Судебный акт
Компенсация за неисполнение решения
Документ от 16.10.2024, опубликован на сайте 22.10.2024 под номером 115057, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

                Дело № 3а-236/2024                                                                                                                                    73OS0000-01-2024-000267-51

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

16 октября 2024 года                                                                          г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре   Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Нязировой Надежды Валерьевны к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

у с т а н о в и л:

 

Нязирова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 руб., расходов по оплате госпошлины – 300 руб.

В обоснование заявленного требования указала, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10.02.2022 на Министерство  строительства и архитектуры Ульяновской области возложена обязанность  обеспечить её благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда  по договору найма специализированных жилых помещений   на территории муниципального образования «город Ульяновск». Исполнительный лист, выданный Ленинским районным судом города Ульяновска, был предъявлен к исполнению в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, где 18.11.2022 возбуждено исполнительное производство № ***. Должником до настоящего времени решение суда не исполнено.

Ранее решением Ульяновского областного суда от 28.11.2023 по делу       № *** в её пользу уже присуждалась компенсация за нарушение права на исполнение решения суда.

Судом к участию в деле в качестве ответчика была привлечена Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц -  Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов, областное государственное казенное учреждение «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области».

В судебном заседании представитель Нязировой Н.В.  - Сотников И.А. поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве на иск указал на то, что считает Министерство ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее также Министерство).

Заявленный истцом размер компенсации считает завышенным и не отвечающим принципам разумности и справедливости.

Указывает, что Министерством систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  на территории Ульяновской области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 8000 руб.

Таким образом, в действиях Министерства отсутствует нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В  отзыве просил в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что заявленный истцом размер компенсации является завышенным. Кроме того, указал на то, что на основании распоряжения Министерства от *** истцу предоставлено жилое помещение по адресу: *** и заключен договор найма жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ***.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав  материалы настоящего административного дела, обозрев гражданское дело Ленинского районного суда г.Ульяновска  № ***, административное дело Ульяновского областного суда № ***, материалы исполнительного производства № ***, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ) (абзац 1-й).

В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (абзац 2-й).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом   установлено,   что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10.02.2022 по     гражданскому    делу № ***  на Министерство  строительства и архитектуры Ульяновской области возложена обязанность обеспечить *** (после заключения брака – Нязирова) *** благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда  по договору найма специализированных жилых помещений   на территории муниципального образования «город Ульяновск». 

Указанное решение суда не обжаловалось в апелляционном порядке и вступило в законную силу 18.03.2022.

22.03.2022 Ленинским районным судом г. Ульяновска  в адрес *** был направлен исполнительный лист серии *** почтовой корреспонденцией.

Указанный исполнительный лист был направлен истцом для принудительного исполнения в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, где 18.11.2022 возбуждено исполнительное производство в отношении должника - Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12.05.2023 произведена замена должника на его правопреемника - Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

В связи с длительным неисполнением решения суда об обеспечении Нязировой Н.В. жилым помещением решением Ульяновского областного суда от 28.11.2023 по делу №*** в её пользу присуждалась компенсация в размере 20 000 руб.

С настоящим административным исковым заявлением Нязирова Н.В. обратилась в суд 04.09.2024 (согласно штампу на почтовом конверте), т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от *** истцу предоставлено жилое помещение по адресу: *** и с ней заключен договор найма жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ***. В связи с этим постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП *** от 29.08.2024 исполнительное производство окончено.

Определяя продолжительность периода исполнения решения  Ленинского районного суда г. Ульяновска  от 10.02.2022, суд исходит из следующего.

Общая продолжительность неисполнения судебного решения суда исчисляется судом в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от    29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»,  со дня вступления в законную силу решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10.02.2022, то есть с 18.03.2022.

С учетом этого период исполнения судебного решения на момент разрешения настоящего административного спора составляет 2 года 6 мес. 28 дней.

В абзацах 1, 3 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец. Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.

В данном случае судом оценивается период неисполнения решения суда с 29.11.2023 (следующий день за днем принятием Ульяновским областным судом решения от 28.11.2023 по делу № *** о присуждении Нязировой Н.В. компенсации за нарушение права на исполнение решения суда в разумный срок)  по день фактического исполнения решения суда об обеспечении истца жилым помещением – 20.08.2024. Данный период составляет 8 мес. 22 дня.

В указанный период времени судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, должник привлекался к административной ответственности.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные административным ответчиком в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

В ходе рассмотрения дела установлено, что исполнительное производство не приостанавливалось, судебные акты об отсрочке исполнения решения суда не принимались. Действий, направленных на задержку исполнения судебного акта, со стороны административного истца не установлено.

При таких обстоятельствах Нязирова Н.В. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ     от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения            части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, не имеющего собственного жилого помещения, суд считает необходимым присудить     Нязировой Н.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей. Заявленный истцом размер компенсации в сумме 40 000 руб. не отвечает требованиям разумности, и не соотносится с ранее взысканной в пользу истца суммой  в счет компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 300 руб.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3  статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Нязировой Надежды Валерьевны удовлетворить частично.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу  Нязировой Надежды Валерьевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей, расходы по госпошлине в сумме 300 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                        Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 18.10.2024.