Судебный акт
Оспаривание постановления о наименовании улиц
Документ от 08.10.2024, опубликован на сайте 24.10.2024 под номером 115088, 2-я гражданская, о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области, возложении обязанности по переименованию улиц, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0009-01-2024-000293-53

Судья Мартышев П.В.                                                              Дело № 33а-4338/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                  8 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                       

судей Кинчаровой О.Е., Сычёвой О.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бикмурзиной Шефики Шайдулловны, Бикмурзина Ханефи Шегидулловича, Бикмурзина Хасяна Шагидулловича, Бикмурзина Исхака Шайдулловича на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 11 июня 2024 года по делу               № 2а-1-228/2024, по которому постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований Бикмурзиной Шефики Шайдулловны, Бикмурзина Ханефи Шегидулловича, Бикмурзина Хасяна Шагидулловича, Бикмурзина Исхака Шайдулловича к администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области, возложении обязанности по переименованию улиц отказать.

Заслушав доклад судьи Сычёвой О.А., пояснения Бикмурзиной Ш.Ш., Бикмурзина Х.Ш., Бикмурзина И.Ш., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

установила:

 

Бикмурзина Ш.Ш., Бикмурзин Х.Ш., Бикмурзин Х.Ш., Бикмурзин И.Ш. обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования (далее по тексту - также МО) Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области, возложении обязанности по переименованию улиц.

В обоснование заявленных требований указано о том, что Бикмурзина Ш.Ш. является уроженкой села *** района Ульяновской области. Она и её братья все детство провели в селе. Решив возродить родовое гнездо, она оформила право собственности в порядке наследования на дом и земельный участок родителей. При оформлении наследственных прав обнаружила, что дом и земельный участок расположены на улице с наименованием «***», тогда как много лет улица называлась «***». На ее письменные обращения получила разъяснения, что переименовать улицу не представляется возможным в связи с тем, что наименования всех улиц внесены в Федеральную информационную адресную систему. Наименование улицы присвоено на основании постановления главы муниципального образования «Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области» от *** года № ***. Истцы указывают, что сходов граждан села по этому поводу не проводилось, жильцы узнали о переименовании улиц спустя несколько лет. Фактически на улице находится четыре дома, улица является односторонней, в селе отсутствуют именные улицы.

Просили признать незаконным  и отменить постановление администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области от *** года №*** «О присвоении названий улиц, переулков в селе *** района и утверждении схемы адресных номеров строений»; обязать администрацию МО Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области переименовать улицу *** в селе *** района в улицу ***.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение. 

В апелляционной жалобе Бикмурзина Ш.Ш., Бикмурзин Х.Ш.,                  Бикмурзин Х.Ш., Бикмурзин И.Ш. не соглашаются с решением суда, просят его отменить и принять новое решение по делу.

В обоснование жалобы указывают о своем несогласии с применением судом правовой нормы статьи 219 КАС РФ о пропуске срока на обращение в суд, поскольку последнее письмо на обращение истцов о переименовании улицы датировано                  25 декабря 2023 года. Полагают, что срок давности не истек. Указывают, что дому по улице ***, собственником которого является Бикмурзина Ш.Ш., присвоен номер ***, при этом впереди расположено три дома и первый дом отнесён к улице ***.  Фактически улица является переулком, всегда являлась односторонней. Орган местного самоуправления не обосновал, на каком основании присвоено улице название ***. Переписка по этому вопросу велась на протяжении 2023 года, администрация не создала комиссию для урегулирования вопроса. Обращают внимание на то, что административные истцы готовы нести финансовые затраты при оформлении документов в связи с переименованием улицы. В документах на дом за 1996-1997 годы адрес указан без улицы. Считают, что судом неверно применены нормы материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

 

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В противном случае принимается решение об отказе  в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными в порядке пункта 2 части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пункту  21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ),  к ведению органов местного самоуправления городского (сельского) поселения отнесено присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

До 1 января 2020 года действовала следующая  редакция нормы пункта  21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: к вопросам местного значения поселения относятся организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

Таким образом, непосредственный порядок и конкретная процедура присвоения наименования улицам (элементам улично-дорожной сети) устанавливаются нормативными правовыми актами компетентных органов местного самоуправления.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

 

Как установлено по делу, Бикмурзина (ранее ***) Ш.Ш. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных  по адресу: *** (л.д. 14, 15).

