Судебный акт
Обеспечение жилым помещением сирот
Документ от 08.10.2024, опубликован на сайте 24.10.2024 под номером 115111, 2-я гражданская, о признании права на жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании включить в список детей-сирот, которые пождлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-001364-77

Судья Сизов И.А.                                                                            Дело № 33-4742/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 8 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Аладине А.П.,  

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Спиридонова Евгения Александровича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 мая 2024 года по гражданскому делу № 2-1583/2024, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Спиридонова Евгения Александровича к Министерству социального развития Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» о признании отказа незаконным, об обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения Спиридонова Е.А. и его представителя Топоркова С.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  представителя Министерства социального развития Ульяновской области Найда Н.Б., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

установила:

 

Спиридонов Е.А. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ***.

Распоряжением Главы Барышского района Ульяновской области от 31.03.2004 он был помещен в образовательное учреждение, за ним было закреплено жилое помещение, которое в дальнейшем было признано непригодным для постоянного проживания. Постановлением администрации муниципального образования «Барышский район» от 27.12.2011 № *** он поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.

В октябре 2023 года он обратился в ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» с заявлением о предоставлении жилого помещения, но письмом от 17.10.2023 ему было отказано в предоставлении жилого помещения, поскольку он не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ноябре 2023 он обратился в Министерство социального развития Ульяновской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области от 10.11.2023 №*** ему отказано в удовлетворении заявления. Данный отказ считает незаконным.

В связи с чем просил суд признать незаконным отказ (распоряжение)  Министерства социального развития Ульяновской области от 10.11.2023 №***; признать за ним право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г.Ульяновске; обязать Министерство  социального развития Ульяновской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Министерство жилищно‑коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, областное государственное казенное учреждение «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» обеспечить его специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Спиридонов Е.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы со ссылкой на нормы действующего законодательства, регулирующего права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии уважительных причин пропуска срока для разрешения вопроса о включении его в список детей‑сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечением жильем, в период с 05.04.2016 по 02.03.2018. Между тем, он пояснял, что в исправительном учреждении к нему обращались социальные работники по вопросу обеспечения жильем, он подписывал документы по данному вопросу, однако суд, направив соответствующий запрос, не обеспечил до вынесения решения получение ответа из исправительного учреждения, в котором он отбывал наказание, не отложил рассмотрение дела.

Ссылаясь на обзор судебной практики, отмечает, что отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения вне очереди.  

Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области», извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, отец Спиридонова Е.А., ***, – Спиридонов А.В. *** был лишен родительских прав, мать – Зарипова Р.А. умерла *** (л.д. 49, 60, 63-64).

На основании распоряжения главы Барышского района Ульяновской области от 31.03.2004 № *** несовершеннолетний Спиридонов Е.А. был помещен в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ним закреплено жилое помещение по адресу: Ульяновская область, ***. (л.д. 49 оборот-50). 

Постановлением администрации муниципального образования «Барышский район» от 27.12.2011 № *** Спиридонов Е.А. поставлен на регистрационный учет как нуждающийся в обеспечении жилым помещением на основании заключения о признании жилого помещения по адресу: Ульяновская область, ***, непригодным для постоянного проживания (л.д. 50 оборот-51).

Согласно сведениям ИЦ УМВД России по Ульяновской области (том 1 л.д. 96-97) истец впервые осужден *** (к лишению свободы условно, с испытательным сроком 2 года) в возрасте 17 лет. *** осужден вновь (в возрасте 17 лет), освобожден 05.04.2016 (в возрасте 20 лет). *** осужден вновь (в возрасте 22 лет), освобожден 28.09.2021 (в возрасте 25 лет).

Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области от 10.11.2023 № *** Спиридонову Е.А. отказано во включении в список детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, так как он не относится к категории лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 16, 42).

Не согласившись с указанным отказом, Спиридонов Е.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Спиридонова Е.А.

Судебная коллегия полагает, что с указанными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) было предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям‑сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 названной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 названной статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 указанной статьи. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 (далее – Правила).

Согласно абзацу 4 пункта 3 указанных Правил лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 20.12.2022 № 142-ЗО «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, место жительства которых находится на территории Ульяновской области, благоустроенными жилыми помещениями» уполномоченным органом исполнительной власти Ульяновской области, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, в том числе по формированию списка детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области,  является Министерство социального развития Ульяновской области.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Спиридонова Е.А., суд первой инстанции указал на отсутствие уважительных причин, свидетельствующих о невозможности обращения истца в уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, до исполнения возраста 23 лет.

