Судебный акт
Оспаривание решения Росреестра
Документ от 08.10.2024, опубликован на сайте 29.10.2024 под номером 115089, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление о внесении сведений в ЕГРН, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-002874-09

Судья Денисова М.А.                                                Дело № 33а-4449/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                          8 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре  Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Широглазовой Ольги Вячеславовны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 мая 2024 года (дело № 2а-2500/2024), которым  постановлено:

в удовлетворении административного иска Широглазовой Ольги Вячеславовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным и отмене отказа от 25.03.2024 о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 19.03.2024 о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения          Широглазовой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Росреестра по Ульяновской области Митрофановой С.В., просившей решение суда оставить без изменения,  судебная коллегия

 

установила:

 

Широглазова О.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее – Управление Росреестра по Ульяновской области) о признании незаконным решения, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В обоснование требований указала, что 19.03.2024 она обратилась в Управление Росреестра по Ульяновской области через МФЦ с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** с «Для садоводства» на «Для индивидуального жилищного строительства» в соответствии с п. 24 ст. 54 Федерального Закона  № 217 – ввиду ликвидации ***, которому изначально был предоставлен земельный участок для коллективного садоводства. 

Уведомлением от *** Управление Росреестра по Ульяновской области отказало в удовлетворении её заявления.        Широглазова О.В. не согласна с отказом в изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка, поскольку *** (***), которому изначально был предоставлен для садоводства земельный участок,  *** исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. Вновь образованное *** (***) не является правопреемником ранее существовавшего ***.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены государственный регистратор Соколова В.В., Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, администрация г.Ульяновска, СНТ «Вишенка».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Широглазова О.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в административном иске.

Указывает на то, что судом не в полной мере исследован момент образования нового юридического лица с одноименным названием ***. До настоящего времени правообладателем земельного участка с кадастровым номером *** является ликвидированное *** (***). 

Согласно данным публичной кадастровой карты принадлежащий ей земельный участок находится за пределами территории участка общего пользования. Доступ к её участку осуществляется через подъезд по муниципальной дороге общего пользования, ведущей от ***, которая проходит через «зону садоводства», но не является объектом с видом разрешенного использования «для ведения садоводства».

Также указывает, что она никогда не являлась членом СНТ, ни прекратившего свою деятельность, ни вновь созданного. 

Считает несостоятельным вывод суда о том, что принадлежащий ей земельный участок находится на территории СНТ, которое в настоящее время является действующим.

Указывает на то, что у нее отсутствовала обязанность по предоставлению документов, подтверждающих выдел принадлежащего ей земельного участка из территории земельного массива, предоставленного ***, поскольку она обращалась с заявлением об изменении вида разрешенного использования своего земельного участка в связи с ликвидацией СНТ, которому изначально был выделен земельный участок для садоводства.

Судом не учтено наличие на территории ведения садоводства земельных участков с видами разрешенного использования «Под производственную базу» (кадастровый номер ***)  и «Под индивидуальные жилые дома» (кадастровый номер ***).

Полагает, что расположение спорного земельного участка на территории коллективных садоводств согласно фрагменту генерального плана г.Ульяновска не влияет на возможность изменения вида разрешенного использования на «Для жилищного строительства». Согласно Правилам землепользования и застройки МО «город Ульяновск» спорный земельный участок расположен в зоне Ж7Д – зона садоводства и огородничества, для которой вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства»   является одним из основных.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Остальные участники процесса в судебное заедание не явились. Извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Широглазова О.В. является собственницей земельного участка с кадастровым номером ***, адрес объекта – ***. Кадастровый номер присвоен *** года (л.д. 56-57 т.1). Указанный земельный участок образован путем объединения земельных участков № *** и ***, расположенный в ***, с кадастровыми номерами *** и ***, собственницей которых Широглазова О.В. стала  в 2023 году. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** - «Для садоводства», соответствует виду разрешенного использования исходных земельных участков. (л.д. 56-61 т.1).

19.03.2024 Широглазова О.В. обратилась в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «Для садоводства» на «Для индивидуально жилищного строительства»  на основании п. 24 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ по мотиву того, что *** (***), которому изначально был предоставлен земельный участок для садоводства, исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. Вновь образованное *** (***) не является правопреемником ранее существовавшего *** Ранее выданные *** (***) документы на земельный участок на вновь образованное *** (***) не переоформлялись. К заявлению Широглазовой О.В. были приложены выписки из ЕГРН в отношении *** (***) и в отношении *** (***), копия постановления главы администрации Ульяновского района № *** от *** и ответ УФНС России по Ульяновкой области от 29.02.2024 об отсутствии правопреемства между указанными СНТ (л.д. 35-45 т.1).

