Судебный акт
Об устранении нарушений законодательства
Документ от 15.10.2024, опубликован на сайте 22.10.2024 под номером 115085, 2-я гражданская, Об обязании к совершению действий, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0006-01-2024-000351-38                                                                                            

Судья Зотова Л.И.                                                                                Дело №33а-4430/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           15 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                       

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Каминской Ю.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 31 мая 2024 года по делу №2-249/2024, которым постановлено:

исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (ОГРН 1217300009970 ИНН 7309009019) в срок до 01 октября 2024 года устранить выявленные нарушения законодательства, изложенные Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному периоду 2023-2024 года, № 73-03/1-2023 от  24 октября 2023 года, а именно:

на котельной  по адресу: ***

- укомплектовать штат сотрудников обученным электротехническим персоналом;

- провести техническое освидетельствование и диагностику оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения в соответствии  с планом подготовки к работе в отопительный период, и представить документы, подтверждающие выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- провести организационно-технические мероприятия по продлению срока эксплуатации теплоэнергетического оборудования, зданий и сооружений сверх ресурса и представить подтверждающие документы в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» (ОГРН 1027300517089 ИНН 7304002563) и администрацию муниципального образования «Жадовское городское поселение» Барышского района Ульяновской области (ОГРН 1057306008341, ИНН 7306037378) в целях устранения  выявленных нарушений законодательства, изложенных Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному периоду                  2023-2024 года, № 73-03/1-2023 от 24 октября 2023 года, организовать выполнение работ на котельной по адресу: ***

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (ОГРН 1217300009970 ИНН 7309009019) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Радченко В.С., не согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Барышского района Ульяновской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ООО «Энергоресурс», администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Жадовское городское поселение» Барышского района Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушение законодательства.

Требования мотивированы тем, что по результатам проведённой Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору оценки готовности муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области к отопительному сезону 2023-2024 года, в деятельности ООО «Энергоресурс», осуществляющего теплоснабжение на территории муниципального образования «Жадовское городское поселение» Барышского района Ульяновской области, было выявлено 6 замечаний со сроком устранения до 15.11.2023, которые указаны в Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному сезону. К указанному сроку нарушения в полном объёме  устранены не были, в связи с чем, паспорт готовности  муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области к отопительному сезону 2023-2024 года выдан не был. Более того, проведенный прокуратурой района анализ показал, что ряд указанных в перечне нарушений не устранены до настоящего времени. Непринятие мер к устранению замечаний может негативно сказаться на подготовке и прохождении на территории Жадовского городского поселения отопительного сезона 2024-2025 года, а также привести к отказу в согласовании соответствующего паспорта, что создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

Прокурор просил возложить на ООО «Энергоресурс» обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить выявленные нарушения законодательства, изложенные Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному периоду                  2023-2024 года, а именно: на котельной  по адресу: *** укомплектовать штат сотрудников обученным электротехническим персоналом; провести техническое освидетельствование и диагностику оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения в соответствии  с планом подготовки к работе в отопительный период, и представить документы, подтверждающие выполнение утверждённого плана подготовки к работе в отопительный период в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; провести организационно-технические мероприятия по продлению срока эксплуатации теплоэнергетического оборудования, зданий и сооружений сверх ресурса и представить подтверждающие документы в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Также просил возложить на администрацию муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области, администрацию муниципального образования  «Жадовское городское поселение» Барышского района Ульяновской области обязанность организовать выполнение работ в целях устранения  выявленных нарушений законодательства, изложенных в Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному периоду 2023-2024 года от 24.10.2023 № 73-03/1-2023, изложенных Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация  муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области просит отменить решение суда о возложении на администрацию района обязанности по организации выполнения работ на котельной в с.Павловка Барышского района, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы указывает, что предъявление требований по Перечню замечаний по отопительному периоду 2023-2024 гг. необоснованно, поскольку в настоящий момент отопительный период 2023-2024 гг. окончен, Перечень замечаний по 2023-2024 гг. уже не действует, предстоящий период 2024-2025 гг. еще не наступил.