Вместе с тем, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет (пункт 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020).

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно положениям статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства должен осуществляться и контроль за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц.

Как указывалось выше, с 31.03.2004 Спиридонов Е.А., будучи несовершеннолетним, находился в государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ним было закреплено жилое помещение по адресу: Ульяновская область, ***, которое в последующем было признано непригодным для проживания. После этого какое-либо жилье в собственность Спиридонова Е.А. не передавалось и не сохранялось за ним. В возрасте 17 лет (***) он был осужден к реальному лишению свободы, освобожден в возрасте 20 лет (05.04.2016) затем был осужден в возрасте 22 лет (***) и освобожден в возрасте 25 лет (28.09.2021).

В настоящее время объектов недвижимого имущества в собственности Спиридонова Е.А. не имеется, он проживает и работает в г. Ульяновске.

Таким образом, Спиридонов Е.А. до настоящего времени жилым помещением на каком-либо правовом основании не обеспечен, надлежащих мер по включению его в соответствующий список органами опеки и попечительства приняты не были.

Какие-либо доказательства исполнения органами опеки и попечительства, возложенных на них законом обязанностей по принятию мер по включению истца в соответствующий список для обеспечения жильем, ответчиком Министерством социального развития Ульяновской области не представлены.

При надлежащем исполнении органами опеки и попечительства возложенных обязанностей по контролю за реализацией прав истца, как лица, оставшегося без попечения родителей, органы опеки и попечительства могли и должны были включить его в список на получение жилого помещения и при отсутствии заявления его законного представителя, что прямо предусмотрено в абзаце 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Из пояснений Спиридонова Е.А. следует, что в период отбывания наказания в исправительной колонии ФКУ *** социальные работники ему пояснили, что он как ребенок-сирота имеет право на обеспечение жилым помещением, в связи с чем он подписывал соответствующие документы и полагал, что будет обеспечен жильем.   

Из представленных ФКУ *** по запросу судебной коллегии сведений следует, что в период отбытия Спиридоновым Е.А. наказания в ФКУ *** в 2018 году, 2020 году администрацией исправительного учреждения осуществлялся сбор документов и выяснялся вопрос о наличии закрепленного за ним жилого помещения как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, из изложенного следует, что срок для обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропущен истцом по уважительным причинам. Отсутствие факта постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста и достижение истцом возраста 27 года на момент обращения к ответчику, не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату его права на получение жилого помещения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку истец до настоящего времени не воспользовался государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу части 2 статьи 9 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» предоставление жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.

Пунктом 7 Положения о порядке приобретения в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений в целях их включения в специализированный государственный жилищный фонд Ульяновской области и последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений указанного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 03.07.2023 № 329-П, гражданам, имеющим в соответствии с Законом право на обеспечение специализированными жилыми помещениями, специализированные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах по их выбору.

Обязанность по обеспечению детей-сирот специализированными жилыми помещениями обеспечивается исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере строительства, которым является Министерство жилищно‑коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, а также существенно нарушены нормы материального права, что в силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены принятого по делу решения и принятия нового решения об удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Ульяновской области, Министерству жилищно‑коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, признании распоряжения Министерства социального развития Ульяновской области от 10.11.2023 № 2879-р «Об отказе Спиридонову Е.А. во включении в список» незаконным; признании за истцом права на предоставление специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, возложении на Министерство социального развития Ульяновской области обязанности включить Спиридонова Е.А. в список детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области; возложении на Министерство жилищно‑коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности после включения Спиридонова Е.А. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда в Ульяновской области обеспечить его специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области. В удовлетворении иска Спиридонова Е.А. к ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» надлежит отказать как к ненадлежащему ответчику.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от                                    2 мая 2024 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Спиридонова Евгения Александровича к Министерству социального развития Ульяновской области, Министерству жилищно‑коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области удовлетворить.

Признать распоряжение Министерства социального развития Ульяновской области от 10.11.2023 № *** «Об отказе Спиридонову Евгению Александровичу во включении в список» незаконным.

Признать за Спиридоновым Евгением Александровичем право на предоставление специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство социального развития Ульяновской области включить Спиридонова Евгения Александровича (паспорт ***) в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда в Ульяновской области.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области после включения Спиридонова Евгения Александровича в  список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда в Ульяновской области обеспечить его специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области.

В удовлетворении иска Спиридонова Евгения Александровича к областному государственному казенному учреждению «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 октября 2024 года