Уведомлением от *** Широбоковой О.В было отказано во внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка со ссылкой на ч. 24 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ – поскольку принадлежащий ей земельный участок образован из земельных участков, предоставленных ранее гражданам для ведения садоводства на основании постановления Главы администрации Ульяновского района от *** № ***. В настоящее время на указанной территории действует *** (***). Разъяснено, что изменение вида разрешенного использования земельного участка будет возможно в случае его выхода из территории садоводства в соответствии с документацией по планировке территории (л.д. 14 , 53 т.1).

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности принятого  Управлением Росреестра по Ульяновской области решения (выраженного в Уведомлении) об отказе во внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с выбором правообладателем земельного участка, здания или сооружения вида разрешенного использования такого объекта недвижимости в случае, если такой правообладатель в соответствии с законом вправе выбрать данный вид разрешенного использования земельного участка, здания или сооружения (пункт 12 части 5 названной статьи).

Частью 24 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 №17-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.

Из материалов дела следует, что на основании  постановления Главы администрации Ульяновского района № *** было прекращено право бессрочного пользования землей *** на землях, предоставленных УКПБ решениями Ульяновского облисполкома от ***, решением Ульяновского горисполкома от ***, решением Ульяновского горисполкома от *** на общей площади 11,67 га. Ранее выделенные земельные участки на общей площади 10,02 га предоставлены в собственность граждан,  согласно заявлений и списка, для садоводства и в коллективно – совместную собственность *** на землях общего пользования на площади 1,65 га. Членам СНТ и *** предписано выдать акты на право собственности на землю (л.д. 44 т.1).

На основании указанного постановления *** было выдано свидетельство о праве собственности на землю, общей площадью 1,65 га, для коллективного садоводства на земли общего пользования (л.д. 109 т.1).

Согласно плану размещения участков (л.д. 110 т.1) земельные участки № *** и ***, из которых впоследствии был образован принадлежащий истцу земельный участок,  входили в состав ***.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.

Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4).

Таким образом, собственник объекта капитального строительства и земельного участка не ограничен в выборе предусмотренных основных и вспомогательных видов использования принадлежащего ему объекта без дополнительных разрешений и согласований, если иное не предусмотрено законом.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с выбором правообладателем земельного участка, здания или сооружения вида разрешенного использования такого объекта недвижимости в случае, если такой правообладатель в соответствии с законом вправе выбрать данный вид разрешенного использования земельного участка, здания или сооружения (пункт 12 части 5 названной статьи).

Частью 24 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 217-ФЗ) установлено, что изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.

В данном случае законодательством предусмотрен запрет на изменение вида разрешенного использования садового земельного участка.  При этом не имеет значения то обстоятельство, что *** (***), созданное ***, и которому изначально был предоставлен земельный участок для коллективного садоводства, исключено из ЕГРЮЛ  *** как недействующее юридическое лицо.

Из материалов дела следует, что  ***  в ЕГРН внесена запись о создании *** (***). Указанное юридическое лицо является действующим на настоящее время.

Судебной коллегией был запрошен Устав указанного СНТ. Согласно Уставу *** (***) является действующим садоводческим некоммерческим товариществом, изначально организованным на земельном участке, общей площадью 11,67 га (10,02 га - земельные участки, находящиеся в собственности членов СНТ, и 1,65 га – земли общего пользовании), предоставленном для ведения садоводства Постановлением Главы администрации Ульяновского района Ульяновской области от ***).

Довод истца о том, что принадлежащий ей земельный участок находится за пределами территории участка общего пользования и доступ к её участку осуществляется через подъезд по муниципальной дороге общего пользования,  правового значения для рассмотрения дела не имеет.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 217-ФЗ в состав территории садоводства или огородничества входят садовые земельные участки или огородные земельные участки, а также земельные участки общего назначения. При этом из смысла ст. 5 Федерального закона № 217-ФЗ следует, что использование правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества, имущества общего пользования, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, является их правом, а не обязанностью, и влияет лишь на необходимость внесения платы за использование имущества общего пользования.

Довод апелляционной жалобы о том, что на территории ведения садоводства имеются земельные участки с видами разрешенного использования «Под производственную базу» (кадастровый номер ***)  и «Под индивидуальные жилые дома» (кадастровый номер ***) также не свидетельствует о незаконности принятого судом решения, поскольку указанные обстоятельства не имеют отношения к существу рассматриваемого спора.

Кроме того, из публичной кадастровой карты следует, что земельный участок с кадастровым номером  *** и земельный участок с кадастровым номером *** находятся за пределами территории ***, на территории ***. При этом земельный участок с кадастровым номером *** (единое землепользование) площадью 6517 кв.м, в его состав входят  обособленные земельные участки с кадастровыми номерами ***, площадью 6370 кв.м, и ***, площадью 147 кв.м (л.д. 92-99 т.1).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцу правомерно отказано в удовлетворении заявления о внесении изменений в сведения ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «для ведения садоводства» на «для индивидуального жилищного строительства», поскольку земельный участок образован из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу Федерального закона № 217-ФЗ садоводческому обществу.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Широглазовой Ольги Вячеславовны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий         

 

Судьи

 

Апелляционное определение изготовлено 21.10.2024.