Административным истцом не доказано, что обязанность проведения данных мероприятий может быть возложена на администрацию района. Прокуратурой не приведено правового обоснования данного требования к администрации района.

В акте и в Перечне замечаний Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору указанные нарушения адресованы эксплуатирующей организации, но не администрации. В решении суда не приведено нормативного обоснования, в соответствии с которым администрация района обязана организовать выполнение работ за коммерческую организацию.

Считает, что администрация как собственник котельной, переданной в аренду коммерческой организации, не должна решать за эксплуатирующую организацию хозяйственные вопросы, в том числе по по обучению технического персонала. Промывать и чистить котлы и другое оборудование котельной обязана коммерческая организация, эксплуатирующая данное оборудование, и получающая за счет эксплуатации этого оборудования прибыль.

Требования прокурора противоречат закону и являются необоснованными, поскольку в полномочия муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области организация теплоснабжения в границах поселения согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не входит.

Определением от 21.08.2024 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административных ответчиков и заинтересованного лица, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность принятого по делу решения по правилам ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, в реестре муниципального имущества муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области числится здание котельной по адресу: ***.

Здание котельной и теплотрассы переданы по договору аренды  муниципального имущества от 05.09.2023 №7 в аренду ООО «Энергоресурс» (л.д. 86-94).

Проведенной Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору оценкой готовности муниципального образования «Жадовское городское поселение» Барышского района Ульяновской области к отопительному сезону 2023-2024 г.г. в деятельности ООО «Энергоресурс», осуществляющего теплоснабжение на территории Жадовского городского поселения, выявлено 6 замечаний со сроком устранения до 15.11.2023, которые указаны в Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному сезону от 24.10.2023 № 73-03/1-2023 (л.д. 10-12).

Прокуратурой установлено, что до настоящего времени ООО «Энергоресурс» не устранены 3 нарушения, указанные в пунктах 1, 4, 5 Перечня, а именно:

не обеспечено функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной  службы ООО «Энергоресурс» (не укомплектована обученным установленным образом электротехническим персоналом);

не представлены документы, подтверждающие выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения (ООО «Энергоресурс»);

не представлены документы, подтверждающие отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования зданий и сооружений сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации (ООО «Энергоресурс»).

В связи с имеющимися нарушениями требований федерального законодательства в сфере теплоснабжения 19.01.2024 прокуратурой района в адрес главы администрации муниципальное образование «Жадовское городское поселение» Барышского района Ульяновской области, главы администрации муниципальное образование «Барышский район» Ульяновской области внесены представления об устранении нарушений закона (л.д. 13, 15-16).

Удовлетворяя заявленные прокурором требования и возлагая на ООО «Энергоресурс» обязанность по устранению нарушений, суд первой инстанции, установив факт неустранения выявленных нарушений, исходил из того, что ООО «Энергоресурс» является теплоснабжающей организацией, источник теплоснабжения (котельная) передана в аренду данной организации, которая в соответствии с условиями договора аренды обязана содержать котельную в полной исправности  и надлежащем состоянии, в связи с чем ООО «Энергоресурс» несет обязанность по надлежащей подготовке котельной к эксплуатации в отопительном сезоне.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует установленным обстоятельствам по делу, основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет промышленную безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и их последствий.

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения названного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных названным Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду.

В соответствии с пунктом 13 указанных Правил в  целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения (п.п. 11).

Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ПТЭТЭ), в соответствии с пунктом 1.3 которых электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. Эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом.

Пунктом 2.5.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок предусмотрено, что организация периодически, но не реже одного раза в 5 лет, проводит режимно-наладочные испытания и работы, по результатам которых составляются режимные карты, а также разрабатываются нормативные характеристики работы элементов системы теплоснабжения. По окончании испытаний разрабатывается и проводится анализ энергетических балансов и принимаются меры к их оптимизации.

Строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией (п. 3.3.9 ПТЭТЭ).

Согласно п.2.2 Устава ООО «Энергоресурс» предметом деятельности общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, эксплуатация тепловых сетей (л.д. 130-131).

Владельцем спорной котельной на праве аренды является ООО «Энергоресурс», которое использует котельную при осуществлении предпринимательской уставной деятельности.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность устранить выявленные нарушения законодательства, связанные с ненадлежащей подготовкой котельных к отопительному сезону должна быть возложена именно на энергоснабжающую организацию ООО «Энергоресурс».

Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о возложении на администрацию муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области и администрацию муниципального образования «Жадовское городское поселение» Барышского района Ульяновской области обязанности по организации работ на котельной в целях устранения  выявленных нарушений законодательства.

Действительно, организация теплоснабжения относится к вопросам местного значения муниципальных образований в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вместе с тем, для осуществления теплоснабжения органом местного самоуправления заключен договор аренды с теплоснабжающей организацией ООО «Энергоресурс», которой котельная и теплосети переданы на период до заключения концессионного соглашения. Согласно договору аренды арендатор обязан использовать источники теплоснабжения по прямому назначению, содержать арендуемые источники теплоснабжения и прилегающие территории в полной исправности и в надлежащем состоянии. Арендатор вправе в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации имущества определять периодичность, объемы, сроки и стоимость работ по обслуживанию имущества, осуществлению текущих ремонтов, проверок и испытаний имущества.

Как верно указано судом в решении, обязанность устранить выявленные нарушения законодательства возложена именно на энергоснабжающую организацию ООО «Энергоресурс», которая, как юридическое лицо, вправе, в случае необходимости, если это предусмотрено действующими нормативными актами, требовать от собственника имущества возмещения понесенных ею расходов, связанных с содержанием переданного в аренду имущества.    

Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам теплоснабжающей организации использующей арендованные источники теплоснабжения в коммерческих целях. При этом непосредственная надлежащая техническая подготовка котельных к отопительному сезону, относится к обязанности теплоснабжающей организации.

Для возложения на администрацию муниципального образования обязанности по организации выполнения спорных работ на котельной, в материалы дела должны быть представлены доказательства о несостоятельности (банкротстве) эксплуатирующей теплоснабжающей организации или отсутствии таковой в связи с расторжением договора аренды и незаключением концессионного соглашения.

Таких доказательств материалы дела не содержат.

Данные обстоятельства судом первой инстанции учтены не были.

Таким образом, неправильное применение судом норм материального права привело к неверному выводу о возложении обязанности по организации работ на котельной на администрации района и городского поселения.

Надлежащим ответчиком по настоящему делу является ООО «Энергоресурс».

Данная организация является коммерческой, осуществляет деятельность по производству тепловой энергии котельными и не является структурным подразделением органа местного самоуправления.

Ссылка ООО «Энергоресурс» в суде первой инстанции на то, что утвержденными тарифами не предусмотрено проведение спорных работ, не свидетельствует о необходимости возложения на администрации муниципальных образований обязанности по организации выполнения на котельной работ, которые относятся к полномочиям эксплуатирующей организации.

В связи с изложенным, решение в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, предъявленного к органам местного самоуправления.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 31 мая 2024 года в части удовлетворения административного иска прокурора Барышского района Ульяновской области к администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Жадовское городское поселение Барышского района Ульяновской области об обязании в целях устранения выявленных нарушений законодательства, изложенных Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному периоду 2023-2024 г.г. №73-03/1-2023 от 24 октября 2023 года, организовать выполнение работ на котельной по адресу: *** отменить.

Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении административного иска прокурора Барышского района Ульяновской области в указанной части отказать.

В остальной части решение Барышского городского суда Ульяновской области от 30 мая 2024 года оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.10.2024