УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-001773-14
Судья Жилкина А.А. Дело № 33-4748/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л
Е Н И Е
город Ульяновск 8 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.,
при секретаре Аладине А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 мая 2024 года
по гражданскому делу № 2-2317/2024, по которому постановлено:
исковые
требования Слепенкова Кирилла Сергеевича
удовлетворить частично.
Обязать
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области обеспечить Слепенкова Кирилла Сергеевича, ***,
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения на территории Муниципального образования
«город Ульяновск».
В
удовлетворении остальной части требований, к областному государственному
казенному учреждению «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской
области» - отказать.
Заслушав доклад судьи Санатулловой
Ю.Р., судебная коллегия
установила:
Слепенков К.С. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, областному
государственному казенному учреждению «Центр управления недвижимым имуществом
Ульяновской области» о возложении обязанности обеспечить специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных
требований указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения
в городе Ульяновске, однако, не обеспечен жилым помещением по причине
отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской
области квартир. Закрепленного жилого помещения, жилого помещения в
собственности, доли в собственности жилого помещения, по договору социального
найма жилого помещения, не имеет.
С учетом
изложенного просил суд обязать Министерство жилищно‑коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить его специализированным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск»
Ульяновской области в Заволжском районе.
Судом к участию в деле в качестве
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета
спора, привлечено Министерство социального развития Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области содержится просьба об отмене
решения суда и принятии по делу нового решения.
В обоснование доводов жалобы указано, что Министерством
жилищно‑коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области
принимаются исчерпывающие меры для реализации возложенных на него полномочий по
обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области для детей-сирот. Невозможность обеспечения истца жилым помещением
является следствием недостаточности выделяемого на данные цели финансирования.
Также отмечено, что принятие судебного акта, возлагающего на
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области обязанность заключить с истцом договор найма жилого помещения, является
необоснованным. Обеспечение жильем является дополнительной социальной гарантией
для детей-сирот, получение жилого помещения является правом, а не обязанностью
гражданина. Также отмечено, что принятие судебного акта, возлагающего на
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области обязанность заключить с истцом договор найма жилого помещения, является
необоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу Слепенков
К.С. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
Истец
Слепенков К.С., представители ответчиков Министерства
жилищно‑коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, областного
государственного казенного учреждения «Центр управления недвижимым имуществом
Ульяновской области», представитель третьего лица Министерства социального
развития Ульяновской области в суд апелляционной инстанции не явились, о
времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены
решения суда.
Как
установлено судом и следует из материалов дела, Слепенков
К.С., ***, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, поскольку его отец – Слепенков С.В. и мать
– Слепенкова Е.Г. решением Заволжского районного
суда г. Ульяновска от 26.12.2006 лишены родительских прав (л.д. 48-49).
Решением Координационного совета по защите прав и интересов
несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития
Ульяновской области от 24.05.2018 Слепенков К.С. был
включен в список детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного
фонда Ульяновской области (л.д. 25).
В связи с длительным
периодом непредставления жилого помещения Слепенков
К.С. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой
инстанции, изучив собранные по делу доказательства, оценив доводы и возражения
сторон по правилам статьи 67
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь
положениями статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей», пришел к выводу о наличии оснований для
удовлетворения заявленных требований, поскольку в ходе судебного
разбирательства установлено, что Слепенков К.С.
относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, у него возникло право на обеспечение благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда, данное право не поставлено
действующим законодательством в зависимость от даты включения в список
подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей‑сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, отсутствие у ответчика необходимых бюджетных
ассигнований на исполнение обязанности по обеспечению указанной категории лиц
жилыми помещениями не может служить основанием для освобождения ответчика от
исполнения данной обязанности в отношении истца.
Судебная коллегия
соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для
удовлетворения заявленных требований к Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области, поскольку в ходе судебного
разбирательства объективно установлены обстоятельства, свидетельствующие о
нарушении жилищных прав Слепенкова К.С., данный ответчик
обоснованно признан надлежащим лицом по выполнению предусмотренной законом
обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, поскольку дети-сироты
обеспечиваются специализированными жилыми помещениями исполнительным органом
Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области
государственное управление в сфере строительства, которым является Министерство
жилищно‑коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.
Отклоняя доводы жалобы об
отсутствии достаточного финансирования, судебная коллегия исходит из того, что
отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в
обеспечении прав указанной категории граждан. Данные вопросы регулируются
бюджетными отношениями, стороной которых Слепенков
К.С. не является.
Действующее
законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями специализированного
жилищного фонда с наступлением определенных событий - достижением возраста 18
лет; окончанием срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях
социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных
учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей; завершением обучения в
образовательных организациях профессионального образования, либо окончанием
прохождения военной службы по призыву, либо окончанием отбывания наказания в
исправительных учреждениях.
Наличие указанных
юридических фактов является основанием возникновения права лиц названной категории
на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
При этом федеральный
законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое
помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость
обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его
возникновения.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, обязанности по заключению с истцом договора найма
специализированного жилого помещения на Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области оспариваемым решением не
возложено.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции с
достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана
надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом
правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 мая 2024 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно‑коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный
суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16
октября 2024 года