У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0003-01-2024-001450-04
Судья Резовский Р.С.
Дело №33а-4170/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 24
сентября 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Буделеева В.Г.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 3 мая
2024 года, с учетом определения того же суда об устранении описки от 5 июля
2024 года, по делу №2а-1088/2024, которым постановлено:
административный иск
прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах
неопределённого круга лиц, к администрации города Ульяновска о признании незаконными
бездействия и понуждении к определенным действиям удовлетворить.
Признать незаконным
бездействие администрации города Ульяновска, выразившееся в неисполнении
возложенных на неё обязанностей по оборудованию в соответствии с требованиями
ГОСТ 25766-2007 остановочных пунктов: «Почта» (по проспекту Гая при движении в
сторону пересечения с улицей Варейкиса); «улица Чернышевского» (при движении в
сторону улицы Хлебозаводской); «Школа №48» (при движении в сторону улицы
Инзенская).
Обязать
администрацию города Ульяновска в течение месяца с момента вступления решения
суда в законную силу произвести следующие действия:
- привести в
соответствие с требованиями пункта
5.3.3.1 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования.
Элементы благоустройства. Общие требования» остановку общественного транспорта
«улица Чернышевского» (при движении в сторону улицы Хлебозаводской),
расположенную на улице Транспортной в районе дома №12/87 по улице
Чернышевского, путем установки на ней автопавильона (навеса), посадочной
площадки, заездного кармана, скамьи и урны для мусора;
- привести в
соответствие с требованиями пункта
5.3.3.1 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования.
Элементы благоустройства. Общие требования» остановку общественного транспорта
«Почта» (по проспекту Гая при движении в сторону пересечения с улицей
Варейкиса), расположенную в районе дома №86 по проспекту Гая, путем установки
на ней автопавильона (навеса), заездного кармана, скамьи, урны для мусора и
освещения;
- привести в
соответствие с требованиями пунктов
5.3.3.1 и 5.3.3.6 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего
пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» остановку
общественного транспорта «Школа №48» (при движении в сторону улицы Инзенская),
расположенную в районе дома №201 по улице Локомотивной, путем установки на ней
автопавильона (навеса), скамьи и урны для мусора, а также путем увеличения до
пяти метров или более, расстояния между остановочным пунктом и наземным
пешеходным переходом.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора гражданско-судебного отдела
прокуратуры Ульяновской области Тимофеева М.С., не согласившегося с доводами
апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
установила:
прокурор
Железнодорожного района города Ульяновска обратился в суд с административным
исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации города
Ульяновска о признании бездействия незаконным, обязании совершать определенные действия.
В обоснование
административного иска указал, что в ходе проверки соблюдения требований
законодательства о безопасности дорожного требования, установлено невыполнение администрацией
города Ульяновска обязанности по содержанию в надлежащем эксплуатационном
состоянии остановок общественного транспорта согласно требованиям пункта
5.3.3.1 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования.
Элементы благоустройства. Общие требования».
Ранее прокуратурой
района Главе города Ульяновска 21.11.2023 внесено представление об устранении
нарушений закона. Согласно полученному ответу администрация города Ульяновска
не оспаривает отсутствие элементов благоустройства. При этом указано, что
вопрос установки остановочных павильонов для пассажиров общественного
транспорта будет рассмотрен в процессе исполнения бюджета города Ульяновска в
2024 году.
Прокурор просил суд
признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска, выраженное в
неисполнении возложенных на неё обязанностей по оборудованию в соответствии с
требованиями ГОСТ 25766-2007 остановочных пунктов: «Почта» (по проспекту Гая
при движении в сторону пересечения с улицей Варейкиса); «улица Чернышевского»
(при движении в сторону улицы Хлебозаводской); «Школа №48» (при движении в
сторону улицы Инзенская); обязать администрацию города Ульяновска привести в
соответствие с требованиями ГОСТ 52766-2007 названные остановочные пункты.
К участию в деле в
качестве заинтересованных лиц привлечены Управление дорожного хозяйства и
транспорта администрации города Ульяновска, Управление архитектуры и
градостроительства администрации города Ульяновска, УМВД России по
Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит
его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении
административного иска.
В обоснование жалобы
указывает, что на остановочном пункте общественного транспорта по проспекту Гая
при движении в сторону пересечения с улицы Варейкиса («Почта») устроена
посадочная площадка, имеется пешеходный переход. На остановочном пункте
общественного транспорта «улица Чернышевского» устроен заездной карман, имеется
посадочная площадка. На остановочном пункте общественного транспорта «Школа
№48» устроен заездной карман, имеется пешеходный переход. Управлением закуплены
остановочные павильоны в соответствии с ГОСТ Р 527666-2007 для их установки на
вышеуказанных участках. В ходе осмотра остановочных пунктов специалистами
Управления было установлено, что данные остановочные пункты имеют стесненные
условия, которые не вмещают стандартные остановочные павильоны. В настоящее
время проводятся мероприятия по проведению закупок остановочных павильонов
меньшего размера (либо навесов) для обустройства остановочных пунктов по
указанным адресам.
Ссылается на то, что
администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные
средства, находящиеся в ее распоряжении носят целевой характер и используются в
соответствии с «Ведомственной структурой расходов бюджета МО «город Ульяновск».
В заседание суда
апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и
заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим
образом.
Судебная коллегия с
учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность принятого по
делу решения в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии
оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
В соответствии с ч.1
ст.39, ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах
своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми
заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов,
организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями,
в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что
оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному
правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан,
организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и
реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо
обязанности.
Согласно ч.3 ст.15
Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности
в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается
уполномоченными органами местного самоуправления.
