Судебный акт
О взыскании налогов и пени
Документ от 15.10.2024, опубликован на сайте 31.10.2024 под номером 115126, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по обязательным платежам, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2024-001583-45

Судья Берхеева А.В.                                                                       Дело №33а-4225/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      15 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,   

судей Васильевой Е.В., Буделеева В.Г.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сахарова Алексея Николаевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 23 мая 2024 года по делу №2а-903/2024, которым постановлено:

административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Сахарову Алексею Николаевичу (***) удовлетворить.

Взыскать с Сахарова Алексея Николаевича, проживающего по адресу: ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по ЕНС в общей сумме 100 270,31 руб., в том числе страховые взносы, уплачиваемые налогоплательщиками, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам – 45 842 руб. за 2023 год; страховые взносы за периоды до 01.01.2023 – 34 394,62 руб. за 2022 год, страховые взносы на ОМС за период до 01.01.2023  - 4491,18 руб. за 2022 год, пени 15 542,51 руб. за период с 21.01.2019 по 15.01.2024.

Взыскать с Сахарова Алексея Николаевича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 3291 руб.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее – УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Сахарову А.Н. о взыскании задолженности по обязательным платежам.

В обоснование административного иска налоговый орган указал, что Сахаров А.Н. состоит на налоговом учете, является плательщиком установленных законом налогов и сборов. По данным информационного ресурса УФНС России по Ульяновской области у Сахарова А.Н. по состоянию на 22.03.2024 имеется отрицательное сальдо ЕНС в сумме 108 127,74 руб., в том числе: страховые взносы, уплачиваемые плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам – 45 842 руб. за 2023 год; страховые взносы за периоды до 01.01.2023 – 43 147,80 руб. за 2022 год, пени 19 137,94 руб.

С 11.09.2014 Сахаров А.Н. зарегистрирован в качестве адвоката и согласно п.1 п.п.1 ст.419 НК РФ является плательщиком страховых взносов. В сроки, установленные законодательством, налоговые обязательства Сахаровым А.Н. не были исполнены.

В целях принудительного взыскания вынесены судебные акты, в связи с просрочкой которых возникла задолженность по пени, указанная в рассматриваемом административном иске: судебный приказ №*** от 25.05.2020, №*** от 15.03.2022.

За период с 21.01.2019 по 15.01.2024 на задолженность начислены пени в размере 15 542,51 руб.

Согласно ст.ст. 69 и 70 НК РФ Сахарову А.Н. направлено требование об уплате задолженности от 25.09.2023 №284561, в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо, а также об обязанности уплатить в установленный срок до 28.12.2023 сумму отрицательного сальдо ЕНС.

В связи с отменой 13.03.2024 судебного приказа от 08.02.2024 по делу     №*** требование предъявлено в порядке искового производства.

УФНС России по Ульяновской области просило, с учетом уточнения требований в связи с уплатой Сахаровым А.Н. 25.04.2024 ЕНС в сумме 4262руб., взыскать с административного ответчика задолженность по ЕНС в общей сумме 100 270,31 руб., в том числе страховые взносы, уплачиваемые налогоплательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам – 45 842 руб. за 2023 год; страховые взносы за периоды до 01.01.2023 – 34 394,62 руб. за 2022 год, страховые взносы на ОМС за период до 01.01.2023 - 4491,18 руб. за 2022 год, пени 15 542,51 руб. за период с 21.01.2019 по 15.01.2024.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Сахаров А.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указывает, что с 10.04.2024 в связи с полученной травмой находится дома на больничном, в связи с чем, не мог получать в отделении почты какие-либо извещения и уведомления. Телефонных звонков из суда ему не поступало. О принятом решении узнал из письма, которое ему принесла домой почтальон. О судебном заседании не извещался, административное исковое заявление не получал.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность принятого по делу решения по правилам ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока (п.1 ст.45 НК РФ).

В силу ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете (далее - ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее - ЕНП).

Данная статья введена в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ. Согласно пункту 1 указанной статьи единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктами 4, 5 указанной статьи предусмотрено, что единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6).

В соответствии с подп.1 п.1 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом, согласно п.2 ст.4 названного Федерального закона в целях п.1 ч.1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек срок их взыскания.

В силу п.10. ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» денежные средства, поступившие после 01.01.2023 в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со ст.45 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

Положениями подп. 1 п.3 ст.44, подп.1 п.7 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п.13 ст.45 НК РФ, со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ.

В связи с неуплатой в установленные сроки налогов, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику подлежат начислению пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % = пени (руб.).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 000 руб.

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена (п.4 ст.48 НК РФ).

Как установлено судом, Сахаров А.Н. зарегистрирован в качестве адвоката с 11.09.2014 и в соответствии со ст.419 НК РФ является плательщиком страховых взносов. 

За расчетный период 2022 год административный ответчик должен уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 34 445 руб., на обязательное медицинское страхование – 8766 руб.

За расчетный период 2023 год Сахаров А.Н. должен уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в сумме 45 842 руб.

