Судебный акт
О досрочном назначении страховой пенсии по старости
Документ от 08.10.2024, опубликован на сайте 18.10.2024 под номером 114976, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости как работнику гражданской авиации, установить ежемесячную надбавку к пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2024-000958-34

Судья Жилкина А.А.                                                                       Дело № 33-4712/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        8 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Самылиной О.П., Панкрушиной Е.Г.,

при секретаре Дементьевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1395/2024                     по апелляционной жалобе представителя Ежова Вадима Дмитриевича –              Иваненкова Валерия Игоревича на решение Ленинского районного суда                            города Ульяновска от 4 апреля 2024 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Ежова Вадима Дмитриевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить досрочную пенсию и установить ежемесячную доплату к пенсии отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Ежова В.Д., его представителя Иваненкова В.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания        Волга-Днепр» Салминой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Ежов В.Д. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости и установить ежемесячную доплату к пенсии.

Исковые требования мотивированы тем, что 22.09.2023 Ежов В.Д. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по Ульяновской области от 02.11.2023 № *** истцу отказано в досрочном установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (не менее 25 лет); в связи с отсутствием медицинского заключения врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК), подтверждающего оставление летной работы по состоянию здоровья. Рекомендовано обратиться за установлением досрочной страховой пенсии по старости при наличии стажа на соответствующих видах работ не менее 25 лет. Решением ОСФР по Ульяновской области от 02.11.2023 № *** истцу отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» в связи с отсутствием подтверждения оставления летной работы по состоянию здоровья; в связи с отсутствием выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин. Рекомендовано обратиться за назначением ежемесячной доплаты к пенсии при наличии стажа на соответствующих видах работ не менее 25 лет. Считает отказы незаконными и необоснованными. Отстранение от летной работы и последующее увольнение истца из общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания Волга-Днепр» (далее – ООО «Авиакомпания Волга-Днепр») произведено работодателем на основании заключения врачебной комиссии от 18.09.2023 по состоянию здоровья, препятствующему продолжению летной работы. 30.10.2023 истец прошел медицинское освидетельствование состояния здоровья в бюро № *** Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по результатам которого ему установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 30%. В соответствии с федеральными авиационными правилами лица с установленной частичной или полной утратой профессиональной трудоспособности по профессиональному заболеванию органа слуха признаются не годными к летной службе. Однако ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» не направило истца на стационарное медицинское обследование и лечение в медицинские организации, находящиеся в ведении уполномоченного органа, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере гражданской авиации, а сразу приступила к процедуре увольнения, что лишило истца возможности медицинского освидетельствования в Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации. Кроме того, работодатель в период осуществления истцом трудовой функции передавал в ОСФР по Ульяновской области недостоверные сведения о часах налета членов летных экипажей и эти заниженные данные отражал в летной книжке, справке о налете членов летных экипажей. Просьба истца о передаче верных сведений о часах налета, адресованная работодателю, осталась без удовлетворения. При этом работодателем занижен налет истца за 2010 год и 2011 год более чем на 250 часов. ОСФР по Ульяновской области надлежащий контроль за достоверностью представляемых страхователем ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» сведений о часах налета членов летных экипажей не осуществляло, в то время как указанная обязанность возложена на пенсионный орган Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».

С учетом уточненных исковых требований Ежов В.Д. просил суд признать незаконными решения ОСФР по Ульяновской области от 02.11.2023 № ***, от 02.11.2023 № ***, возложить на ответчика обязанность досрочно назначить ему страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере, установленном для полного стажа работы, и назначить ежемесячную доплату к страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» с даты подачи заявления 22.09.2023.            

