Судебный акт
Об устранении нарушений законодательства
Документ от 01.10.2024, опубликован на сайте 21.10.2024 под номером 115032, 2-я гражданская, Об обязании к совершению действий, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0006-01-2024-000354-29

Судья Гаврилова Е.И.                                                                    Дело №33а-4205/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      1 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Буделеева В.Г.,

при секретаре Чичкиной А.П. 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 30 мая 2024 года по делу №2-263/2024, которым постановлено:

иск прокурора Барышского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (ИНН 7309009019, ОГРН 1217300009970) в срок до 1 октября 2024 года устранить выявленные нарушения законодательства, изложенные Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному периоду 2023-2024 г.г., № 73-03/2-2023 от 24 октября 2023 г., а именно:

на котельной  по адресу: *** и на котельной по адресу: ***

- укомплектовать штат сотрудников обученным электротехническим персоналом;

- провести  наладку эксплуатируемых тепловых сетей и  представить в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подтверждающие документы;

-  провести техническое освидетельствование и диагностику оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения в соответствии с планом подготовки к работе в отопительный период, и представить в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору документы, подтверждающие выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период;

- провести  организационно-технические мероприятия по продлению срока эксплуатации теплоэнергетического оборудования, зданий и сооружений сверх ресурса и представить подтверждающие документы в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подтверждающие документы.

Обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» (ИНН 7304002563, ОГРН 1027300517089) и администрацию муниципального образования «Измайловское городское поселение Барышского района Ульяновской области (ИНН 7306037553, ОГРН 1057306008320) в целях устранения  выявленных нарушений законодательства, изложенных Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному периоду 2023-2024 г.г., № 73-03/2-2023 от 24 октября 2023 года, организовать выполнение работ  на котельной  по адресу: *** и  на котельной по адресу: ***

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области Чумбуридзе И.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Тимофеева М.С., не согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего  решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Барышского района Ульяновской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ООО «Энергоресурс»,  администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Измайловское  городское поселение» Барышского района Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушение  законодательства.

В обоснование административного иска прокурор указал, что в ходе проведенной Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору оценкой готовности муниципального образования «Измайловское городское поселение» Барышского района Ульяновской области к отопительному сезону  2023 - 2024 г.г. в деятельности ООО «Энергоресурс», осуществляющего теплоснабжение на территории городского поселение, было выявлено 6 замечаний со сроком устранения до 15.11.2023, которые указаны в Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному сезону от 24.10.2023 № 73-03/2-2023.

К указанному сроку нарушения не были устранены в полном объеме, в связи с чем, паспорт готовности муниципального образования «Измайловское  городское поселение» Барышского района Ульяновской области к отопительному  периоду 2023-2024 г.г. выдан не был. Более того, ряд нарушений, указанных в Перечне замечаний, не устранены до настоящего времени.

Непринятие мер к устранению замечаний может негативно сказаться на подготовке и прохождении на территории муниципального образования  «Измайловское городское поселение» Барышского района Ульяновской области отопительного сезона 2024-2025 г.г., а также привести к отказу в согласовании соответствующего паспорта, что создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

На основании изложенного, прокурор просил возложить на ООО «Энергоресурс»  обязанность в течение трех месяцев  со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, изложенные Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному периоду 2023-2024 г.г. от 24.10.2023 №73-03/2-2023, а именно: на котельной  по адресу: *** и на котельной по адресу: ***

укомплектовать штат сотрудников обученным электротехническим персоналом;

провести  наладку эксплуатируемых тепловых сетей и  представить в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подтверждающие документы;

провести техническое освидетельствование и диагностику оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения в соответствии с планом подготовки к работе в отопительный период, и представить в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору документы, подтверждающие выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период;

провести  организационно-технические мероприятия по продлению срока эксплуатации теплоэнергетического оборудования, зданий и сооружений сверх ресурса и представить подтверждающие документы в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подтверждающие документы.

Обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области и администрацию муниципального образования  «Измайловское городское поселение» Барышскогго района Ульяновской области  организовать выполнение работ в целях устранения  выявленных нарушений законодательства, изложенных Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному периоду 2023-2024 г.г. от 24.10.2023 №73-03/2-2023.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.