Право собственности за ней признано в порядке наследования  решением Карсунского районного суда Ульяновской области от 11 ноября 2019 года по гражданскому делу № ***, вступившему в законную силу 17 декабря        2019 года (л.д.  126-127).

Бикмурзин И.Ш., Бикмурзин Х.Ш., Бикмурзин Х.Ш. являются братьями Бикмурзиной Ш.Ш. Они были привлечены судом к участию в деле по наследственному спору и согласились с иском, на что указано в решении суда от            11 ноября 2019 года по гражданскому делу № ***.

Постановлением администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области  от *** года № *** присвоен адрес строению с кадастровым номером: ***, принадлежащему ***.:   *** (л.д.36).

Постановлением администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области от *** года  №*** «О присвоении названий улиц, переулков в селе *** района Ульяновской области и утверждении схемы адресных номеров строений» в соответствии со статьями 8, 34 Устава муниципального образования Сосновское сельское поселение, в связи с необходимостью присвоения названий улиц, переулков и адресных номеров строений в селе *** района Ульяновской области, с целью упорядочения адресного хозяйства села, присвоены названия  улицам и переулкам в селе *** района Ульяновской области, утверждена схема генплана данного села с наименованиями улиц, переулков и адресными номерами строений. Постановлено регистрацию граждан проводить согласно данной схеме. 9 по счету улице присвоено наименование «***». 8 по счету улице присвоено наименование «***». Постановление вступило в силу с момента его подписания (л.д. 135).

Как следует из материалов дела, официальное присвоение наименования улицам села *** района произведено впервые названным постановлением администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области от *** года  №***.

Представленные материалы не содержат данных, что ранее даты вынесения оспариваемого постановления улица, на которой расположен дом семьи истцов, официально имела какое-то название.

Из представленных в материалы дела административным истцом Бикмурзиной Ш.Ш. справок, выданных администрацией муниципального образования Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области за 2018, 2020 года следует, что *** (отец истцов) проживал по адресу: ***. Он проживал на день своей смерти по *** года. В настоящее время с 2015 года по адресу проживает *** (л.д. 97-102).

Данные об адресе объекта с кадастровым номером: ***:   ***,  внесены в Федеральную информационную адресную систему с датой актуализации 10 сентября 2023 года (л.д.136).

На дату вынесения оспариваемого постановления действовал Устав муниципального образования Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области от 14 ноября 2005 года № 16. Пунктом 21 статьи 8 Устава было предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения отнесены организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

В действующей редакции Устава поселения (принят решением Совета депутатов МО Сосновское сельское поселение Карсунского района от 24 декабря 2019 года № 45) пунктом 15 статьи 38 к полномочиям администрации поселения отнесены присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Приведенные положения полностью соотносятся с редакциями пункта  21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствующие периоды.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 19 ноября 2014 года  № 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов.

В соответствии с ними постановлением администрации МО Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области от 11 сентября  2015 года № 50 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов муниципального образования Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области.

Подпунктом «а» пункта 3 этих Правил от 11 сентября  2015 года № 50 установлено, что адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать  требованию уникальности: один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения адреса с аналогичной номерной частью земельному участку и расположенному на нем зданию (строению), сооружению.

Пунктами 6, 7 Правил от 11 сентября  2015 года № 50 предусмотрено, что присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляются органами местного самоуправления с использованием федеральной информационной адресной системы, по своей инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц.

Полномочие по присвоению объектам адресации адресов и аннулированию таких адресов уполномоченными органами по собственной инициативе действовало до 1 марта 2024 года.

Приказом Минфина России от 31 марта 2016 года № 37н утвержден Порядок ведения государственного адресного реестра. В соответствии с пунктом 3 этого порядка сведения в реестре размещаются, в том числе органами местного самоуправления.