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ООО «Авиакомпания Волга-Днепр», государственное учреждение здравоохранения «Ульяновский областной медицинский центр оказания помощи лицам, пострадавшим от радиационного воздействия, и профессиональной патологии имени Максимчука В.М.».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ежов В.Д. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Обращает внимание, что согласно заключению медико-социальной экспертизы от 30.10.2023 истцу установлена частичная утрата профессиональной трудоспособности по профессиональному заболеванию органа слуха, которое однозначно свидетельствует о его негодности к летной работе. Решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости вынесено ОСФР по Ульяновской области на основании недостоверного налета, который представлен страхователем ООО «Авиакомпания Волга-Днепр». До 2014 года в                                ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» существовала незаконная система уменьшения налета членов летных экипажей воздушных судов, в результате которой страхователь представлял в ОСФР по Ульяновской области недостоверные (заниженные) данные о налете членов летных экипажей. Однако Отделением надлежащий контроль за достоверностью сведений страхователя не осуществлялся. ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» в подтверждение налета истца представлены фотокопии (скриншоты) страниц программы учета летного персонала Flight Personal, а не официальной программы страхователя «Информационная система управления полетами»/«Operations». Согласно пункту 4.1.5 «Налета по месяцам, годам и типам ВС» «Порядка ведения летной книжки и получения свидетельств летных специалистов» раздел 5 должен вести специалист штаба ЛС на основании данных из заданий на полет о полетном времени экипажа. Однако данное требование при учете налета увеличенного состава летного экипажа не выполнялось, при этом к полетному времени экипажа применялся коэффициент 0,67, уменьшающий фактический налет всем членам увеличенного летного экипажа, и в летную книжку вносились данные из заданий на полет о полетном времени члена летного экипажа. С целью реализации этого противоправного действия в главу 7 части А «Руководства по производству полетов                                   ООО «Авиакомпания Волга-Днепр», наряду с обязательным термином «Полетное время летного экипажа», был введен незаконный термин «Полетное время члена летного экипажа», который в 2014 году был изъят из Руководства по производству полетов. Также в главу 15 части А «Руководства по производству полетов                      ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» помещен бланк задания на полет, на обратной стороне которого до 2014 года фиксировался незаконный индивидуальный налет члена летного экипажа с уменьшающим реальный налет коэффициентом, который затем и вносился в летную книжку. В связи с чем у членов летных экипажей, которые ежегодно знакомились с летной книжкой, не было никаких причин для записи замечаний по ее ведению. Действующим «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации», утвержденным приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 21.11.2005 № 139, уменьшение полетного времени (налета) конкретным членам увеличенного состава летного экипажа по сравнению с полетным временем всего увеличенного состава летного экипажа не предусмотрено. Таким образом, с момента введения термина «Полетное время члена летного экипажа» до момента его изъятия в 2014 году из Руководства по производству полетов в ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» существовала незаконная система уменьшения налета членов летного экипажа при полете в увеличенном составе летного экипажа, целью которой являлось сокрытие превышения установленных федеральных норм полетного времени за месяц, квартал и год. Кроме того, отмечает, что ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» производило оплату членам летных экипажей за фактическое достоверное полетное время экипажа, указанное на лицевой стороне задания на полет, следовательно, в расчетных листках по заработной плате указывался достоверный фактический налет и с заработка, начисленного на этот налет, уплачивались в полном объеме все обязательные страховые платежи. Так, в соответствии с расчетными листками по заработной плате достоверный налет истца, за который были начислены и уплачены в полном объеме все обязательные страховые платежи, за период с 2008 года по 2013 год включительно составил 2516 часов                  27 минут, таким образом, общий достоверный налет за весь период работы в                  ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» в должности *** с                     2008 года по 2023 год составил 6590 часов 15 минут.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в пункте 13 части 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не применяемого, в том числе в указанной части, с 01.01.2015.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013                 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховых пенсий по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» используется, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту «з» части 1 постановления Правительства Российской Федерации № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 459 право на пенсию за выслугу лет имеют члены экипажей воздушных судов.

На основании подпункта «а» пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного состава, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР № 459, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах «б» – «г» настоящего пункта) – за один месяц выслуги.

