У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0006-01-2024-000351-38
Судья Зотова Л.И.
Дело
№33а-4430/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
15 октября 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Трифоновой Т.П.,
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского
городского суда Ульяновской области от 31 мая 2024 года по делу №2-249/2024,
которым постановлено:
исковые требования
прокурора Барышского района Ульяновской области удовлетворить.
Обязать общество с
ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (ОГРН 1217300009970 ИНН
7309009019) в срок до 01 октября 2024
года устранить выявленные нарушения законодательства, изложенные
Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору в Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному
периоду 2023-2024 года, № 73-03/1-2023 от
24 октября 2023 года, а именно:
на котельной по адресу: ***
- укомплектовать
штат сотрудников обученным электротехническим персоналом;
- провести
техническое освидетельствование и диагностику оборудования, участвующего в
обеспечении теплоснабжения в соответствии
с планом подготовки к работе в отопительный период, и представить
документы, подтверждающие выполнение утвержденного плана подготовки к работе в
отопительный период в Средне-Поволжское
управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору;
- провести организационно-технические
мероприятия по продлению срока эксплуатации теплоэнергетического оборудования,
зданий и сооружений сверх ресурса и представить подтверждающие документы в Средне-Поволжское управление Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» (ОГРН
1027300517089 ИНН 7304002563) и администрацию муниципального образования
«Жадовское городское поселение» Барышского района Ульяновской области (ОГРН
1057306008341, ИНН 7306037378) в целях устранения выявленных нарушений законодательства,
изложенных Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору в Перечне замечаний к акту оценки
готовности к отопительному периоду 2023-2024 года, №
73-03/1-2023 от 24 октября 2023 года, организовать выполнение работ на
котельной по адресу: ***
Взыскать с общества
с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (ОГРН 1217300009970 ИНН
7309009019) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Радченко В.С., не согласившегося с
апелляционной жалобой, полагавшего решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
установила:
прокурор Барышского района Ульяновской области, действующий в интересах
неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе
рассмотрения дела, к ООО «Энергоресурс», администрации муниципального
образования «Барышский район» Ульяновской области, администрации муниципального
образования «Жадовское городское поселение» Барышского района Ульяновской
области о возложении обязанности устранить нарушение законодательства.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведённой
Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору оценки готовности муниципального
образования «Барышский район» Ульяновской области к отопительному сезону
2023-2024 года, в деятельности ООО «Энергоресурс», осуществляющего
теплоснабжение на территории муниципального образования «Жадовское городское
поселение» Барышского района Ульяновской области, было выявлено 6 замечаний со
сроком устранения до 15.11.2023, которые указаны в Перечне замечаний к акту
оценки готовности к отопительному сезону. К указанному сроку нарушения в полном
объёме устранены не были, в связи с чем,
паспорт готовности муниципального
образования «Барышский район» Ульяновской области к отопительному сезону
2023-2024 года выдан не был. Более того, проведенный прокуратурой района анализ
показал, что ряд указанных в перечне нарушений не устранены до настоящего
времени. Непринятие мер к устранению замечаний может негативно сказаться на подготовке
и прохождении на территории Жадовского городского поселения отопительного
сезона 2024-2025 года, а также привести к отказу в согласовании
соответствующего паспорта, что создает угрозу нарушения прав неопределенного
круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
Прокурор просил возложить на ООО
«Энергоресурс» обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления
решения суда в законную силу, устранить выявленные нарушения законодательства,
изложенные Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору в Перечне замечаний к акту оценки
готовности к отопительному периоду 2023-2024 года, а
именно: на котельной по адресу: *** укомплектовать штат
сотрудников обученным электротехническим персоналом; провести техническое
освидетельствование и диагностику оборудования, участвующего в обеспечении
теплоснабжения в соответствии с планом
подготовки к работе в отопительный период, и представить документы,
подтверждающие выполнение утверждённого плана подготовки к работе в
отопительный период в Средне-Поволжское
управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору; провести организационно-технические мероприятия по продлению
срока эксплуатации теплоэнергетического оборудования, зданий и сооружений сверх
ресурса и представить подтверждающие документы в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору.
Также просил возложить на администрацию
муниципального образования «Барышский
район» Ульяновской области, администрацию муниципального образования «Жадовское городское поселение» Барышского
района Ульяновской области обязанность организовать выполнение работ в целях
устранения выявленных нарушений
законодательства, изложенных в Перечне замечаний к акту оценки готовности к
отопительному периоду 2023-2024 года от 24.10.2023 № 73-03/1-2023,
изложенных Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено
Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе
администрация муниципального
образования «Барышский район»
Ульяновской области просит отменить решение суда о возложении на
администрацию района обязанности по организации выполнения работ на котельной в
с.Павловка Барышского района, принять в данной части новое решение об отказе в
удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы
указывает, что предъявление требований по Перечню замечаний по отопительному
периоду 2023-2024 гг. необоснованно, поскольку в настоящий момент отопительный
период 2023-2024 гг. окончен, Перечень замечаний по 2023-2024 гг. уже не
действует, предстоящий период 2024-2025 гг. еще не наступил.