Полагает, что предъявление требований согласно Перечню замечаний по отопительному периоду 2023-2024 гг. является необоснованным, поскольку в настоящий момент указанный отопительный период окончен, предстоящий отопительный сезон еще не наступил, следовательно, указанный перечень и ссылка на него суда не имеют правового значения. Считает необоснованным возложение обязанности по проведению мероприятий, указанных в решении, на администрацию района, поскольку указанные в перечне замечаний нарушения адресованы эксплуатирующей организации ООО «Энергоресурс».

В решении суда не приведено нормативного обоснования, в соответствии с которым администрация обязана организовывать выполнение работ за коммерческую организацию. Таким образом, возложение решением суда на администрацию обязанности по дополнительному финансированию коммерческой организации ущемляет законные права бюджетного учреждения. Указывает, что бремя содержания котельных в надлежащем состоянии возложено на арендатора котельной - ООО «Энергоресурс». Администрация как орган местного самоуправления не может являться хозяйствующим субъектом и осуществлять деятельность по теплоснабжению, следовательно, не может являться надлежащим ответчиком по делу.

Определением от 08.08.2024 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебное заседание не явились представители администрации муниципального образования «Измайловское городское поселение» Барышскогго района Ульяновской области и Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность принятого по делу решения по правилам ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, в реестре муниципального имущества муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области числятся здания котельных по адресу: *** и ***

Данные здания котельных и теплотрассы переданы по договору аренды  муниципального имущества от 05.09.2023 №7 в аренду ООО «Энергоресурс» (л.д. 117-124).

Проведенной Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору оценкой готовности муниципального образования «Измайловское городское поселение» Барышского района Ульяновской области к отопительному сезону 2023-2024 г.г. в деятельности ООО «Энергоресурс», осуществляющего теплоснабжение на территории  МО «Измайловское городское поселение», выявлено 6 замечаний со сроком устранения до 15.11.2023, которые указаны в Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному сезону от 24.10.2023 № 73-03/2-2023 (л.д. 34-38).

Прокуратурой установлено, что до настоящего времени ООО «Энергоресурс» не устранены 4 нарушения, указанные в пунктах 1-4 Перечня, а именно:

не обеспечено функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной службы, а именно: котельные не укомплектованы обученным установленным образом электротехническим персоналом (нарушение п. 1.3 ПТЭТЭ, п. 7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утв. приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103);

не представлены документы, подтверждающие проведение наладки тепловых сетей, эксплуатируемых предприятием (нарушение п. 2.5.4 ПТЭТЭ, п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утв. приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103);

не представлены документы, подтверждающие выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения (нарушение п. 2.7.3 ПТЭТЭ, п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утв. приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103);

не в полном объеме представлены документы, подтверждающие отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования, зданий и сооружений сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации (нарушение п. 3.3.9 ПТЭТЭ, п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утв. приказом Минэнерго России от  12.03.2013 № 103).

В связи с имеющимися нарушениями требований федерального законодательства в сфере теплоснабжения 19.01.2024 прокуратурой района в адрес главы администрации муниципальное образование «Измайловское городское поселение» Барышского района Ульяновской области, главы администрации муниципальное образование «Барышский район» Ульяновской области внесены представления об устранении нарушений закона (л.д. 15, 18-19).

Удовлетворяя заявленные прокурором требования и возлагая на ООО «Энергоресурс» обязанность по устранению нарушений, суд первой инстанции, установив факт неустранения выявленных нарушений, исходил из того, что ООО «Энергоресурс» является теплоснабжающей организацией, источники теплоснабжения (котельные) переданы в аренду данной организации, которая в соответствии с условиями договора аренды обязана содержать их в полной исправности  и надлежащем состоянии, в связи с чем общество несет обязанность по надлежащей подготовке к котельных к эксплуатации в отопительном сезоне.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам по делу, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет промышленную безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и их последствий.

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения названного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных названным Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду.

В соответствии с пунктом 13 указанных Правил в  целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения (п.п. 11).

Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ПТЭТЭ), в соответствии с пунктом 1.3 которых электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. Эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом.