Исходя из подпункта «а» пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах «б» – «г» настоящего пункта) – за 1 календарный месяц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013               № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 14  Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015.

Согласно статье 1 Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (часть 1). Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, -–не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин (часть 2). Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии (часть 5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 № 155 утверждены Правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», согласно пункту 2 которых в выслугу засчитываются периоды работы в должностях, указанных в списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

Списком должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 № 155, предусмотрена должность бортрадиста.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.09.2023 Ежов В.Д., *** года рождения, обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением досрочном о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и 27.09.2023 с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 02.11.2023 № ***                          Ежову В.Д.  отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013              № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (не менее 25 лет), отсутствием медицинского заключения врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК), подтверждающего оставление летной работы по состоянию здоровья                 (т. 1 л.д. 8-13).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 02.11.2023 № ***             Ежову В.Д. отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» в связи с отсутствием подтверждения оставления летной работы по состоянию здоровья, отсутствием выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин (т. 1 л.д. 14-18).

В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитаны следующие периоды работы: с 20.10.2008 по 30.12.2008,                 с 11.01.2009 по 27.04.2009, с 29.04.2009 по 28.07.2009, с 05.08.2009 по 16.11.2009,            с 24.11.2009 по 16.02.2010, с 24.02.2010 по 23.08.2010, с 25.08.2010 по 08.11.2010,           с 15.11.2010 по 23.02.2017, с 11.03.2017 по 18.04.2017, с 12.06.2017 по 27.10.2017,           с 01.01.2018 по 28.03.2018, с 04.04.2018 по 27.05.2018, с 26.06.2018 по 31.12.2018,             с 12.02.2019 по 30.05.2019, с 12.07.2019 по 01.11.2019, с 01.12.2019 по 30.08.2020,              с 28.09.2020 по 18.02.2021, с 19.03.2021 по 04.07.2021, с 19.08.2021 по 12.10.2021,            с 28.10.2021 по 06.03.2022, с 01.07.2022 по 21.09.2023 – в качестве *** ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» по трудовой книжке, летной книжке, выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Стаж на соответствующих видах работ исчислен по пункту 1 «а» Правил от 04.09.1991         № 459, каждые 20 часов налета за один месяц выслуги.

По представленным сведениям и копиям летной книжки                                         ООО «Авиакомпания Волга-Днепр», справке от 22.09.2023 налет часов Ежова В.Д. составил в 2008 – 71:50 час., в 2009 – 190:18 час., в 2010 – 384:54 час., в 2011 – 377:51 час., в 2012 – 374:46 час., в 2013  – 311:24 час., в 2014 – 361:29 час., в 2015 – 393:58 час., в 2016 – 462:13 час., в 2017 – 472:07 час., в 2018 – 574:25 час., в 2019 – 351:21 час., в 2020 – 497:05 час., в 2021 – 464:23 час., в 2022 – 418:17 час., в 2023 – 78:30 час., всего 5784 часа 51 минута.

В страховой и специальный стаж Ежову В.Д. не включен период с 01.07.2019 по 11.07.2019 (11 дн.) как период неоплаты во время работы в                                          ООО «Авиакомпания Волга-Днепр».

На дату обращения (22.09.2023) у Ежова В.Д. имелась требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составил 24 года 1 месяц 7 дней при требуемом – не менее 25 лет.

Ежов В.Д. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» 10.01.2022.

Согласно справке серии МСЭ/2022 № 0037050 Ежову В.Д. установлена степень утраты профессиональной трудоспособности – 30% на период с 02.10.2023 по 01.11.2024 (т. 1 л.д. 21). Из выписки ГУЗ «Ульяновский областной клинический медицинский центр оказания помощи лицам, пострадавшим от радиационного воздействия, и профессиональной патологии имени Героя Российской Федерации Максимчука В.М.» от 18.09.2023 усматривается диагноз истца «***»                                        (т. 1 л.д. 19-20).

