательно, постановление в оспариваемой части не может быть признано законным и обоснованным.

С выводами районного суда в указанной части судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на исследованных доказательствах по делу, которым дана надлежащая правовая оценка.

Принимая во внимание установленный в ходе рассмотрения дела аварийный характер повреждений несущих конструкций многоквартирного жилого дома, свидетельствующий об угрозе обрушения дома, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, правомерно принял решение об установлении администрации  города Ульяновска срока для проведения мероприятий по расселению аварийного дома до  31 декабря 2025 года.

Довод апелляционной жалобы о том, что определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, не опровергает установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем техническом состоянии конструкций жилого дома, и вывод суда о необходимости установления администрацией города Ульяновска реального, более короткого, срока отселения жильцов из аварийного дома в целях соблюдения их прав и охраняемых законом интересов.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст.ст.85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись все основания для удовлетворения требований прокурора с возложением на административного ответчика обязанности совершить в определенный срок действия по отселению граждан из аварийного жилья, поскольку установленный оспариваемым постановлением срок отселения граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, - до 31 декабря 2033 года, не отвечает требованиям разумности и является чрезмерно длительным, с учетом физического износа здания и наличия угрозы обрушения дома.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 октября 2024 года