Пунктом 2.5.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок предусмотрено, что организация периодически, но не реже одного раза в 5 лет, проводит режимно-наладочные испытания и работы, по результатам которых составляются режимные карты, а также разрабатываются нормативные характеристики работы элементов системы теплоснабжения. По окончании испытаний разрабатывается и проводится анализ энергетических балансов и принимаются меры к их оптимизации.

Строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией (п. 3.3.9 ПТЭТЭ).

Согласно п.2.2 Устава ООО «Энергоресурс» предметом деятельности общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, эксплуатация тепловых сетей (л.д. 103-104).

Спорные котельные принадлежат ООО «Энергоресурс» на праве аренды и используются при осуществлении предпринимательской уставной деятельности.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность устранить выявленные нарушения законодательства, связанные с ненадлежащей подготовкой котельных к отопительному сезону должна быть возложена именно на энергоснабжающую организацию ООО «Энергоресурс».

Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о возложении на администрацию муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области и администрацию муниципального образования «Измайдовское городское поселение» Барышского района Ульяновской области обязанности по организации работ на котельной в целях устранения  выявленных нарушений законодательства.

Действительно, организация теплоснабжения относится к вопросам местного значения муниципальных образований в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вместе с тем, для осуществления теплоснабжения органом местного самоуправления заключен договор аренды с теплоснабжающей организацией ООО «Энергоресурс», которой котельные и теплосети переданы на период до заключения концессионного соглашения. Согласно договору аренды арендатор обязан использовать источники теплоснабжения по прямому назначению, содержать арендуемые источники теплоснабжения и прилегающие территории в полной исправности и в надлежащем состоянии. Арендатор вправе в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации имущества определять периодичность, объемы, сроки и стоимость работ по обслуживанию имущества, осуществлению текущих ремонтов, проверок и испытаний имущества.

Как верно указано судом в решении, обязанность устранить выявленные нарушения законодательства возложена именно на энергоснабжающую организацию ООО «Энергоресурс», которая, как юридическое лицо, вправе, в случае необходимости, если это предусмотрено действующими нормативными актами, требовать от собственника имущества возмещения понесенных ею расходов, связанных с содержанием переданного в аренду имущества.    

Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам теплоснабжающей организации использующей арендованные источники теплоснабжения в коммерческих целях. При этом непосредственная надлежащая техническая подготовка котельных к отопительному сезону, относится к обязанности теплоснабжающей организации.

Для возложения на администрацию муниципального образования обязанности по организации выполнения спорных работ на котельных, в материалы дела должны быть представлены доказательства о несостоятельности (банкротстве) эксплуатирующей теплоснабжающей организации или отсутствии таковой в связи с расторжением договора аренды и незаключением концессионного соглашения.

Таких доказательств материалы дела не содержат.

Данные обстоятельства судом первой инстанции учтены не были.

Таким образом, неправильное применение судом норм материального права привело к неверному выводу о возложении обязанности по организации работ на котельных на администрации района и городского поселения.

Надлежащим ответчиком по настоящему делу является ООО «Энергоресурс».

Данная организация является коммерческой, осуществляет деятельность по производству тепловой энергии  котельными и не является структурным подразделением органа местного самоуправления.

Ссылка ООО «Энергоресурс» в суде первой инстанции на то, что утвержденными тарифами не предусмотрено проведение спорных работ, не свидетельствует о необходимости возложения на администрации муниципальных образований обязанности по организации выполнения на котельных работ, которые относятся к полномочиям эксплуатирующей организации.

В связи с изложенным, решение в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, предъявленного к органам местного самоуправления.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 30 мая 2024 года в части удовлетворения административного иска прокурора Барышского района Ульяновской области к администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Измайловское городское поселение Барышского района Ульяновской области об обязании в целях устранения выявленных нарушений законодательства, изложенных Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в Перечне замечаний к акту оценки готовности к отопительному периоду 2023-2024 г.г. №73-03/2-2023 от 24 октября 2023 года, организовать выполнение работ на котельной по адресу: *** и на котельной по адресу: *** отменить.

Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении административного иска прокурора Барышского района Ульяновской области в указанной части отказать.

В остальной части решение Барышского городского суда Ульяновской области от 30 мая 2024 года оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.10.2024.