Административным
истцом не доказано, что обязанность проведения данных мероприятий может быть
возложена на администрацию района. Прокуратурой не приведено правового
обоснования данного требования к администрации района.
В акте и в Перечне
замечаний Средне-Поволжского управления
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
указанные нарушения адресованы эксплуатирующей организации, но не
администрации. В решении суда не приведено нормативного обоснования, в
соответствии с которым администрация района обязана организовать выполнение
работ за коммерческую организацию.
Считает, что администрация как собственник котельной, переданной в аренду
коммерческой организации, не должна решать за эксплуатирующую организацию
хозяйственные вопросы, в том числе по по обучению технического персонала. Промывать
и чистить котлы и другое оборудование котельной обязана коммерческая
организация, эксплуатирующая данное оборудование, и получающая за счет
эксплуатации этого оборудования прибыль.
Требования прокурора противоречат закону и являются необоснованными, поскольку
в полномочия муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
организация теплоснабжения в границах поселения согласно Федеральному закону от
06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» не входит.
Определением от 21.08.2024 суд апелляционной инстанции перешел к
рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители
административных ответчиков и заинтересованного лица, о месте и времени
рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.ст. 150, 306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив
правильность принятого по делу решения по правилам ст. 308 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в
суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений,
действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов
иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не
соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные
интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их
прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Как установлено судом, в реестре муниципального имущества
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области числится
здание котельной по адресу: ***.
Здание котельной и теплотрассы переданы по договору аренды муниципального имущества от 05.09.2023 №7 в
аренду ООО «Энергоресурс» (л.д. 86-94).
Проведенной Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору оценкой готовности
муниципального образования «Жадовское городское поселение» Барышского района
Ульяновской области к отопительному сезону 2023-2024 г.г. в деятельности
ООО «Энергоресурс», осуществляющего теплоснабжение на территории
Жадовского городского поселения, выявлено 6 замечаний со сроком устранения до
15.11.2023, которые указаны в Перечне замечаний к акту оценки готовности к
отопительному сезону от 24.10.2023 № 73-03/1-2023 (л.д. 10-12).
Прокуратурой установлено, что до настоящего времени
ООО «Энергоресурс» не устранены 3 нарушения, указанные в пунктах 1, 4, 5
Перечня, а именно:
не обеспечено функционирование
эксплуатационной, диспетчерской и аварийной
службы ООО «Энергоресурс» (не укомплектована обученным установленным
образом электротехническим персоналом);
не представлены документы, подтверждающие
выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в
который включено проведение необходимого технического освидетельствования и
диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения (ООО
«Энергоресурс»);
не представлены документы, подтверждающие
отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования зданий и
сооружений сверх ресурса без проведения соответствующих
организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации (ООО
«Энергоресурс»).
В связи с имеющимися нарушениями требований федерального
законодательства в сфере теплоснабжения 19.01.2024 прокуратурой района в адрес
главы администрации муниципальное образование «Жадовское городское поселение»
Барышского района Ульяновской области, главы администрации муниципальное
образование «Барышский район» Ульяновской области внесены представления об
устранении нарушений закона (л.д. 13, 15-16).
Удовлетворяя заявленные прокурором требования и возлагая на
ООО «Энергоресурс» обязанность по устранению нарушений, суд первой
инстанции, установив факт неустранения выявленных нарушений, исходил из того,
что ООО «Энергоресурс» является теплоснабжающей организацией, источник
теплоснабжения (котельная) передана в аренду данной организации, которая в
соответствии с условиями договора аренды обязана содержать котельную в полной
исправности и надлежащем состоянии, в
связи с чем ООО «Энергоресурс» несет обязанность по надлежащей подготовке
котельной к эксплуатации в отопительном сезоне.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается,
поскольку он соответствует установленным обстоятельствам по делу, основан на
правильном применении норм материального права, регулирующих спорные
правоотношения.
Так, Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов» определяет промышленную
безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и
общества от аварий на опасных производственных объектах и их последствий.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный
производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения названного
Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с
ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных
правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и
правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки
и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях,
установленных названным Федеральным законом; иметь на опасном производственном
объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной
безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном
объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением
требований промышленной безопасности.
Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103 утверждены Правила оценки
готовности к отопительному периоду.
В соответствии с пунктом 13 указанных Правил в целях оценки готовности теплоснабжающих и
теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно
быть проверено в отношении данных организаций обеспечение безаварийной работы
объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой
энергии, а именно: отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического
оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих
организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;
выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в
который включено проведение необходимого технического освидетельствования и
диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения (п.п. 11).
Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила
технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ПТЭТЭ), в
соответствии с пунктом 1.3 которых электрооборудование тепловых энергоустановок
должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться
в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности
при эксплуатации электроустановок потребителей. Эксплуатация тепловых
энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим
персоналом.
Пунктом 2.5.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок
предусмотрено, что организация периодически, но не реже одного раза в 5 лет,
проводит режимно-наладочные испытания и работы, по результатам которых
составляются режимные карты, а также разрабатываются нормативные характеристики
работы элементов системы теплоснабжения. По окончании испытаний разрабатывается
и проводится анализ энергетических балансов и принимаются меры к их
оптимизации.
Строительные конструкции производственных зданий и сооружений для
тепловых энергоустановок подвергаются один раз в 5 лет техническому
освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному
руководителем организации и согласованному проектной организацией
(п. 3.3.9 ПТЭТЭ).
Согласно п.2.2 Устава ООО «Энергоресурс» предметом деятельности
общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии)
котельными, эксплуатация тепловых сетей (л.д. 130-131).
Владельцем спорной котельной на праве аренды является
ООО «Энергоресурс», которое использует котельную при осуществлении
предпринимательской уставной деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному
выводу о том, что обязанность устранить выявленные нарушения законодательства,
связанные с ненадлежащей подготовкой котельных к отопительному сезону должна
быть возложена именно на энергоснабжающую организацию ООО «Энергоресурс».
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой
инстанции о возложении на администрацию муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области и
администрацию муниципального образования «Жадовское городское поселение»
Барышского района Ульяновской области обязанности по организации работ на
котельной в целях устранения выявленных
нарушений законодательства.
Действительно, организация теплоснабжения относится к вопросам местного
значения муниципальных образований в силу положений Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации».
Вместе с тем, для осуществления теплоснабжения органом местного
самоуправления заключен договор аренды с теплоснабжающей организацией
ООО «Энергоресурс», которой котельная и теплосети переданы на период до
заключения концессионного соглашения. Согласно договору аренды арендатор обязан
использовать источники теплоснабжения по прямому назначению, содержать
арендуемые источники теплоснабжения и прилегающие территории в полной
исправности и в надлежащем состоянии. Арендатор вправе в соответствии с
требованиями правил технической эксплуатации имущества определять
периодичность, объемы, сроки и стоимость работ по обслуживанию имущества,
осуществлению текущих ремонтов, проверок и испытаний имущества.
Как верно указано судом в решении, обязанность устранить выявленные
нарушения законодательства возложена именно на энергоснабжающую организацию ООО
«Энергоресурс», которая, как юридическое лицо, вправе, в случае необходимости,
если это предусмотрено действующими нормативными актами, требовать от
собственника имущества возмещения понесенных ею расходов, связанных с
содержанием переданного в аренду имущества.
Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам
теплоснабжающей организации использующей арендованные источники теплоснабжения
в коммерческих целях. При этом непосредственная надлежащая техническая
подготовка котельных к отопительному сезону, относится к обязанности
теплоснабжающей организации.
Для возложения на администрацию муниципального образования обязанности
по организации выполнения спорных работ на котельной, в материалы дела должны
быть представлены доказательства о несостоятельности (банкротстве)
эксплуатирующей теплоснабжающей организации или отсутствии таковой в связи с
расторжением договора аренды и незаключением концессионного соглашения.
Таких доказательств материалы дела не содержат.
Данные обстоятельства судом первой инстанции учтены не были.
Таким образом, неправильное применение судом норм материального права
привело к неверному выводу о возложении обязанности по организации работ на
котельной на администрации района и городского поселения.
Надлежащим ответчиком по настоящему делу является
ООО «Энергоресурс».
Данная организация является коммерческой, осуществляет деятельность по
производству тепловой энергии котельными и не является структурным
подразделением органа местного самоуправления.
Ссылка ООО «Энергоресурс» в суде первой инстанции на то, что
утвержденными тарифами не предусмотрено проведение спорных работ, не
свидетельствует о необходимости возложения на администрации муниципальных
образований обязанности по организации выполнения на котельной работ, которые
относятся к полномочиям эксплуатирующей организации.
В связи с изложенным, решение в этой части подлежит отмене с принятием
нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, предъявленного
к органам местного самоуправления.
Руководствуясь ст.309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Барышского
городского суда Ульяновской области от 31 мая 2024 года в части удовлетворения
административного иска прокурора Барышского района Ульяновской области к
администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области,
администрации муниципального образования «Жадовское городское поселение
Барышского района Ульяновской области об обязании в целях устранения выявленных
нарушений законодательства, изложенных Средне-Поволжским управлением
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в
Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному периоду 2023-2024
г.г. №73-03/1-2023 от 24 октября 2023 года, организовать выполнение работ на
котельной по адресу: *** отменить.
Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении
административного иска прокурора Барышского района Ульяновской области в
указанной части отказать.
В остальной части решение Барышского городского суда Ульяновской
области от 30 мая 2024 года оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через
суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 21.10.2024