22.09.2023 истец уволен ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» по пункту 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 настоящего Кодекса) (т. 1 л.д. 45 оборот).

Поскольку у истца отсутствовал необходимый стаж на соответствующих видах работ, Ежовым В.Д. не представлен документ о том, что увольнение с работы произведено по состоянию здоровья (болезни), установленным компетентным органом – врачебно-летной экспертной комиссией (ВЛЭК), пенсионным органом также отказано в досрочном установлении страховой пенсии по старости и доплаты к пенсии по заявленному основанию.

Не согласившись с решениями ОСФР по Ульяновской области, Ежов В.Д. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами закона, регулирующими спорные правоотношения, исходил из отсутствия у истца требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (не менее 25 лет), а также медицинского заключения врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК), в результате чего пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

В целях установления досрочного пенсионного обеспечения необходимо документальное подтверждение оставления летной работы по состоянию здоровья.

Требования к специалистам авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации лица из числа специалистов авиационного персонала проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Пунктом 1 статьи 53.1 Воздушного кодекса Российской Федерации предусматривается, что обязательное медицинское освидетельствование членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением проводится центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В целях обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, охраны труда специалистов авиационного персонала федеральным законодательством закреплены требования об обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах лиц из числа специалистов авиационного персонала.

Приказом Минтранса России от 10.12.2021 № 437 утверждены федеральные авиационные правила «Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением» (далее – Порядок).

Члены летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и диспетчеры УВД должны иметь медицинское заключение о годности к выполнению работ по соответствующим должностям, выданное ЦВЛЭК ГА, созданной в медицинской организации, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, ВЛЭК ГА, созданными в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую в том числе выполнение работ (оказание услуг) по врачебно-летной экспертизе (пункт 2 Порядка).

В соответствии с пунктом 3 Порядка обязательное медицинское освидетельствование членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД, лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД проводится ВЛЭК ГА и ЦВЛЭК ГА в соответствии с настоящим Порядком.

В силу пункта 5 Порядка лицам, признанным годными по состоянию здоровья к выполнению функций членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД, либо лицам, претендующим на получение соответствующих свидетельств, выдаются медицинские заключения 1, 2 или 3 классов по форме, приведенной в приложении № 1 к настоящему Порядку.

Обязательное медицинское освидетельствование проводится по личному заявлению кандидата на получение медицинского заключения или направлению работодателя. Перед проведением медицинского освидетельствования кандидат на получение медицинского заключения оформляет заявление (рекомендуемый образец приведен в приложении № 2 к настоящему Порядку) (пункт 14 Порядка).

При соответствии состояния здоровья кандидата на получение медицинского заключения установленным требованиям оформляется медицинское заключение, копия которого в течение 2 рабочих дней по электронным каналам связи передается в уполномоченный орган в области гражданской авиации (пункт 22.4 Порядка).

При несоответствии состояния здоровья кандидата на получение медицинского заключения установленным требованиям ему выносится заключение о негодности кандидата на получение медицинского заключения к выполнению работ и функций, предусмотренных соответствующим свидетельством, и выдаются справка ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) об обязательном медицинском освидетельствовании и извещение об отказе в выдаче медицинского заключения. Справка ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) об обязательном медицинском освидетельствовании, извещение об отказе в выдаче медицинского заключения в течение 2 рабочих дней по электронным каналам связи передаются в уполномоченный орган в области гражданской авиации (пункт 22.5 Порядка).

Таким образом, определение годности по состоянию здоровья к летной работе и выдача медицинских заключений производится соответствующими врачебно-летными экспертными комиссиями (ВЛЭК).

Признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в силу пункта 5 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации является обстоятельством, не зависящим от воли сторон трудового договора, и одним из оснований прекращения трудового договора, предусмотренных пунктом 10 части первой статьи 77 этого кодекса.