Полномочия органов
местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения
являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу положений
ст.17 названного Федерального закона, ст.2 Федерального
закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание
автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических
регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и безопасных
условий движения транспортных средств по автомобильным дорогам, предупреждения
причин возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Содержание дорог
осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях
обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного
движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения
транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого
движения.
Основные параметры и
технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог
устанавливаются ГОСТ Р
52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы
обустройства. Общие требования», которым предусмотрено, что остановочные пункты
общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации
ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств
оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в
местах промежуточных остановок на маршруте следования (пункт 5.3.1).
Согласно
п. 5.3.2.1 ГОСТ Р
52766-2007 остановочный пункт должен состоять из следующих
элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания;
переходно-скоростные полосы; заездной «карман» (при размещении остановочного
пункта у пересечений и примыканий автомобильных дорог); боковая разделительная
полоса (для дорог I - III категорий); тротуары и/или пешеходные дорожки;
пешеходный переход; автопавильон или навес по 5.3.3.10;
скамьи; туалет (через 10 - 15 км для дорог I - III категорий); контейнер и урны
для мусора (для дорог IV категории только урна); технические средства
организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);
освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Пунктом 5.3.3.6
установлено, что остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на
магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на
магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным
пешеходным переходом на расстоянии не менее 15 м и 5 м до посадочной площадки
соответственно.
Допускается
размещение остановочных пунктов троллейбуса и автобуса перед перекрестком на
расстоянии не менее 25 м в случае, если: до перекрестка расположен крупный
пассажирообразующий пункт или вход в подземный пешеходный переход; пропускная
способность улицы до перекрестка больше, чем за перекрестком; сразу же за
перекрестком начинается подъезд к транспортному инженерному сооружению (мосту,
тоннелю, путепроводу) или находится железнодорожный переезд.
Применение на
обязательной основе пунктов 5.3.3.1, 5.3.3.6 обеспечивает безопасность
дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации (распоряжение
РФ от 04.11.2017 N 2438-р).
Как установлено
судом, прокуратурой Железнодорожного района города Ульяновска, в ноябре 2023
года была проведена проверка соблюдения требований законодательства о
безопасности дорожного требования, в ходе которой установлено, что остановочные
пункты «Почта» (по проспекту Гая при движении в сторону пересечения с улицей
Варейкиса), «улица Чернышевского» (при движении в сторону улицы
Хлебозаводской), «Школа №48» (при движении в сторону улицы Инзенская) не
соответствует требованиям ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего
пользования. Элементы благоустройства. Общие требования».
Выявленные нарушения
в работе администрации муниципального образования «город Ульяновск» послужили
основанием для внесения Главе города Ульяновска Болдакину А.Е. представления об
устранении вышеназванных нарушений закона.
Согласно справке о
проведении проверки эксплуатационного состояния дорог (улиц) в Железнодорожном
районе города Ульяновска от 25.04.2024, составленной прокуратурой
Железнодорожного района города Ульяновска совместно с ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД
России по Ульяновской области, остановочный пункт «улица Чернышевского»,
расположенный на улице Транспортной в районе дома №12/87 по улице
Чернышевского, в нарушение пункта 5.3.3.1 ГОСТ Р52766-2007 не оборудован
посадочной площадкой, заездным карманом, автопавильоном, скамьей, урной для
мусора. Остановочный пункт Школа №48», расположенный на улице Локомотивной, в
районе дома №201, в нарушение пункта 5.3.3.1 ГОСТ Р52766-2007 не оборудован
автопавильоном, скамьей, урной для мусора. Кроме того, данный остановочный
пункт, в нарушение пункта 5.3.3.6 ГОСТ Р52766-2007, расположен в менее чем пяти
метрах от наземного пешеходного перехода. Остановочный пункт «Почта»,
расположенный в районе дома №86 по проспекту Гая, в нарушение пункта 5.3.3.1
ГОСТ Р52766-2007 не оборудован заездным карманом, автопавильоном, скамьей,
урной для мусора, освещением.
Указанные факты
административным ответчиком не оспариваются.
Принимая во внимание
установленные по делу обстоятельства, приведенные нормы права, учитывая, что
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог, включающая комплекс
работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, относится к
вопросам местного значения и что финансовые обязательства, возникающие в связи
с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных
бюджетов, поскольку полномочия органов местного самоуправления в области
обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами
муниципальных образований, суд пришел к правильному выводу, что надлежащим
ответчиком по требованиям прокурора является администрация муниципального
образования «город Ульяновск», к полномочиям которой относится обязанность по
содержанию находящихся на территории города автомобильных дорог.
Поскольку
бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении
возложенных на него обязанностей по содержанию в надлежащем эксплуатационном состоянии
сооружений обслуживания движения - остановок общественного транспорта, влечет
существенное нарушение прав и законных интересов граждан, создает угрозу
безопасности дорожного движения в целом, суд правомерно признал незаконным
бездействие администрации города Ульяновска по неисполнению установленной
законом обязанности по оборудованию спорных остановочных пунктов в соответствии
с требованиями ГОСТ 25766-2007 и возложил на орган местного самоуправления
обязанность по приведению остановочных пунктов в соответствие с нормами
названного государственного стандарта.
Довод администрации
города Ульяновска в апелляционной жалобе о недостаточности финансирования не
освобождает административного ответчика от возложенной на него законом
обязанности по соблюдению Федеральных законов «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» «О безопасности дорожного
движения» «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» в целях надлежащего содержания дорог местного значения.
Принятое по делу
решение является по существу правильным, нормы материального и процессуального
права применены судом верно, процессуальных нарушений, влекущих безусловную
отмену решения суда, не допущено.
Оснований для
удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного
районного суда г.Ульяновска от 3 мая 2024 года, с учетом определения того же
суда об устранении описки от 5 июля 2024 года, оставить без изменения,
апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 03.10.2024.