На обращения в администрацию МО Карсунский район Ульяновской области, администрацию МО Сосновское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области Бикмурзиной Ш.Ш. было сообщено об отсутствии оснований для переименования улицы *** в селе ***, поскольку наименование улицам и переулкам присвоены по рекомендациям жителей села в 2007 году, указанные наименования внесены в Федеральную информационную адресную Систему (ФИАС). Обращено внимание на невозможность переоформления гражданами, проживающими на улице *** села ***, документов на объекты недвижимости, смены адреса регистрации в документах, удостоверяющих личность. Это следует из ответов на обращения от 29.11.2022, 21.03.2023, 16.06.2023, 25.12.2023 (л.д. 18, 20, 21, 110).

Статями 17, 18 Устава МО Сосновское сельское поселение Карсунского района от 14 ноября 2005 года № 16 было предусмотрено, что могут проводиться собрание граждан, конференция граждан на территории поселения, в том числе для обсуждения вопросов местного значения.

В силу действовавшей на дату спорных правоотношений статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы присвоения наименования улицам поселения не были отнесены к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление.

Судом первой инстанции был установлено, что по информации администрации МО Сосновское сельское поселение Карсунского района, схода граждан для разрешения вопроса о присвоения наименования улицам в 2007 году при подготовке обжалуемого постановления не требовалось, наименования присваивались на основании рекомендации жителей поселения, поступавших в устной форме.

Изложенное не противоречит требованиям законодательства.

Доводы административных истцов об обратном не состоятельны.

Также не основан на законе довод апелляционной жалобы об обязанности органа местного самоуправления создать комиссию для урегулирования вопроса, касающегося переименования улицы, затронутого в переписке административными  истцами.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление о присвоении наименования улицам было принято административным ответчиком в рамках предоставленных ему полномочий, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его принятия.

Также верным судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств нарушения прав административным истцов оспариваемым постановлением, равно как и об отсутствии создания препятствий для реализации предоставленных им прав.

Представленными документами подтверждено, что наименование «***» уже использовано для наименования одной из улиц в селе ***. Присвоение еще одной улице села такого же названия не будет отвечать обязательному критерию уникальности наименования объекта адресации.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что судом первой инстанции обоснованно указано на недопустимость нарушения прав третьих лиц, которые имеют регистрацию по адресам с наименованием улицы *** в селе ***, являются правообладателями объектов, расположенных по адресам, включающим в себя название данной улицы.

Довод апелляционной жалобы о несогласии с применением судом положений статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о пропуске срока административными истцами на  обращение с административным исковым заявлением в суд не состоятелен.

Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Вопреки доводам жалобы, срок для обращения в суд административными  истцами пропущен. Так, из материалов дела следует, что о существовании оспариваемого постановления о присвоении наименования улицам села истцам было известно задолго до обращения в суд с данным иском (26.04.2024). При обращении в суд с иском о защите наследственных прав в  2019 году                                         Бикмурзина (***) Ш.Ш. просила о признании права собственности на объект по адресу:  ***,  ее требования были удовлетворены.   

В 2020 году по заявлению Бикмурзиной (***) Ш.Ш. зарегистрирвоано право собственности на жилой дом и земельный участок с адресными ориентирами, включающими в себя наименование улицы ***.

Переписка, которая велась Бикмурзиной (***) Ш.Ш. на протяжении 2022 – 2023 годов с органом местного самоуправления по вопросам переименования улицы свидетельствует о том, что 29 ноября 2022 года ей было письменно сообщено о том, что администрацией МО Сосновское сельское поселение в 2007 году были присвоены наименования улицам и переулкам в селе *** по рекомендациям жителей села (л.д. 20).

Также судом первой инстанции обоснованно не усмотрено оснований считать  уважительными причины пропуска истцами срока обращения в суд с иском.

Принятое по делу решение суда является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно исследованы представленные в дело доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 11 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Бикмурзиной Шефики Шайдулловны, Бикмурзина Ханефи Шегидулловича, Бикмурзина Хасяна Шагидулловича, Бикмурзина Исхака Шайдулловича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий:                                    

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.10.2024.