Из анализа приведенных выше положений закона следует, что досрочное назначение страховой пенсии по старости при оставлении летной работы по состоянию здоровья предусмотрено в случае прекращения трудового договора с работником полностью неспособным к осуществлению данной трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным компетентным органом в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для подтверждения факта оставления летной работы по состоянию здоровья Ежов В.Д. представил в ОСФР по Ульяновской области трудовую книжку, копию выписки ГУЗ «Ульяновский областной клинический медицинский центр оказания помощи лицам, пострадавшим от радиационного воздействия, и профессиональной патологии имени Героя Российской Федерации Максимчука В.М.» от 18.09.2023.

На момент увольнения истец не был признан не годным к работе *** в установленном порядке.

Из отзыва ГУЗ «Ульяновский областной клинический медицинский центр оказания помощи лицам, пострадавшим от радиационного воздействия, и профессиональной патологии имени Героя Российской Федерации                     Максимчука В.М.» следует, что 18.09.2023 Ежов В.Д. на врачебной комиссии               ГУЗ «УОКМЦ ОПЛПРВ и ПП им. Максимчука В.М.» не рассматривался, профессиональное заболевание врачебной комиссией в указанный день не устанавливалось, заключение ВК не выдавалось. Для работников летного состава вопросы трудоспособности решаются на ВЛЭК (т. 1 л.д. 129-130).

Учитывая, что оставление работы по состоянию здоровья (болезни) подтверждается определенными документами, которые ни в пенсионный орган, ни в суд представлены не были, оснований для удовлетворения заявленных требований, вопреки доводам жалобы, у суда не имелось.

Наличие у истца на момент увольнения заболевания, препятствующего ему выполнять летную работу, в отсутствие заключения компетентного органа, правового значения при проверке обоснованности отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости не имеет.

Судом первой инстанции правильно отмечено, что справка ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России об установлении 30% утраты профессиональной трудоспособности не является медицинским заключением, выданным компетентным органом в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России – органом, уполномоченным в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации давать заключения о годности членов летных экипажей к осуществлению летной деятельности.

При подсчете специального стажа ответчиком приняты во внимание, в том числе трудовая книжка, летная книжка, справка от 22.09.2023 № ***, копия приказа от 20.09.2023 № ***, выданные ООО «Авиакомпания                     Волга-Днепр», выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (т. 1 л.д. 59-74, 84-94).

При этом документом, подтверждающим выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка. В случае отсутствия летной книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений указанная информация может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке.

В материалах дела представлена справка от работодателя                                        ООО «Авиакомпания Волга-Днепр», которые подтверждает налет часов истца – 5784 часа 51 минуту (т. 1 л.д. 45), что соответствует 24 годам 1 мес. 7 дням специального стажа.

При подсчете специального стажа ответчиком не допущено каких-либо неточностей, подсчет осуществлен согласно представленным документам, согласующимся между собой.

Кроме того, в суде апелляционной инстанции представитель                                  ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» Салмина О.В. настаивала на правильности представленных в ОСФР по Ульяновской области сведениях относительно работника (налета часов истца).

Оснований полагать, что ответчик в рамках предоставленных ему полномочий относительно подсчёта стажа и досрочного назначения страховой пенсии по старости допустил какие-либо нарушения, не имеется.

Доводы истца о том, что в летную книжку, а также в сведения персонифицированного учета работодателем внесены несоответствующие действительности сведения, являлись предметом оценки суда первой инстанции и отражены в обжалуемом решении, с которой судебная коллегия соглашается.

Поскольку условия, предусмотренные пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», истцом при обращении к ответчику не подтверждены, отказ в назначении Ежову В.Д. страховой пенсии по старости досрочно, установлении доплаты к пенсии являлся правомерным.

Приведенные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.

Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не влечет отмены судебного постановления.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя                                           Ежова Вадима Дмитриевича – Иваненкова Валерия Игоревича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса                              Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.10.2024