В связи с неоплатой страховых взносов налогоплательщику выставлено требование №284561 от 25.09.2023 об уплате в срок до 28.12.2023 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 34 394,62 руб., на обязательное медицинское страхование – 8753,18 руб. (л.д.10).

С 01.01.2024 у административного ответчика возникла обязанность по уплате страховых взносов за 2023 год на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в общей сумме 45 842 руб.

Поскольку отрицательное сальдо по ЕСН, указанное в требовании №284561 от 25.09.2023 не погашено, новое требование в связи с увеличением суммы страховых взносов не выставляется.

Налоговый орган обратился в установленный законом срок к мировому судье судебного участка №3 Димитровградского судебного района Ульяновской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Сахарова А.Н. спорной задолженности по страховым взносам и пени в общей сумме 104 532,31 руб., а после отмены 13.03.2024 судебного приказа от 08.02.2024 (дело №***) – в суд с настоящим административным иском (л.д. 62-66).

25.04.2024 Сахаров А.Н. произвел единый налоговый платеж (ЕНП) в сумме 4262 руб., который распределен налоговым органом по правилам ст.45 НК РФ на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по сроку уплаты 09.01.2023, то есть на погашение недоимки за 2022 год.

В связи с указанным задолженность административного ответчика по страховым взносам уменьшилась и составила: за 2023 год – 45 842 руб., за 2022 год на обязательное пенсионное страхование – 34 394,62 руб., за 2022 год на обязательное медицинское страхование - 4491,18 руб. (8753,18 – 4262).

В отсутствие со стороны административного ответчика доказательств погашения спорной задолженности по страховым взносам суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении уточненных требований УФНС России по Ульяновской области в данной части.

Относительно требований административного истца о взыскании с Сахарова А.Н. пени за период с 21.01.2019 по 15.01.2024 в сумме 15542,51 руб. судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из подробного расчета пени за период с 21.01.2019 по 31.12.2022, пени начислены налоговым органом на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2019 и 2021 годы, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, взысканную судебным приказом мирового судьи судебного участка №3 Димитровградского судебного района Ульяновской области от 25.05.2020 по делу *** (л.д. 70-73); на задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, задолженность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование за 2021 год, взысканную судебным приказом мирового судьи судебного участка №2 Димитровградского судебного района Ульяновской области (исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №3 Димитровградского судебного района Ульяновской области от 15.03.2022 по делу №*** (л.д. 66 оборот – 70), а также на недоимку по страховым взносам за 2022 и 2023 годы, заявленную в настоящем административном иске.

Подробный расчет пени приведен административным истцом в таблицах по каждому налогу (л.д. 13-19), которые содержат суммы недоимки для начисления пени, суммы уплаченных налогов с указанием дат погашения задолженности, периоды приостановления начисления пени с 28.03.2022 по 02.10.2022 в соответствии с постановлением Правительства РФ №497 от 28.03.2022.

Расчет пени за период с 01.01.2023 по 15.01.2024 произведен административным истцом на общую сумму ЕНС, в которую вошла сумма задолженности по страховым взносам и налогам, сформировавшаяся на 01.01.2023 с последующей корректировкой с учетом поступивших платежей (л.д.12).

Административным ответчиком не представлено доказательств погашения задолженности по налогам и взносам в большем объеме, чем учтено налоговым органом в представленных расчетах.

Доводы Сахарова А.Н. в апелляционной жалобе о том, что он не был надлежаще извещен судом о рассмотрении дела, не могут быть признаны состоятельными.

Согласно имеющимся в материалах дела извещениям от 05.04.2024 и от 07.05.2024 (л.д. 40, 57) судом надлежащим образом исполнена обязанность по извещению административного ответчика о рассмотрении административного дела, о назначенных по делу беседе на 18.04.2024 в 16.20 и судебных заседаниях 03.05.2024 в 14.00 и 23.05.2024 в 13.30.

Судебные извещения были возвращены в суд с отметкой почты «истек срок хранения».

Согласно п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, то обстоятельство, что почтовая корреспонденция не была получена административным ответчиком, не свидетельствует о неисполнении судом обязанности по извещению о месте и времени рассмотрения административного дела.

Доводы Сахарова А.Н. о том, что он по объективным причинам, в связи с болезнью, не имел возможности получать судебную корреспонденцию, не опровергают правильность принятого по делу решения и не влекут его отмену.

В суд апелляционной инстанции административным ответчиком также не представлено доказательств, свидетельствующих о необоснованности заявленных административным истцом требований.

При этом апелляционная инстанция по ходатайству Сахарова А.Н. откладывала рассмотрение его апелляционной жалобы с 01.10.2024 на 15.10.2024, о чем административный ответчик извещался надлежащим образом. Однако в судебное заседание 15.10.2024 Сахаров А.Н. не явился и, соответственно, также не представил доказательств необоснованности требований административного истца.

В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности принятого по делу решения. Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные в дело доказательства. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 23 мая 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сахарова Алексея Николаевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.10.2024.